Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 

УДК: 111

Егоров А.Г.

БИНЕР КАК СИСТЕМА

Петербургский государственный университет путей сообщения

 This work on the most initial and basic element of any being - biner or a binary archetype. Preliminary definition of this metaphysical phenomenon is investigated, its structure and the basic properties is briefly considered.

Keywords: Biner, system.

Эта работа о самом первоначальном и основополагающем элементе любого бытия - бинере или бинарном архетипе. Исследовано предварительное определение этого метафизического феномена, кратко рассмотрено его строение и основные свойства.

Ключевые слова: Бинер, система.

Все становится действительным благодаря своему удвоению [2,76]. Действительное - это то, что действует. Действие же возможно только тогда, когда есть то, что действует и то, на что направлено действие. Другими словами, любое действительное по своей сути обладает двойственным, бинарным характером. Бинарность есть атрибут бытия [3,118]. Любой момент бытия (за исключением Абсолюта, который не является моментом) является полюсом (тезисом или антитезисом) какого-либо бинера. Поэтому, чтобы действительно познать действительное, чтобы наше познание было истинным и конкретным, то есть, действенным, необходимо с определенной, возможной для нас глубиной, постичь процессы удвоения в самом общем, философском, метафизическом виде, а затем проследить, как осуществляются уже конкретные процессы удвоения в различных сферах бытия и существования.

  Бинер является первоначальной формой определенности. До него никакой формы и никакой определенности нет. До бинера все неразличимо и не действительно. Бинер - первичное, основополагающее метафизическое образование. Бинер есть первое разделение Абсолютного, Единого, Идеи (в гегелевском смысле). Если отвлечься от этих предельных оснований, то все начинается именно с бинера. Множественность рождается из единства по общему закону бинера.

  Никакой процесс невозможен в пределах только одного, единого, не имеющего внутри себя какой-либо двойственности. Бинарная оппозиция является условием любого существования на любом иерархическом уровне. Каждый момент бытия содержит в себе два бинарных неразрывно  сопряженных признака, которые обусловливают актуальную его конкретность [12,452]. Каждое конкретное и актуальное (то есть действующее) бытие утверждает свою самость по отношению к Абсолютному. "Всякая актуальная самость неизменно ощущает себя причастной к некой иерархии, высшие звенья которой могут находиться вне поля сознания, но факт их бытия представляется непреложным" [12,452]. Поэтому любой человек обладает определенной способностью к трансцендентному опыту, хотя, как правило, смутной и неясной. И вторым признаком, которым обладает каждый момент бытия, является утверждение им "своей самости по отношению к нисходящей иерархии своих качеств, свойств и способностей" [12,452]. Другими словами, каждый из нас является всего лишь точкой, ничтожным моментом, функцией более высоких форм бытия, но, в то же время, каждый из нас является относительным Абсолютом, стягивающим в себя как центр все проявления нижележащих форм и моментов бытия. Это один из основополагающих и определяющих бинеров человека, да и вообще всех существ.

  Тем не менее, бинер есть определенный вид иллюзии, бинер есть проявление мира Майи. Потому что в глубине бытия, на его пластическом уровне нет никаких бинеров, противоречий и противоположностей. Когда из этого пластичного единства начинают возникать бинеры, тогда появляется зло. Бинер - первичное основание всех видов зла. Вместе с бинарностью возникает смертность и конечность. Бинер есть причина смертности всего существующего. В своей глубине жизнь обладает абинарным, бессмертным,  пластичным характером, во внешнем же проявлении своем жизнь противоречива, смертна и дифференцирована.

   Итак, основанием бинарности бытия, его возможности является единство или, другими словами, любовь. Дух, являющийся энергийным проявлением вселенской Любви, всеобщего Единства находится за пределами всех бинеров, однако именно он создает разности потенциалов бытия на всех уровнях его иерархии и, тем самым, дает жизнь, существование всем моментам созданного им мира. Моменты бытия стремятся к энтропии, чтобы достичь состояния пластичности. Дух же не дает сделать это раньше положенного времени, вновь разрывает созданные единства, толкает их двигаться к большему единству, создает еще более мощные и развернутые системы бинеров (противоречий). Создавая тем самым предпосылки для более развитого и конкретного единства.

  Бинер как понятие и метафизическое образование может быть выражен с разной степенью адекватности и конкретизации с помощью других понятий. Каким образом будет осуществлено это выражение, зависит от эрудиции исследователя, мощности и логичности его мышления. Каждое из понятий раскрывает, освещает различные смысловые плоскости бинера и является конкретной точкой интеллектуального созерцания бинера в соответствующем пространстве. Эти точки зрения находятся как в противоречивом, казалось бы, взаимоисключающем положении, так и взаимно дополняющем. То есть даже сами точки зрения на бинер находятся в бинарных отношениях. Сам бинер может быть познан только через посредство самого себя (но затем и через другие, более сложные, основополагающие образования, такие как тернер, квартернер и вообще через все те понятия философии, которые обладают достаточной системностью, обширным содержанием и глубиной). Другими словами, рефлексия понятий друг в друга есть как способ обнаружения бинарности бытия, так и форма проявления этой бинарности. А также путь постепенного перехода к более высоким уровням бинарности.

  На понятийном уровне суть бинера следует раскрывать в единстве трех основополагающих пневматологических категорий - Воли, Разума и Мистики. В данной статье я претендую раскрыть доступное мне содержание понятия бинера в основном только в аспекте категории Разума. Мало кому из исследователей удавалось достичь понимания и изложения любой проблемы или темы в единстве всех этих трех категорий. Поэтому приходится идти на эту, неизбежную для многих, односторонность, хотя уже и сознаваемую, но пока или вообще непреодолимую [См. 12, и 13]. Многим хорошо известно, что вся мировая философия последних столетий главным образом развивалось под определяющим влиянием категории Разума. Категории Воли и Мистики освоены еще очень фрагментарно, а уж об их единстве речь пока вообще не может идти (во всяком случае, на основе тех знаний, которые уже освоены мыслящим человечеством).

  Бинер есть первое проявление не только первоначальной формы, но и первоначального содержания. Вне бинарности и до нее еще нет никакого содержания, и, следовательно, никакой формы. То есть одновременно бинер есть первая форма всего и самое элементарное содержание. Это осознавалось с древнейших времен, поэтому уже тогда бинарные оппозиции имели сакральное значение. В бинере как таковом форма и содержание тождественны. И только по мере развертывания первоначального бинера в систему бинеров, форма и содержание начинают "разбегаться во все стороны", между ними возникает все более сложная цепь опосредований и напряжений. Однако они, по-прежнему, сохраняют и свое единство, ибо содержание и форма являются полюсами бинера: содержание - форма. Этот бинер присутствует во всех предметах, процессах как идеального, так и материального характера.

  Если бинеров нет - то нет ничего. Бинер является своего рода абсолютным понятием и всегда равен самому себе. Другой вопрос, как это абсолютное конкретно проявляется на различных уровнях бытия.

  Перечислим некоторые примеры, иллюстрирующие положение о том, что бинер - основополагающий принцип любых процессов, как бытийных, так и гносеологических. Начальные условия Вселенной определяется бинером бытие - небытие. В свою очередь этот бинер распадается на сложную систему бинеров, среди которых можно выделить прошлое, то есть то, чего уже нет, являющееся проявлением небытия, и будущее, которое создается становящимся бытием [8,152]. Бинер "бытие - небытие" находит свое выражение также, например, в бите информации (1 0). Бинер является одновременно как информационным, так и онтологическим квантом. Квантование мира есть его бинеризация.

  Другим, всем хорошо известным проявлением бинарности, является бинер "субъект - объект" или "субъективное - объективное". Практически любую философскую проблему можно свести к этому бинеру. И насколько данная философия осваивает и понимает данный бинер, настолько она может претендовать на звание настоящей философии. Сколько мыслителей потерпели крах при освоении и использовании этого бинера!

  В еще более узком плане бинарность дает о себе знать и в области функционирования знаков. Любой знак получает свое значение и смысл только благодаря своему отношению с другим знаком, находящимся к нему в оппозиции [10,55].

          Итак, получив некоторое общее представление о бинере в целом, рассмотрим теперь строение бинера как такового. Попробуем, собрав все вышеизложенные основные положения в определенное единство, увидеть бинер как некоторую систему с весьма сложным строением (не смотря на то, что бинер есть самый простейший метафизический элемент).

  Отдельные проявления бинера как системы были исследованы автором данной статьи в ряде других работ, опубликованных в российских и международных журналах [См., например, 4, 5, 6, 7].

   В самом простейшем аспекте системность бинера выражается в том, что каждый член бинера есть комплекс бинеров более низшего порядка, а каждый бинер как таковой сам является членом (полюсом) бинеров более высокого иерархического уровня. То есть в каком бы направлении метафизического, ментального, духовного пространства мы с вами бы не двигались, мы будем идти по бесконечной цепи бинеров, взаимно определяющих друг друга, входящих друг в друга и принимающих разный вид в зависимости от характера той или иной категории или того или иного созерцания (которые также являются системами бинеров), с помощью которых мы будем постигать эту бесконечную систему бинеров. Другими словами, каждый полюс любого бинера сам          является бинером (а при тернарном подходе каждый полюс бинера и тернера будет являться тернером). Следует только всегда отдавать себе отчет о том,  с точки зрения какого основополагающего понятия мы исследуем какой-либо вопрос или проблему.

  Исключением из выше изложенного является только Первоверховный, Абсолютный Бинер (Абсолютное и относительное – одно из его возможных выражений), выше которого двигаться уже невозможно. Тезис Первоверховного Бинера уже неразложим на бинеры и сам он не входит в какие-либо другие системы, потому что выше Абсолютного ничего нет. Это предельное единство, нирвана, трансцендентное в полном его смысле, непознаваемое. Оно онтологически неразложимо по своей сути. Здесь следует также отметить так называемую гносеологическую неразложимость любого члена бинера (в первую очередь тезисов) в силу слабости данного сознания, неспособного выявить полюса предстоящих ему бинеров, являющихся элементами более сложного бинера. Это временное состояние, но у отдельных людей по отношению к некоторым бинерам оно может длиться всю их жизнь.

  Бинер как система утверждается полярностью его членов, то есть равенством и единством его противоположных полюсов в сочетании с их различием и автономностью. Это такое равенство, которое содержит в себе различие, благодаря которому, собственно, и возникает бинер [7]. Тезис и антитезис бинера равноправны в качестве абстрактных полюсов бинера, когда еще не выявлено         их действительное и сущностное значение и место в бинере в целом. Но по своей действительной роли и месту в бинере они никогда не могут быть ни равными, ни равноправными. Такими их может сделать временно и иллюзорно наше абстрактное, рассудочное, заблуждающееся мышление. Бинер как система "в своем собственном существе заключает как возможность, так и двигатель своего развития" [13,90].

  В наиболее доступном, несложном, предварительном виде бинер можно представить (в смысле помыслить) как систему тезиса и антитезиса. Тезис и антитезис взаимно утверждают и отрицают друг друга. Утверждение одного из них есть отрицание другого. Отрицание одного из них есть утверждение другого. Полное, окончательное объединение тезиса и антитезиса есть их взаимное уничтожение в разуме - они в своем единстве обращаются в нуль, но не в онтологическом смысле, а в том смысле, что достигается предел разумного познания - полное единство тезиса и антитезиса. Разум не может познавать то, в чем он не может обнаружить различие [5]. Или, другими словами, объединение тезиса и антитезиса есть выявление синтеза в собственной сущности разума. Борьба, противоречивость тезисов и антитезисов дает импульс к эволюции и развитии бинеров. Единство и тесная взаимосвязь тезисов и антитезисов создает цельность и единство бинеров, позволяет им собираться в сложные системы и переходит в более развитые онтологические и гносеологические образования [4].

  Кроме того, следует отметить, что бинер как система двух равных (в том смысле, что между ними имеется тождество, в противном случае они не смогли бы вступить в какое-либо взаимодействие) и противоположных величин возможен только в некоторой определенной плоскости, в некотором определенном сечении метафизического пространства. В других сечениях этого пространства уже не будет данного равенства и данной противоположности. Они примут другой вид, в результате чего появится другой бинер. При некотором упрощении сути дела можно сказать, что полюса данного бинера, то есть его тезис и антитезис, могут и должны входить и в состав других бинеров. Все зависит "от угла" их рассмотрения. Бинер как таковой – это абстракция нашего рассудка, вырывание из единого бытия его фрагмента, хотя и базового, основополагающего.

  Кроме полюсов бинера в бинере существует два ряда феноменов, идущих от одного члена бинера к другому. В первом ряде феноменов происходит постепенное ослабление, вплоть до полного исчезновения характерных свойств одного из полюсов бинера. Во втором ряде промежуточных феноменов происходит обратное: промежуточные члены приобретают постепенно все новые и новые свойства другого полюса бинера (в качестве примера см. таблицу у П.А. Флоренского в "Столп и утверждение истины") [11,547]. По сути эти два ряда промежуточных, опосредствующих феноменов представляют из себя один ряд, но сочетающий в себе два противоположных процесса (то есть и здесь проявляет себя тотальная бинарность бытия), поэтому и можно этот единый ряд рассматривать как два отдельных ряда. Некоторые исследователи называют этот промежуточный ряд цепью андрогинов.

  Каждый полюс бинера обладает безразличной самостоятельностью лишь в той мере, в какой каждый из них содержит в себе самом соотношение с другим полюсом (Ср. 1,55]. Каждый полюс обладает бытием настолько, насколько ему противостоит его антипод. Исчезновение одного полюса означает элиминацию данного бинера, а вместе с ним и другого полюса (однако этот полюс, может продолжить свое существование в составе другого бинера, как горизонтального, так и вертикального типа; но это уже будет другой полюс). Полное отделение полюсов бинера друг от друга ведет к разрушению их самих и созданного ими бинера. Каждый полюс бинера имеет в противоположном полюсе свое иное. Каждый полюс ограничивает противоположный полюс и тем самым определяет его. То есть каждый полюс утверждает себя через свое отношение к другому полюсу. Отрицая друг друга, они, тем не менее, необходимы друг другу и находятся в неразрывной связи. Каждый полюс отрицает себя и другой полюс, как для собственного утверждения, так и для утверждения своего иного. Однако, это не полное, не абстрактное отрицание, а конкретное. Каждый полюс есть единство себя и своего другого полюса, однако, это разные единства.

Специфика бинарных отношений состоит в том, что полюса бинеров могут существовать только благодаря взаимной передаче друг другу своих противоположных качеств. Но противоположность этих качеств относительна, а не абсолютна. Другими словами, бинарные отношения полюсов обладают не-дуальным характером. В то же время бинаризм (против которого так активно выступали представители философии постмодернизма) как раз представляет из себя дуальность - разорванность полюсов бинера. Именно против дуальности и была направлена   критика постмодернизма [7].

  Полюса бинеров не могут существовать отдельно друг от друга. Если данный полюс оторвался от своего антипода, он должен или сам прекратить свое существование, или же войти тут же в состав других бинеров этого же или другого иерархического уровня. Поэтому известные слова Нагарджуны о том, что нет никакого рождения и никакой смерти, никакого начала и никакого конца, ничего одинакового и ничего неодинакового можно с точки зрения излагаемой концепции бинера понимать в том смысле, что эти пары существуют только во взаимосвязи, что как таковых их нет, и не может быть. Полюса бинеров могут существовать по отдельности, изолированно только в нашем мышлении, притом абстрактном (в философском смысле - одностороннем, оторванном, неконкретном - вне единства различий). Например, "опираясь на идею разума, человек отрицает слепую волю. Исходя из идеи души, он подавляет телесность. Благодаря культурности отвергает природную дикость..." [9,356]. Однако в действительности нам необходим синтез этих полюсов - в этом состоит  суть и предназначение философского, конкретного мышления. Что является единством рождения и смерти, начала и конца, одинакового и неодинакового?  Некое среднее, золотая середина, синтез, интеграл, то, что останется в результате взаимного конкретного отрицания.

  Иллюстрацией того, что действительное существование полюсов бинера возможно только при их взаимосвязи и взаимодействии, является положение Ж. Лакана о том, что парадигматическая структура существует только в той мере, в какой она воплощается в сингулярном элементе [9,272]. Парадигматическая структура – это тезис бинера, а сингулярный элемент - его антитезис(ы).

  Догматизм любого уровня мышления состоит в одностороннем утверждении отдельных полюсов каких-либо бинеров. Он принимает за полную истину какой-либо его момент. Слабость мышления состоит в неспособности удержать вместе полюса бинеров. Конкретность и сила мышления заключается в способности синтезировать, нейтрализовать, снять эти полюса с последующим переходом к более развитым бинерам очередного иерархического уровня. Однако реализация этой способности возможна (помимо прочих других условий) только в том случае, когда исследователь четко осознает и понимает структуру бинеров представших перед ним в его познании и в его бытии.

Литература:

1. Гегель Г. Наука логики. Т. 2. М., 1971.

2. Гегель Г. Феноменология духа //Сочинения. Т. IV. М., 1959.

3. Воробьева Е.Ю. Бинарность и ее архетипические основания: дис. канд. филос. наук. – Омск, 2005.

4. Егоров А.Г. Борьба как один из видов взаимодействия полюсов бинера //Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Том XI. Вып. 1. №№ 46-47. М., 2009, с. 316-322.

5. Егоров А.Г. Генезис и эволюция разума. //Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Том 13, Вып. 1. №№ 61-62. М., 2011, с. 195-201.

 6. Егоров А.Г. История познания бинарного архетипа //Казанская наука. № 8. 2011.

7. Егоров А.Г.  Логико-философский анализ бинера «тождество – различие» //Казанская наука. № 6. 2011.

8. Кушелев В.А. Новая интерпретация идеи Декарта о самодостаточности разума //Мысль. Ежегодник Санкт-Петербургской ассоциации философов. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1998. - № 2.

9. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001.

10. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск. 2001.

11.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1, М., 1990.

12. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев.: «София», Ltd., 1994.

13. Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Киев. 1993.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.