УДК 81-119
Ломинина З.И.
КОГНИОТИПИЧНОСТЬ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кубанский государственный университет
В данной статье исследуется текстовая деятельность в свете когниотипичности и намечаются перспективые её изучения.
Ключевые слова: текстовая деятельность, парадигма исследования, когниотипичность.
This report examines text activity in a view of kogniotipitschnoe is investigated and prospects of its studying are outlined.
Keywords: text activity, a paradigm of research, kogniotip.
Мы находимся в настоящий момент на пути поисков новых понятий или видоизмененных понятий в рамках единой теоретической схемы для представления знаний и мнений, необходимых для использования в изучении процессов понимания, поиска, обновления и модификации информационного пласта текстовой деятельности.
Подход, вырабатываемый А.Г. Барановым и базирующийся на основных положениях когнитивной модели Т.ван Дейка и концепции речевых жанров М.М. Бахтина, а также на тезисе Дж. Лакоффа о прототипичности как результате функционирования когнитивных моделей, представляется нам наиболее перспективным и соотнесенным с построением базового когнитивного уровня. При этом учитываются описанные ранее тезисные характеристики текстовой деятельности и текста.
В нашей когнитивно-прагматической типологизации текстовой деятельности и текстов мы руководствуемся тем положением, что в текстовой деятельности когнитивная компетенция выступает как метапринцип семиозиса (понимание и порождение текстов). Этот тезис задает цель исследованию данного раздела и определяет задачу наших изысканий в русле видения динамической модели языка, так как осознание полномасштабной концепции функционализма сделало необходимым исследование не только лежащих на поверхности особенностей, но и глубинных закономерностей вербального поведения человека. Согласнo общефилософской концепции, результатом концептуальной деятельности сознания является индивидуальная концептуальная система информации (мнений и знаний) о действительном и возможном мире. В процессе отражения действительности сознание индивида формирует индивидуальную когнитивную систему (ИКС), включающую разноуровневую информацию о действительном и возможном мирах [1: 18].
С помощью ИКС непрерывно изменяется основа субъективной мира индивида, а язык является связующим звеном различных видов знания и выполняет в процессе текстовой деятельности комплекс когнитивных и коммуникативных функций. Для исследователя особенно важно понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается [1].
Структура ИКС состоит из двух ступеней: базисной (когнитивный базис) и периферийной (актуальный и индивидуальный базис). Когнитивный базис, как представляется автору данной модели, формируется в двух, диффузно сочлененных, со сложными взаимопереходами, блоках:
1) блок мыслительных структур, отражающих аксиомы действительности в двух кодах - образном и концептуальном;
2) блок концептуально-семантических структур, отражающих вербальную информацию (тезаурус).
В свою очередь, когнитивный базис имеет также двухмерное строение: ядерный уровень (когнитивное ядро) и уровень моделей.
В когнитивное ядро входят наиболее абстрактные концептуальные построения /концепты и их связи/, отражающие тезаурусную информацию и аксиомы действительности. Это, своего рода, алфавит когнитивной деятельности индивида, из которого составляются когнитивные модели мира. Когнитивное ядро будет в значительной мере совпадать у членов социальных групп, находящихся на одном уровне интеллектуального развития [2: 54].
Набор когнитивных моделей репрезентирует собой второй уровень когнитивного базиса и является инвариантом познавательной деятельности индивида.
Периферийная ступень ИКС по своей сути оперативна, актуальна и индивидуальна. Она обусловлена когнитивным базисом /ядром и моделями/, с одной стороны, и текущим сознанием - с другой. Именно на этой ступени осуществляется переход от мыслительных структур к семантическим и далее через этап внутренней речи к вербальному выражению информации в тексте в разных плоскостях: в процессе порождения текста в прямом порядке, а в процессе понимания, соответственно, - в обратном. Здесь протекают различные процедуры переработки информации и образуются новые познавательные структуры, переходящие в когнитивный базис ИКС [1: 15-16].
Из вышеизложенного вытекают, на наш взгляд, следующие основополагающие выводы: мы принимаем тезис определения языка как явления когнитивного или когнитивно-процессуального и делаем акцент на том, что язык передает информацию о мире, что он многосторонне связан с обработкой этой информации и имеет прямое отношение к построению, организации и усовершенствованию информации, как феномена знания, а также способов ее представления.
Знание представляет в свою очередь упорядоченное накопление информации. Не оставляет сомнения то, что информационный процессор человека привносит во всякую данную ситуацию огромное количество информации.
В рамках конкретного общества важность когниотипических знаний с объединением всех видов знаний: универсальных (объективных), стереотипных и конкретно-текстовых не вызывает сомнения, так как когниотипические данные являются базисными, каркасными, определяющими и направляющими в процессе текстовой деятельности.
Когниотипические знания есть результат вторичного, лингвистического и, следовательно, семиотического восприятия окружающего мира, то есть весь объем знаний, содержащихся в той или иной структуре, как бы текстуально опосредован и представляет суммарный итог всех возможных данных, который можно материализовать при помощи анализа репрезентаций предметных областей в массиве текстов [3: 12]. Когниотипические знания служат основой текстовой деятельности, представляют более развернутый вариант объективных знаний, как бы вторичный вариант «универсальных» знаний, детерминируемых социальным опытом реципиента текста. Это, в свою очередь, выводит читателя на социально значимые функциональные параметры той или иной информации в системе когниотипической репрезентации знаний, абстрагируя его от объективных знаний, лишенных социальной окраски, то есть субъективности. Текстовые лингвистические реализации являются, напротив, социально направленными, субъективными, стереотипными (содержат социальные символы), но при этом в каждом конкретном тексте реализация той или иной предметной области имеет свои специфические отличия, обусловленные индивидуальным опытом интерпретации тех или иных социокультурных символов, от которых зависит выбор средств языкового выражения [4: 35].
Литература:
1. Баранов, А.Г. Функционально-парагматическая концепция текста. - Ростов н/Д, 1993.
2. Баранов, А.Г. Динамические тенденции в исследовании текста // Stylistyka 1V. 1995.-Opole. S. 54-69.
3. Баранов, А.Г. Когниотипичность текста // Жанры речи. – Саратов: изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С.4 - 12.
4. Баранов, А.Г. Когнитивные формализмы текстовой деятельности //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета / А.Г. Баранов. 1999. № 2. – С. 34-37.