Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 141.1

Севостьянов А.В., Бычкова Э.Ю.

Информация и знание как аспекты формирования

техносферы постиндустриального общества

ГУ МО Балашихинский центр занятости населения

В данном докладе с точки зрения социальной философии рассматривается проблема техносферы и ее влияния на современное общество. Изучение техносферы предполагается на основе ранее выделенных элементов структуры и внешнего составляющего. Особое внимание уделено информации и знаниям – аспектам, оказывающим существенное влияние на формирование техносферы, особенно на современном этапе. В основу периодизации этапов развития положен волновой подход Э.Тоффлера с выделением техносферы аграрного, индустриального и постиндустриального обществ. В результате представленного анализа достигается качественно новое понимание техносферы постиндустриального общества.

Ключевые слова: техносфера; информация; техника; постиндустриальное общество.

This report, in terms of social philosophy, discusses the problem of techno-sphere and its impact on contemporary society. Study of technosphere expected on the basis of previously selected elements of structure and external constituent. Particular attention is paid to information and knowledge – aspects of which have a substantial influence on the technosphere, especially at the present stage. Periodization of this development put the wave approach of E. Toffler with the release technosphere agricultural, industrial and postindustrial societies. As a result of this analysis is achieved by an entirely new understanding of the technosphere of postindustrial society.

Key words: technosphere; information; technology; postindustrial society.

Реалии XXI века сделали одним из центральных объектов изучения социальной философии проблему техносферы. В рамках данного доклада техносфера будет рассматриваться как созданная человечеством техническая действительность на каждом историческом этапе его развития. Помимо технических аспектов, а также биосферы как элемента внешнего воздействия, структура техносферы постиндустриального общества также включает в себя информацию и знание.

Информация представляет собой звено сложной иерархии «данные (сведения) – информация – знания». Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – это сведения (данные) об окружающем мире и протекающих в нем процессах [1], воспринятые специальным устройством и/или осмысливаемые человеком. Информация всегда материальна, однако осмысленная информация (на пути ее к знанию) нематериальна, что связано с нематериальностью самого человеческого сознания. Чтобы стать знанием, осмысленная информация также должна быть практически реализуема. В результате этого знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Они включают в себя научное, обыденное, религиозное и др. виды знаний.

Историческая роль информации и знаний стала проявляться с древнейших времен. Однако значительный рост их объема произошел в Европе, начиная с эпохи Возрождения, в связи с ростом интереса к окружающей действительности. Тогда знания об окружающей действительности формировалась эмпирически, что, в частности, привело к началу функционирования техносферы индустриального общества [2]. К XIX веку основным источником информации стала наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании биосферы. Ей предназначалось увеличивать власть человека над природой и утверждать в идее «венца эволюции». Информации отводилась роль формирования, обоснования и продвижения развития научного прогресса; увеличение ее объема приветствовалось и всячески поощрялось.

Задача информационной насыщенности науки была реализована в XX веке: в связи с развитием транспорта усилился взаимообмен информацией между странами и континентами, возросла роль средств массовой информации (печати, теле- и радиовещания), а появление в 70-х гг. Интернета привело этот процесс к его кульминации. Однако первоначальное оптимистическое отношение к информации в связи с ростом ее объемов привело к критике ее переизбытка.

  Отрицательное отношение к информации было связано с увеличением объема ее антипода – заведомо ложной информации (дезинформации). Совокупный рост объема дезинформации негативным образом сказывается на формировании людьми новых знаний. Тем временем, человек уже в XX веке нуждался не во всех имеющихся, а в полезных и практичных для него знаниях. Для реализации этой цели формирующая эти знания осмысленная информация должна отвечать трем параметрам: качеству (ее достоверности), избранности (интересу к ней), ценности (ее значимости, пользе получателю такой информации). Качество информации – придание информации определенности как совокупности существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один вид информации от другого. Качество информации исключает возможность дезинформирования ее получателя, является однозначной и своевременной [3]. Избранность информации – выделяемость ее чем-нибудь среди другой информации для данного человека или общества, в данной ситуации или для данной цели. Только избранная информация может заинтересовать ее получателя, ориентированного на конкретный поиск. Ценность информации – это субъективное эмоциональное выражение значимости информации, способности ее принести пользу, а не вред [4]. На ценность информации оказывает влияние мнение (воля) третьей стороны (рецепция) или ее отсутствие (генерация). Иная информация, не отвечающая принципам качества, избранности и ценности, создает особый информационный фон для человека, объемы которого несопоставимы с физиологическими возможностями человеческого сознания и памяти.

В связи с этим на протяжении XX века стала наблюдаться отрешенность в вопросах анализа и восприятия информации, особенно в ситуации роста эмоционально-негативной информации. В плане воздействия переизбытка информации на техносферу, была продемонстрирована возможность ее неконтролируемого использования с целью создания, в частности, оружия и военной техники, роста урбанизации, общей экологической напряженности от работы техники.

Рассмотрим особенности влияния информации и знаний на формирование техносферы, особенно на современном этапе (индустриального и постиндустриального обществ).

Во-первых, основа современности была заложена в техносфере индустриального общества (индустриализма). Она характеризовалась рационалистическим подходом к науке, обществу, экономике и базировалась на использовании техники. Особое положение техносферы индустриализма проявилось в плане воздействия на биосферу и социум, что характеризовалось глобализацией, урбанизацией, индустриализацией и негативным экологическим воздействием. Информация как аспект техносферы на данном этапе исследовалась незначительно. Подобное мировоззрение определенно сказалось на понимании техносферы индустриального общества как формируемых техносферной экономикой индустриального общества особых взаимоотношений между людьми по поводу техники.

Во-вторых, с середины XX века индустриализм начал трансформироваться в постиндустриальную (информационную) эпоху с особой, отличной от индустриальной, техносферой. В постиндустриализме (постиндустриальном обществе) на смену ранее преобладавшего производства товаров пришла информатизация. Доминирующим производственным ресурсом данного этапа становятся информация и знания, признаваемые ресурсами, практически неиссякаемыми и способствующими к обогащению его владельца ввиду возможности накапливания. При этом роль техники сохранилась на прежнем уровне, тем не менее, уступая место развитию информационных технологий.

Тем временем, формирование новых объемов информации и знаний в обществе, особенно постиндустриальном, возможно в основном через технику. Особое значение это обстоятельство приобрело в результате ее использования на практике, а также в стремлении к приданию качества формируемой техникой информации. Именно в связи с этим неотъемлемым атрибутом постиндустриализма стала сфера услуг. Ранее созданная техника породила необходимость ее реализации в интересах потребителя, защиты от возможного ее негативного воздействия, приспособления к ней и т.д. При этом экономически насыщенный рынок развитых стран укрепил конкурентоспособность производств и увеличил благосостояние масс, что и привело к разрастанию рынка услуг. Его специфика (в частности, сложность технологического и географического расширения) способствует притоку специалистов, что также позволяет характеризовать сферу услуг необходимым элементом постиндустриализма.

Иными, часто отмечаемыми атрибутами техносферы постидустриализма стали его географический и временнóй факторы. Территориальные рамки постиндустриального общества четко не определимы. Тем не менее, нередко техносферу постиндустриального общества ограничивают развитыми странами Европы, Северной Америки, Японии и др. Развивающиеся страны часто относят к числу индустриальных, многие государства Африки традиционно именуют аграрными. Временнóй фактор наступления очередной эпохи также во многом неоднозначен. Переход от одной эпохи к другой, несмотря на отмечаемые революции (промышленную революцию XVII в., «электронную» революцию XX века), представлял собой длительный процесс, сохраняющий продолжительное время, как ранее отмечалось, элементы предыдущих эпох.

При этом роль информация и знаний заключалась в оказании существенного влияния на техносферу и формировании обществом новой системы ценностей. Последнее можно представить в двух аспектах: формирование новой системы ценностей манипуляторами информации (государством, СМИ, корпорациями) и влияние информации на социум и отдельную личность. Так, манипуляторы оказывают существенное воздействие на формирование и скорость распространения информации, признавая за ней господствующую роль в создании массовой культуры и навязывании личности определенного уровня потребления. Творимая и изменяемая манипуляторами информация намеренно фрагментируется, что создает эффект ее разового использования. Все это влияет на совокупный спрос и обеспечивает для транснациональных компаний стабильный рынок сбыта продукции. Проблема с поиском потребителей на создаваемую продукцию вызваны чрезвычайным ускорением технического прогресса, качественно меняющего всю систему общественных отношений, и глобальностью протекающих процессов. У личности подобная ситуация приводит к тому, что ценности не просто изменяются, а «дробятся», при этом на первое место выходят потребности высшего уровня (по А.Маслоу): в познании, эстетики и самореализации, чему способствует экономическое изобилие и безопасность.

Информация и знания качественно влияют на формирование техносферы. Так, информация в техносфере аграрного общества воспроизводилась и исследовалась мало, тогда как в индустриализме на ее создание были направлены средства массовой информации. В действиях последних отмечалось выделение определенных стандартизированных образов (клип-культура по Э.Тоффлеру [5]), позволяющих человеку выбрать из них определенный вариант поведения. Насыщенность информационными образами в современном обществе, а также их противоречивость способна привести к потере ориентиров, утрату доверяя к опыту и формирования собственной уникальной системы взглядов.

Указанная выше взаимосвязь техники и информации/знаний в техносфере может быть прослежена на следующих примерах. Так, в аграрном обществе низкий уровень развития техносферы был связан со слабым развитием техники и невысокой информационной насыщенностью (ввиду высокой доли религиозного мировоззрения). В обществе господствовал принцип ориентирования на опыт поколений, социальная жизнь индивида была неотделима от жизни общины. Техники создавалось столько, сколько было необходимо для поддержания жизнедеятельности; инновации были сведены к минимуму. Государственная политика в области информационно-технического регулирования сводилась к твующей змао этого, поддержанию стабильного уровня взимаемых налогов и правопорядка. В связи с этим информация и техника не были жестко взаимосвязаны.

Отход от религиозного мировоззрения к светскому усилил влияние государства на распределение потоков информации, а личности – на поиск новых форм техники и знаний. Целью национальных государств техносферы индустриализма стало создание промышленного производства и многоуровневой экономики хозяйствующих субъектов. Информация, в связи с ростом научного потенциала и теоретических знаний, стала творить технику. Однако техника еще не становилась источником информации.

Постиндустриализм можно рассматривать как ответ на переизбыток накопленной информации и ранее сотворенной ею техники. Постиндустриальное общество завершит процесс создания техносферы с общеэкономической глобальностью, в которой техника и информация/знания выступают связующим звеном между биосферой и человеком. Изменилось положение техники: теперь она творит информацию, видоизменяя ее до неузнаваемости. В связи с этим границы информации становятся размытыми, человек теряет к ней интерес как к неограниченному обилию, зато качественная, избранная и ценная информация обретает все большую значимость при формировании знаний. 

Итак, техносфера постиндустриализма использует информацию/знания и технику, ранее созданные техносферой индустриального общества. Однако основным желанием человека современности является обрести личностную свободу и самому формировать круг необходимых знаний. Желание информационного «обособления» становится основным направлением при формировании технической действительности.

Говоря о важной роле информации в наше время, стоит отметить, что нередко современность сравнивают с обществом информации [6]. Под информационным обществом обычно понимается общество, в котором главными продуктами производства становятся информация и знания [7]. При этом данная концепция основывается на общих для теории техносферы постиндустриального общества положениях. Однако на критерий влияния техносферы на современность различие в терминологической базах не оказывает существенного влияния.

Таким образом, техносфера постиндустриального общества как состояние технической действительности нарождающегося социума – это формируемые техносферной экономикой постиндустриального общества особые взаимоотношения между людьми по поводу информации, распределение которой в обществе при формировании знаний будет стремиться к учету интересов личности.

Литература:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Сборник ин. и. нац. словарей, М.: Азъ. 1976. 968 с.

2. Классификация обществ по степени развития в них техники и информации приведена на основе концепций Э.Тоффлера и Д.Бэлла.

3. Рошак Т. Сотворение контркультуры. Ссылка по Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс. 2004. – 400 с.

4. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. М.: Едиториал УРСС. 2004. – 169 с.

5. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2002. – 776 с

6. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.– М.: Academia. 1999. – 956 с.

7. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. / Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова. – М.: ВЛАДОС. 1994. – 336 с.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.