Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Павлова А.Н.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет

In this article exposes the basic features of quality control of mathematical of preparation of a future psychologist education

Keywords: quality management, mathematical preparation

В статье раскрыты основные признаки управления качеством математической подготовки будущего психолога образования

Ключевые слова: управление качеством, математическая подготовка

В связи с переходом на двухуровневую систему обучения меняется как содержание и представление учебно-методического обеспечения, так и условия и структура управления учебной работой студентов. Управление процессом обучения должно быть полным по видам учебной деятельности, непрерывным во времени, удобным и оперативным по реализации для преподавателя и студентов.

Большинство будущих психологов образования считает психологию гуманитарной наукой, не нуждающейся в применении математических методов. При выполнении курсовых и даже выпускных квалификационных работ студенты предпочитают использовать нематематизированные методы, во многих работах часто практически полностью отсутствует математический аппарат. Но современная психология не может существовать без математических методов. Психологические концепции требуют статистического подтверждения, и, следовательно, экспериментальные данные должны быть математически обработаны. Поэтому профессиональная подготовка психологов образования должна содержать значительную математическую компоненту.

Поэтому особую актуальность приобретает управление качеством математической подготовки бакалавра психолого-педагогического образования. Управление качеством математической подготовки имеет следующие признаки [1]: открытость требований к качеству подготовки; методической обеспеченности процесса математической подготовки; контроль качества математической подготовки; корректировки математической подготовки.

Основными требованиями к качеству математической подготовки бакалавра психолого-педагогического образования являются следующие:

– знание основных содержательных линий аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики; – математических методов анализа и обработки информации;

– умение создавать математические модели для описания различных явлений и процессов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов; применять теоретические знания в решении задач прикладного характера;

– владение основами аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики; основными методами прикладной математики; способностью самостоятельно изучать учебную литературу по математике и её приложениям.

Методическим обеспечением процесса математической подготовки может выступает учебно-методическое пособие «Математика: логические схемы, методические материалы по алгебре и геометрии». Пособие включает разделы:

  1. Раздел «Программа курса» раскрывает содержание рабочей программы дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «Математика» по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профили «Психология и социальная педагогика», «Психология образования»;
  2. Раздел «Структурные логические схемы» охватывает краткий теоретический матриал изучаемых разделов дисциплины;
  3. Раздел «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по освоению курса» включает оценочные средства для текущего контроля – варианты домашних контрольных работ, примерные варианты аудиторных контрольных работ, тестовые задания;
  4. Раздел «Методические указания к выполнению и оформлению заданий самостоятельной работы студентов» содержит методические указания и требования к выполнению и оформлению домашних и аудиторных контрольных работ, тестовых заданий.

Значимым компонентом методического обеспечения при осуществлении управления качеством математической подготовки играет применение информационных технологий обучения.

Использование информационных технологий в процессе управления качеством математической подготовки позволяет решить две взаимосвязанные задачи: усиление интереса к предмету, что влечет за собой повышение эффективности обучения студентов математике и развитие у них информационной культуры, что позволяет овладеть и новыми компетенциями, как профессиональными так и общекультурными.

На лекционных занятиях широкое использование имеют средства программы MS PowerPoint: компьютерные презентации позволяют экономить время записи лекции, активно использовать принцип наглядности обучения, динамично представлять информацию в самых разнообразных формах: символьной, графической, табличной.

Контроль качества математической подготовки осуществляется через оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Для этого разработан тест, каждый вариант которого содержит 21 тестовый вопрос. В каждом вопросе 3–4 варианта ответа, из которых один является правильным. Компьютерное тестирование гарантирует осуществление оперативного контроля и самоконтроля при изучении как отдельных модулей и тем, так и всего курса. В период изучения курса «Математика» проводится две аудиторных контрольных работ по темам «Математический анализ» и «Элементы теории вероятностей и математической статистики». Одной из форм выявления уровня качества математической подготовки является проведение домашних контрольных работ следующей тематики: «Аналитическая геометрия на плоскости. Векторная и линейная алгебра», «Функции, пределы, непрерывность», «Дифференциальное и интегральное исчисления», «Элементы математической статистики». Анализ результатов контроля качества математической подготовки будущих психологов планируется осуществлять через разработанную ранее компьютерную поддержку «Измерение, анализ, улучшение» [2].

Корректировка математической подготовки бакалавра психолого-педагогического образования планируется через внесение дополнений и изменений в рабочую программу курса.

Модель управления качеством математической подготовки будущих психологов образования прошла апробацию в реальном учебном процессе, который подтвердил, что математическая подготовка будущего педагога-психолога, – одна из существенных составляющих его профессиональной подготовки, может быть улучшена. Реализация интеграционных связей математики и применение информационно-коммуникационных технологий при ее преподавании создает оптимальные условия для управления качеством математической подготовки бакалавров психолого-педагогического образования, реализации потенциальных возможностей каждого студента, что позволяет повысить эффективность его профессиональной подготовки.

Литература:

1. Уткина, Т.И. Технология управления качеством геометрический подготовки будущего учителя математики / Уткина Т.И. // Современные проблемы математического образования: вопросы теории и практики: монография; под общ. ред. проф. И.Г. Липатниковой. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – с. 203 – 215.

2. Шитова, А.Н. Компьютерная поддержка системы контроля качества подготовки будущего учителя / А.Н. Шитова // Вестник университета (Государственный университет управления), № 4, – М.: ГУУ, 2009. – с.140–142.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.