Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 008 (571+98) (063)                                                                                                        

Илларионов В.В., Корякина Р.В.

ЦВЕТОВЫЕ ЭПИТЕТЫ КАК НОСИТЕЛИ ТРАДИЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ ЭТНОСА САХА

(НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО)

Северо-Восточный Федеральный Университет

 

  Данная статья посвящена раскрытию семантики фольклорного слова. На примере эпитета «хара» (чёрный) исследуется неодноплановость семантики цветовых эпитетов, насыщенность данных эпитетов традиционной информацией этноса саха.

  Ключевые слова: «цветовые эпитеты», «хара» (чёрный)», «определяемое слово», «эпическая формула», «денотативное значение», «коннотативное значение».  

  Исследователь русского фольклора К.В.Чистов пишет в одной из своих работ: «В фольклорной форме интегрировалась, закреплялась и аккумулировалась традиционная информация, выработанная этносом или его локальной группой» [11, с.8]. Далее он разъясняет, что подразумевается под «традиционной информацией». Это – «этническое самосознание, этнические установки,… историческая память, отливавшаяся в предания и легенды, в передачу мифологической традиции и…осмысление … традиций материнской культуры, интеграция стереотипов соционормативной культуры ит.д.» [11, с.8]. В свете данного высказывания вызывает интерес  cемантика цветовых эпитетов в якутском героическом эпосе олонхо: үрүҥ / маҥан  «белый»,  араҕас  «желтый»,  бороҥ   «серый», (от/халлаан) күөх  «зеленый, голубой»,  хара  «черный».  Как известно, наряду с соматизмами, терминами родства, числительными, цветовые прилагательные относятся к наиболее древним пластам лексики любого национального языка. 

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>