Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Хайрулина А.Р.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ О МЕТАФОРЕ

Иркутский государственный лингвистический университет

 The paper addresses the problem of philosophical intentions about the metaphors in the            history of philosophical thinking. The authors of the ancient world describe metaphors as figures of speech, but today metaphors are understood as cognitive mechanism which shows the way the human mind works.

Key words: metaphor, philosophical intention, figure of speech, cognitive mechanism.

Эта работа посвящена истории философской мысли о метафоре. Античные авторы рассматривали метафору как риторическую фигуру, но современное ее понимание сводится к тому, что метафора рассматривается как когнитивный механизм, раскрывающий суть всей мыслительной деятельности человека.

Ключевые слова: метафора; философская мысль; риторическая фигура; когнитивный механизм.

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили свое внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи [1]. Метафора является предметом изучения самых разных отраслей науки: философии, литературоведении, социологии, психологии, лингвистики и др., а также проблема метафоры актуальна в аспекте междисциплинарных исследований [2]. Особое место метафора занимает в философии, потому как истоки ее изучения восходят к философским мыслям античных ученых. Для выявления исторического развития философской мысли о метафоре мы провели аналитический обзор литературы по данной теме. В результате позволим себе выделить следующие этапы развития истории философской мысли о метафоре:

Период античности (VIII в. до н. э. - V н. э). В данный период практически все философы (Аристотель, Эпикур, Эзоп, Сократ, Гиппократ, Платон, Квинтиллиан, Деметрий, Цицерон, Теофраст и др.) видели в метафоре средство украшения речи и троп у Аристотеля [3], эллиптическое сравнение у Квантиллиана [4], мощное оружие риторики у Цицерона [5].   

В философии Средних веков (конец V - XVI века) наблюдалось негативное отношение к метафоре, вследствие чего многие философы (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) старались избегать ее в своей речи [5]. Причина отрицательного отношения средневековой философии к метафоре кроется в том, что по ее мнению метафора не могла «непосредственно выражать мысль и передавать знания …, адекватно сообщать истину» [6].

Изначальное понимание метафоры философами Нового времени (сер. XVII в. – до 1918 г.: Ж. Пауль, Ницше, (Ж. Пауль, Й.В. Гете, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, А. Бергсон и др.) сводилось к тому, что метафору рассматривали как риторическую фигуру, как троп. Это обусловлено тем, что «для Нового времени характерно отдавать предпочтение именно творческой способности человека» [7]. Позднее  метафора приобрела статус «органической составляющей части поэтического целого» [5].  

Философия Новейшего времени (с 1918 года по нынешнее время: Ф.Кафка, Х. Вернер, Э. Кассирер, А.А. Ричардс, М. Блэк, Д. Дэвидсон, Ф. Уилрайт, С. Пеппер, С. Харнад, Дж. Р. Серль и др.) окончательно расширила понимание метафоры и границ ее употребления. По мнению немецкого философа Э. Кассирера метафора лежит «в основе любого мифотворчества» [8], а способность к метафоризации мира – это начальная точка мыслительного процесса [9]. Интеракционистская теория А.А. Ричардса поддерживает идею о том, что «метафора – вездесущий принцип языка», и что «метафора пронизывает всю речь» [10]. М. Блэк вводит ее в ранг не риторического, а когнитивного средства [11]. В работе С. Пеппера «Гипотезы о мире» (1988) метафоры рассматриваются в качестве фундаментальных основ метафизических систем, задающих определенные философские картины [6]. С. Харнад подчеркивает, что метафора – это дуальное явление, иными словами, метафора – это и когнитивный механизм, и символическая репрезентация [12]. Философ Джон Р. Серль, предлагает трактовку метафоры, исходя из теории речевых актов [13].

Таким образом, долгий исторический путь философской мысли о метафоре от Античности до современности показывает, что статус метафоры изменился. Она стала использоваться не только как средство украшения речи, но и как средство для понимания онтологических процессов окружающего мира, как средство для его осмысления, а также как когнитивный механизм, раскрывающий суть всей мыслительной деятельности человека.

 

Литература:

1.  Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка [Текст] / Г.Н. Скляревская. – СПБ.: Наука, 1993. – С. 3.

2.  Хахалова, С.А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры [Текст] / С.А. Хахалова. – Иркутск: ИГЛУ, 1998. – С.6.

3.  Аристотель, Поэтика (Электронный источник:   http://philosophy.ru/library/aristotle/poet.html - 25.07.2011).

4.  Kohl, K. Poetologische Metaphern: Formen und Funktionen in der deutschen Literatur [Тext] / K. Kohl. - Berlin, New York: Walter de Gruyter Verlag, 2007- S. 2.

5.  Шувалов, В.И. Метафорический дискурс [Текст] / В.И. Шувалов. – М.: Прометей, 2005. – С. 5, 6, 8.

6.  Гансон, Е.В. Логика и алогичность метафорики  языка Барака Обамы  [Текст] / Е.В. Гансон// магист. диссерт., Иркутск: ИГЛУ, 2011. – С. 10.

7.  Ортега-и-Гассет, Х. Две великие метафоры [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. – С. 80.

8.  Кассирер, Э. Сила метафоры [Текст] / Э. Кассирер// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. – С. 34.

9.  Электронный источник: Энциклопедии и словари - Новейший философский словарь (http://enc-dic.com/new_philosophy/Metafora-744.html - 19.07.2011).

10.  Ричардс, А.А. Философия риторики [Текст] / А.А. Ричардс// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. – С. 46.

11.  Блэк, М. Метафора / М. Блэк// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990.

12.  Электронный источник: Искусство метафоры (http://metaphor.narod.ru/revew/harnad.htm - 20.07.2011).

13. Серль, Дж. Р. Метафора / Дж. Р. Серль// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.