Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

Боряев С.А.

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.М.СПЕРАНСКОГО

Санкт-Петербургский государственный инженерно - экономический университет

В данном докладе рассматривается философские взгляды М.М.Сперанского

Ключевые слова: Сперанский, философия, взгляды

In the given report it is considered M.M.Speransky's philosophical sights

Key words: Speransky, philosophy, sights

С именем Михаила Михайловича Сперанского связано становление и развитие юридической политики российского самодержавия в первой половине XIX в. Известный политический деятель и правовед, он стоял у основ русского конституционализма, его реформаторские идеи касались многих вопросов политических институтов самодержавия. Одно из основных направлений деятельности Сперанского связано с юриспруденцией, подготовкой и изданием актов систематизации законодательства.

Как мыслитель М.М. Сперанский сформировался в начале XIX в. Широкая образованность позволила ему познакомиться с основными направлениями политической мысли  западноевропейских стран. На его философские взгляды повлияли работы представителей европейской философии, в т.ч. французских просветителей.

Свобода политическая и свобода гражданская - одна из основных тем размышлений Сперанского. В его понимании политическая свобода означает обеспеченную законом возможность участия всех сословий в действии государственной власти. В записке «Еще нечто о свободе и рабстве», проводя различие между свободой политической и свободой гражданской, Сперанский достаточно дерзко обращался к носителю верховной власти (т.е. лично к Александру): «Хотите ли уменьшить в государстве число рабов и деспотов? Начните с себя...».[1] Сперанский проводил идею конституционной монархии, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Он предлагал реформировать систему государственного управления Российской империи, ввести гласность и свободу печати в точно определенных законом пределах, указывал на необходимость кодификации российского законодательства.[2]

Одним из истоков философии Сперанского является христианское вероучение. В ней развиваются принципы религиозной онтологии государства, и «впервые в русской (светской) религиозной мысли встает идея христианизации общественной жизни - то, что позднее было названо «социальным христианством».[3]

Особый интерес вызывает трактовка Сперанским категории свободы. Он полагает свободу изначально данной человеку благодаря его разумной свободной воле. Согласно Сперанскому, человек, вступая в общество, не теряет свободу, а усиливает её и «обращает свой мертвый капитал в доходный, меняет шаткое своеволие на свободу верную, и сколь бы ни была ограничена эта свобода, если только она не подавляется рабством, она лучше и вернее естественного состояния, так как свобода естественная — свобода падения, углубления зверское состояние. Закон есть первое охранение истинной духовной свободы».[4]

Философия политики Сперанского имеет своим идейным истоком два мировоззрения: философию Просвещения и христианство. На создание его планов реформ повлияли идеи западноевропейских философов: Ш.Л. Монтескье, У. Блекстона, Ж.Ж. Руссо, И. Бентама.

Универсализм, эволюционизм и гуманизм были положены Сперанским в основу учение об «истинной» монархии. Это концепция разрабатывалась им в 1802-1809 гг., отражая умонастроение не только Сперанского, но и значительной части российской дворянской интеллигенции начала XIX века. [5] Под определенным влиянием Радищева, выступавшего за  «истинную» монархию[6], написан и один из ранних политических трактатов Сперанского «О коренных законах государства» (1802). Суть политических философский идей Сперанского заключается в призыве к установлению взаимосвязи между народом и властью, силой правительства и коренными законами государства. С его точки зрения, всякое законное правление должно быть основано на общей воле народа, правительство должно получить от народа силы, позволяющие ему действовать. «Каждое государство имеет в известную данную эпоху точное и определенное количество сил; познать сии количества и по мере их располагать их употребление, в сем состоит политика. Если правительство вздумает умножить число войск более, что личные силы государства уделить ему могут, то произведет минутный призрак вооружения, но в самом деле обессилит и расслабит государство» [7], — писал Сперанский.

Концепция истинной монархии Сперанского является первым всеобъемлющим проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и представляет собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже XVIII —XIX вв.

Опасности преждевременного освобождения от крепостного права были очевидны для Сперанского, который предлагал постепенно, формируя гражданское сознание, облегчать режим крепостного права, устанавливая юридические, договорные отношения между крепостными и помещиками. Помещики необходимы, поскольку они лучше умственно и морально подготовлены к управлению деревнями, населенными крестьянами, а также «к службе высших чинов в порядке судном, в управлении государством и в войске».[8] Сперанский был убежденным противником крепостного права, считая его несовместимым с цивилизованным обществом. В «Записке о коренных законах государства» он писал: «Итак, вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и проч. я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».[9]

Философия Сперанского исходила из государственного права. Он не предлагал полного уравнения всех сословий в личных и имущественных правах, по его мнению, никто не должен быть лишен гражданского права, но не все могут иметь его в равной степени. Поэтому право собственности носило у него избирательный характер, так бывшие помещичьи крестьяне, даже имея необходимые средства, не могли покупать населенных деревень, ибо не были достаточно просвещены. Государственное право означало равенство всех сословий перед государственными законами; общероссийское право нуждалось в едином в своих организационных принципах суде как средстве контроля законодательной деятельности. Для этого необходимо было провести и кодификацию российских законов. Сперанский развивал концепцию правового государства в рамках феодального общества, в котором личные свободы оказывались не столько целью, сколько средством создания государственного единства и укрепления самодержавия.[10]

Сперанский считал, что несовершенство и несправедливость общества, неэффективность государственного устройства, в котором, по его мнению, царили бюрократический произвол и анархия, могут быть исправлены с помощью разумного законодательства и нравственного просвещения власти. Сперанский указывал, «Сколько бедствий, сколько крови можно было бы сберечь, если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовывались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа».[11]

Политическая философия М.М.Сперанского не может быть понята вне контекста европейской философии его времени. В своих политических проектах Сперанский опирался на европейские концепции «общественного договора» и «естественного права», в то же время, проявляя философскую самостоятельность и оригинальность. Можно сказать, что им был разработан первый в России действительно оригинальный вариант концепции «идеальной монархии», причем разработан целостно и систематически.
         На становление политико-правовых взглядов Сперанского оказали большое влияние теории французских просветителей, а также практика английского конституционализма. В своих политических ориентирах Сперанский был сторонником либеральных взглядов. Одной из основных конституционно-правовых идей в проектах государственных преобразований М. М. Сперанского было разделение властей, точнее - разграничение сфер государственной власти, действовавшей в трех «порядках» - законодательном, исполнительном и «судном».   Философское учение М. М. Сперанского о праве и государстве не было завершено единым научным трудом, его элементы четко выражены в различных проектах и записках.

Каждая историческая эпоха сама выдвигает людей, необходимых для решения стоящих перед ней задач. Сперанский вырос в среде, которая наиболее ощутимо воспринимала проявление государственного произвола. Поэтому, поднявшись на вершину политической карьеры и получив возможность воплотить свои идеи в проекте государственных преобразований, он стремился к созданию таких механизмов государственного управления, которые обеспечивали бы гражданские и политические права личности.         

Если обратиться к современности, то мы увидим. что устройство современного государственного управления России во многом напоминает план преобразований, предложенный Сперанским: разделение властей, двухпалатный парламент, всеобщее избирательное право, соответствие подзаконных нормативных актов и регионального законодательства Конституции и федеральным законам, единая организация управления на местном, региональном и общефедеральном уровне; суды разной юрисдикции и т.д. В Конституции провозглашается, что  Россия является правовым государством, следовательно, таким образом, в некоторой степени воспринимается взгляды Сперанского о господстве права и верховенстве закона. В связи с этим, можно утверждать, что идеи М.М.Сперанского сохраняют актуальность и сегодня.

Литература:

1.  Бокова В.М. Либеральные и конституционные идеи в России в нач. XIX в. (1801-1812). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1990

2.  Давыдов М.А. Оппозиция его величества. М., 1994

3.  Емельянов Б.В. Русская философия серерянного века. Екатеринбург, 1995

4.  Карташов М.А. Концепция "социального христианства" в политической философии М.М. Сперанского. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2006

5.  Осипов И. Д. Философия политики М. М. Сперанского, СПб., 2002

6.  Сперанский М.М., Сборник сочинений. СПб., 2002



[1] Сперанский М.М., Сборник сочинений. СПб., 2002, С. 270

[2] Давыдов М.А. Оппозиция его величества. М., 1994, С. 78

[3] Карташов М.А. Концепция "социального христианства" в политической философии М.М. Сперанского. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2006. С. 3

[4] Сперанский М.М. Указ соч. СПб., 2002, С. 340

[5] Емельянов Б.В. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995, С. 34-35

[6] Бокова В.М. Либеральные и конституционные идеи в России в нач. XIX в. (1801-1812). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1990, С. 8-9

[7] Сперанский М.М. Указ соч., С. 230

[8] Там же, С. 226

[9] Сперанский М.М. Указ соч., С. 230

[10] Осипов И. Д. Философия политики М. М. Сперанского, СПб., 2002

[11] Сперанский М.М. Указ соч., С. 336

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.