Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 

УДК 291.32/970

Гольд О.Ф.

ОСОБЕННОСТИ«АМЕРИКАНИЗАЦИИ» КАККОНВЕРГЕНТНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ.

ОНУ имени И.И. Мечникова

В статье дано определение «американизации», как конвергентному процессу современной религиозной жизни. Рассматриваются другие конвергентные процессы, связанныес «американизацией».

Ключевые слова: американизация, вельтизация, виртуализация,конвергенция.

В статті дано призначення «американізації», якконвергентному процесу сучасного релігійного життя. Розглядаються інші конвергентні процеси, що пов’язани з «американізацією».

 Ключові слова: американізація, вельтизация, віртуалізація, конвергенція.

This article gives the definition of “americanization” as a convergent process in the modern religion life. Some other convergent processes are connected with “americanization” are being examined in this article.

Keys words: americanization, convergent, virtualization and weltyization.

Для социальной философии представляет интерес исследования влияния Америки навсе стороны жизни современного общества. Об актуальности этой проблемы свидетельствует огромное количество работ опубликованных как у нас,таки за рубежом. В своей статье мы хотим обратить внимание только на один аспект исследований, а именно на то, какое содержание вкладывает современное обществоведение в понятие«американизация» применительно крелигиозному воспроизводству социума.

Наиболее значимые этапы американизации как конвергентного процесса в религиозной жизни общества приходятся на периоды 1940–1950 гг., 1950- 1990 гг., а также на эпоху после 2000 г.,то есть на те годы, когда в мире наблюдались три основные волны американизации. Первая из них связана с послевоенным восстановлением Западной Европы и Дальнего Востока и захватывает 1940 — 1950 гг. Вторая волна начинается в период «холодной войны» 1950-1990 гг. Третий период «компьютерной революции» 1990х, когда процесс заимствования американских образа жизни, технологий, экономических достижений становится более интенсивным практически во всем мире.

Социально-философское осмысление «американизации» можно найтив работах зарубежных исследователей, (например: Ж. Бодрийяр,Х. Казанова, А.И. Уткин, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.). В украинской общественной мысли можно выделить работы нескольких исследователей, в которыхамериканизация характеризуется как один из процессов непосредственнорелигиозной жизни (это: В. Еленский, А.Н. Колодный, Э.И. Мартынюк, П. Павленко, А. Саган, В. Титаренко, Л.А. Филипович, П. Яроцкий).

В религиоведение ввёл термин «конвергенция» в 1928 г., (от англ. convergent - сходящийся, сближающийся), Генрих Фрик (1893 – 1952гг) в работе «Сравнительное религиоведение». [8] Во ІІ половине ХХ века, на постсоветском пространстве,впервые применил термин «конвергентные процессы в религиозной жизни ІІполовины ХХ века» Э.И. Мартынюк, вкладывая в его содержание не только факты конвергенции, как по Фрику, то есть, утверждая наличие параллелей в религиозных вероучениях и обрядах, но и включая в этот термин реально возникшиепопытки сближения в деятельности многих религиозных организаций.

Вышеупомянутый автор считает, чтоамериканизация, конвергентный «процесс религиозной жизни мира второй половины XX века, который характеризует тенденцию расширения влияния США на весь спектр религиозной жизни в определенный период». [2, c. 64]

Другими основными тенденциями религиознойжизни во ІІ половинеХХ века, согласно исследованиям Э.Мартынюка, являются такие конвергентные процессы, как: акселерация, актуализация социальных доктрин, актуализация эсхатологии, американизация, вельтизация, виртуализация, глобализация, диалог, консюмеризм, модернизм (постмодернизм), новые религиозные движения, паксизация, приватизация, рационализация культовой практики, ревивализм, рост инклюзивизма, секуляризация, синкретизм, сциентизм, современный религиозный плюрализм, унификация экзотеризации, толерантность, феминизация, фундаментализм, харизматизация, эгосинтонизация, экзотеризация, экуменизм [Там же, c.37].
Можно так же отметить такую особенность американизации как её сопричастность к многим другимпроявлениями социальной жизни. Интересени тот феномен, что именно в США возникают и приобретают своиосновополагающие формы многие (или даже все) конвергентные процессы.

Объём работы не позволяет рассмотреть всю совокупность названных вышеконвергентных процессов в их взаимодействии самериканизацией. Остановимся на некоторых из них.

Актуализация эсхатологии конвергентныйпроцесс в религиозной жизни ІІ половиныХХ века. Процесс, согласно цитируемому автору, свидетельствующий об усилении и расширении в религиозной среде чувств, настроений, которые базируются на общепринятых и на новых воззрениях связанных с ожиданием приближения конца мира. Например, возникают и усиливаются такие течения как: «Небесные врата», Аум Сенрикё, течение П. Кузнецова и т.д.. [Там же, c. 37]

Этот процесс, как констатирует Э.И. Мартынюк, был обусловлен многими социальными факторами, а так жеимел нижеследующие формыпроявления: милинаристские настроения, связанные с приближением 2000 г.; распространение предсказаний Нострадамуса на весь мир, вплоть до Японии, где также появились страхи в связи с толкованием его катрен; появление новых, так называемых “doomsday cults”, новых религиозных организаций именно на фоне ожидания приближения конца мира (из последних примеров: Пензенский апокалипсис, ожидания 2012 г.); появление новых общих для некоторых регионов пророков - Мария Есперанза из Венесуэлы; Ванга ввосточной Европе; выявление примет Антихриста в штрих-кодах и идентификационных номерах; открытие новых средств истолкования традиционных святых письмен (например “мистического кода” Библии), других авторитетных письменных источниковв привязанном к современным событиям эсхатологическом духе; суицид членов церкви «Небесные врата» США; новые доказательства приближения конца, связанные с современными глобальными проблемами, и катастрофами и т.п. [Там же, c. 38]

На наш взгляд наибольшее количество известий о конце Света, Судном дне, конце мира и т.д., исходят из США.Об этом свидетельствуют многочисленные факты, начиная с предсказания Уильяма Миллера (АСД 1844 г.) Чарльза Рассела (президент «Общества Сторожевой башни, Библий и трактатов, Пенсильвания» еще вначале ХХ века),Джима Джонса (катастрофа «Peoples Temple»- «Народного храма» 1978гг.),Маршалла Эпплуайта(«Небесные врата» в 1990 гг.),угрозаизвержения вулкана в Иеллоустоунском паркеСША (2012-2016 гг.)и др..

 Журналы Свидетелей Иеговы (Нью – Йорк, США) регулярно уведомляют о приближении конца света.Журнал издаётся на 188 языках мира и доступен практически в любой стране.
Вельтизация – (от нем. Die Welt - мир) – этот термин, вужеупоминавшемся исследовании,характеризует стремление в деятельности представителей различных религий к созданию всемирной организации, объединяющей все существующие религиозные традиции на почве преодоления исторически существующей отчуждённости. Наиболее ярким примером этого конвергентного процесса является деятельность Парламента Мировых религий, созданного в 1993 г. в Чикаго, США, в работе которого принимают участие представители различных течений (Шри Ауробиндо, Национальный совет церквей США, WICCA и т.д.). [2, c. 38]

Несомненно, Америка стала «штаб – квартирой» вельтизации, на наш взгляд, ещё и потому, что именно здесь существуют реальная религиозная свобода и материальная способность обеспечения всемирного объединения религиозных и вероучительных традиций. Собственно в Америке сконцентрированы представительства и центры многих вероисповеданий всего мира.

В 1998 году была создана Конгрессом США Комиссия по международной религиозной свободе для мониторинга религиозной свободы по всему миру и предоставления соответствующих рекомендаций президенту, госсекретарю и Конгрессу. США в одностороннем порядке взяла на себя обязательства по поддержке свободы религий, претендуя на то, что в самойАмерике со свободой особых проблем нет.

В США, как известно, действуют центры христианских деноминаций, таких например как АСД, Свидетели Иеговы, ИХСОД, методистсие и др.; иудейские центры: ХаБаД Любавич, Реформаторскогои Прогрессивного иудаизма; буддистские центры: Шри Чин Моя, кришнаитские, вишнуистские и др.; а так же центры нью-эйдж: теософское общество Елены Блаватской, учения Ошо, Сатьи Сая Бабы; центр саентологии и др.. Всё это служит ещё одним подкреплением условий ведущихк вельтизации.

Виртуализация(от англ. Virtual reality– вероятный, возможный и реальность, действительность – воображаемая реальность)-потенциальный, возможный, или реальность, действительность – мнимая реальность). Термин обозначает конвергентный процесс роста роли кибернетических средств информации в современной религиозной жизни. Практически все религии имеют свой адрес в Интернете. Некоторые из религиозных организаций ставят перед собой цель соединить все общины в единую сеть. Поэтому, с одной стороны, есть возможности для усиления централизации. С другой стороны, пользовательперсональным компьютером может вообще ни от кого не зависеть в своих религиозных поисках. [2, c.39]

 Сам факт существованияв США трех крупнейших центров компьютерной жизни мира, в том числе и так называемой «Кремниевой долины» (или «Силиконовой долины»), говорит о высоком уровне технологизации, что приводит кширокому распространению виртуализации среди граждан этой страны. В Сан-Хосе, расположены головные центры и отдельные подразделения таких известных высокотехнологических компаний, как: Apple, Adobe, Cisco, eBay, Electronic Arts, Google, Hewlet-Packard, Intel, Facebook, Silicon Graphics, Sony и др.Сейчас можноотметить некий взрыв интереса наших сограждан, к так называемым, «социальным сетям» в интернете. Важно отметить, что первые социальные сети возникли в Соединённых Штатах и отсюда начали свое «триумфальное шествие». Многие религиозные виртуальные Центры находятся так же в США, откудаосуществляют регулярный контакт с прихожанами. В США уже зарегистрированы несколько религиозных организаций, где объектом поклонения выступает компьютер.

Консюмеризм (от англ. Consume - потребление )термин, который сначала характеризовал лишь процесс распространения протестантизма из США во всем мире, что вместе с религиозной формой экспортирует североамериканские жизненные стандарты, менталитет и систему ценностей, за пределы США и Канады, в первую очередь в Латинскую Америку и Африку. В настоящий момент можно констатировать, что активным объектом консюмеризма являются и постсоциалистические страны, и что из Америки его экспортируют не только протестанты, но и представители других деноминаций, например мормоны, евреи, за Иисуса, и другие НРД.[2, c. 39]

Известно, что на американских монетах с 1864 отпечатана фраза “In God we thrust”(В Бога мы веруем),с 1956 она сталаофициальным девизом Америки, (с 1957 г. её можно увидеть и на бумажных банкнотах). Несомненно, признаком консюмеризма является на наш взгляд и то, для многих признание веры в бога коррелируется с американскими деньгами.

Новые религии – как считают Э.И. Мартынюк и Е.Э. Никитченко, сами формирования НР являются конвергентным процессом, ибо обнаруживают сходство, присущее религиозным традициям (в том числе по всем выделенным религиоведением признакам этого социального явления). Распространение новых религиозных движений во всём мире показывает, что потребности, которые они удовлетворяют, носят глобальный характер. Причём речь идёт о распространении во всех типах обществ, где они не запрещены. Это можно рассматривать и как одно из свидетельств принципиальной общности человечества. Успешные НР демонстрируют способность эффективного использования возможностей для своей деятельности средств, появившихся во второй половине ХХ века (средства массовой информации, свобода совести, высокий прожиточный минимум, образование и т.п., теми конвергентными процессами, о которых здесь идёт речь). НР можно рассматривать как удачливых из пользователей традиционными религиозными техниками, и в качестве создателей и демонстраторов новых религиозных технологий. Хотя сформировавшиеся в ХХ веке большинство НРД уже часть нашего прошлого, но их можно представить и как одну из возможных моделей будущего развития религии.[3,c.65]

Среди американских НР: Небесные врата, саентология, течение Нью-эйдж, МОСК, харизматические церкви и многие другие. Один из общих признаков НР являет их формирование на Западе, главным образом, в США.

Можно вспомнить, что политкорректность и веротерпимость американского обществавылилась в противостояние с НР (1960 - 1970 гг.), когда появилось множество новых религиозных организаций. Общество, в том числе родители детей-участников НРД, начало проявлять свою обеспокоенность нетипичным характером поведения представителей некоторых течений, рядом социальных, психологических и физических последствийих участия, особенно в связи с громкими случаями самоубийств их членов. По США прокатилась волна судебных процессов, в которых ответчиками были как представители НРД, так и оппозиции. И эти проблемы сейчас возникают во многих странах, в том числе и в Украине.

Приватизация – процесс, преобразующий религию в частное дело. Государство, способствует формированию рынка религиозных услуг. В обществе религиозные феномены воспринимаются как товар (об этом шла речь при характеристике консюмеризации). Граждане приватизируют религию в двух смыслах: во первых - по отношению к государству – по отношению к которым религия является частным делом и во – вторых - вольны распоряжаться ею как частным достоянием. [2, c. 45]

Как считает профессор Людмила Филипович (Киев), что миссионеры из США, «проповедующие религиивиных странах привыкнув к тому, что поддержка государства в религиозной деятельности не обязательна, не желают иметьлюбые контакты с ним. Независимость от государства выглядит как норма демократическогогосударства. Но американцам всё равно не понятно: зачем им в государстве, которое провозгласило отделение церкви от государства, темсамым создав беспрецедентные условия для более выгодного присутствия, активности религиозных общин в обществе, все время оглядываться направительство и Президентов страны». [4, c. 292]

 Приватизацию религии, можно рассматривать как одну из особенностей американского либерально-демократического общества. Исследователи американской религиозности указывают на некое «обожествление свободы и демократии», что преобразует протестантизм в «гражданскую религию».[1,c.63]

Секуляризация - процесс в современной жизни общества: тенденции, признаки, причины, которые способствуют уменьшению религиозного влияния на некоторые сферы жизнедеятельности. Этому способствуют международные правовые акты, которые обеспечивают гарантии свободы совести. В Украине обеспечивают этот процесс демократические принципы законодательства о свободе совести. Противостоит десекуляризации. Секуляризацию можно рассматривать как новое свойство религиозности. [2,c.47]

Согласно данным социологических исследований «США остаются необычайно религиозными для развитой страны. Приблизительно 60% американцев молятся раз в день или чаще, значительная доля опрашиваемых говорит о чувстве близости к Богу, о чувствах, того, что Он присутствует в их жизни или направляет ее. Более 50% указывает, что вера занимает в их жизни очень важное место. Но, не смотря этот факт, заключают аналитики, «религиозная жизнь в США за последние пол века, в общем, движется в сторону секуляризма, процесс этот очень сложный и имеет множество оттенков». [6]

Использованные материалы позволяют сделать следующие выводы:

- Американизация, как конвергентный процесс современнойрелигиозной жизни включает в себя взаимодействие, взаимовлияние с другими конвергентными процессами в религиозной сфере воспроизводства современного общества;

- Её особенности, (американизации как конвергентного процесса) обусловленыи тем, чтовСША наиболее активизированы многие другие социальные процессы в сравнении с иными странами;

-Консолидация, аккумулированиеосновных тенденций развитиясовременной религиозной жизни делает «американизацию» одной из причинеё доминирования в религиозной жизни мира. Это последнее обстоятельство вызывает и такую реакцию как «религиозный антиамериканизм». Характеристике которого, будет посвящена уже следующая статья.

Литература

1. ЛегойдаВ. /Владимир Легойда Современная религиозность: феномен гражданской религии США // ЖМП – 1997. – № 11. – С. 60-71- (Первоисточник)

 2. МартынюкЭ. Конвергентные процессы в религиозной жизни во второй половине XX в. / Эдуард Мартынюк - Науково дослідний центр компарат. досліджень релігій філос. фак. ОНУ, Одеса -2002.- 172c.-(Первоисточник)

 3.МартынюкЭ.И. Феномен нетрадиционной религиозности как конверг. процесс ІІ половины ХХ века/ Э.И Мартынюк., Е.Э. Никитченко// Науково – дослідн. центр компаратив. досліджень релігій філософського факультету ОНУ, Одеса, 2002.- C.67- 74-(Первоисточник)

4. Релігія-Світ-Україна/ [ПавленкоП., ФилиповичЛ., Яроцький П. и др.] -Колективна монографія в 3-х кн.-Книга 1: Релігія у світі культурно-цивілізаційного діалогу Українське релігієзнавств. –К., 2010. -№ 56 -339 с.-(Первоисточник)

5. CasanovaН., «Religion, European Secular Identities, and European Integration» Eder, "Europäische Säkularisierung. Ein Sonderweg in die postsäkulare Gesellschaft?"[Электронный ресурс]/Н.Casanova - режим доступа: http://www.eurozine.com/articles/2006-07-07-eder-de.html - Название с экрана

6. Учёные СШАо мировых тенденциях развития религии: [электронный ресурс] -режим доступа:http://www.religion.in.ua/news/vazhlivo/2209-uchenye-ssha-o-mirovyx-tendenciyax-razvitiya.html -Название с экрана

7. Конец света настанет 21 мая: [электронный ресурс] -режим доступа:http://world.comments.ua/2011/03/29/242408/konets-sveta-nastanet-21-maya-.htm-Назв. с экрана

8. Генрих Фрик: [электронный ресурс] -режим доступа:http://www.peoples.ru/science/history/frick/-Назв.с экрана

9. Это Америка: [электронный ресурс] -режим доступа: http://news.xazar.com/ru/D0%B5_.html -Назв.с экрана

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.