УДК 101.1::316
Малахова Ю.Н.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Томский Государственный Университет
Given article opens philosophical preconditions of formation of new educational forms. Probably, remote formation included in a context of an information society is capable to answer inquiries modern getting education the subject.
Keywords: «remote formation; an information society; methodology, knowledge, the information».
Данная статья раскрывает философские предпосылки формирования новых образовательных форм. Возможно, дистанционное образование, включённое в контекст информационного общества способно отвечать запросам современного образовывающегося субъекта.
Ключевые слова: «дистанционное образование; информационное общество; методология, знание, информация».
Развитие дистанционных форм образования является отражением трансформации современной системы образования. С одной стороны можно заметить, что дистанционное образование в большей степени вводится в эксплуатацию благодаря его потенциалу в сфере практического использования. С другой стороны, дистанционное обучение релевантно запросам современного образовывающегося субъекта и способно удовлетворить тем критериям, которым должно соответствовать образование информационного общества. Для более эффективного внедрения и функционирования дистанционного обучения, необходимо выявить те философские предпосылки, которые привели к необходимости поиска новых образовательных форм.
Информационное общество, подчиняет себе все сферы жизнедеятельности человека, накладывая свой отпечаток также и на образование. Современная система образования столкнулась с постоянным увеличением потоков информации с одной стороны и с чёткими пространственно-временными рамками, которыми ограниченно классическое образование с другой. Выходом из сложившейся ситуации стало появление новых образовательных технологий, которые локально включаются в образовательный процесс классического типа, расширяя его возможности. Среди примеров подобных технологий можно привести модельный метод обучения, метод малых групп, проектный метод и т.д. Дистанционное образование способно как частично встраиваться в образовательный процесс классического типа, так и полностью заменять его, снимая при этом финансовые, временные, физические и т.п. Затраты, которые ложатся на участников и организаторов учебного процесса.
Получение знания, как фундамент и основная цель образования, остаётся неизменным, но меняется само наполнение понятия «получение знания». Это связано с динамикой развития современной науки и общества в целом. Само понятие «знания» меняет своё содержание, переходя от энциклопедического фундаментального знаниевого набора по определённым дисциплинам к методологической стороне данного вопроса. Основополагающими становятся сами методы работы с информацией. Динамика постиндустриального общества диктует образование не имеющее конечной точки, сама знаниевая база по конкретным дисциплинам претерпевает постоянные трансформации. В этой связи ключевым становится сам вектор развития наук, умение лавировать в изменчивом потоке информации.
Вышеописанная ситуация, связанная с переносом акцента с содержание знания на методологию работы с ним, влечёт за собой повышение внимания к способам работы с информацией в сфере образования. Организация образовательного процесса требует заложение базы работы с информацией, которая имела бы потенциал для развития и модернизации. В рамках дистанционного образования на первый план выходит именно работа с информационными потоками, её классификация, вычленение основного и второстепенного и т.п.
Немаловажным является также смена мотивации обучающегося. Методологический акцент и устремление вектора познания на прогнозирование изменений знания приводит к тому, что образование становится не конечной целью, а способом существования не только в профессии, но и в современном обществе в целом. Новые образовательные формы, должны содержать в себе потенцию для непрерывности образования, для пополнения интеллектуальной базы субъекта на протяжении всей жизни. Пассивная позиция впитывающего предложенную информацию сменяется на активную, творческую позицию.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что среди философских предпосылок становления новых образовательных форм, стоит отметить изменение общекультурной ситуации, связанной с возведением информации в ранг безусловной ценности. Динамика развития информационного общества диктует смену классических образовательный форм на новые, содержащие в себе потенциал для модернизации и развития. Образование должно стать непрерывном, динамичным, отвечающим запросам современного субъекта. Возможно дистанционное образование с возможностью его локального и глобального внедрения, позволит сделать образовательный процесс более сопоставимым с развивающимся информационным обществом.
Литература:
1.«Информатика и информатизация образования». – 2007. – №1 (8). – С. 223-226;
2. Белухина, Н.Н. Возвращаясь к терминологии: дистанционное обучение или дистанционное образование [Текст] / Н.Н. Белухина // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2010. – С. 205-207.