Летуновская О.Н.
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственныйпедагогический институт»
В данной работе раскрывается содержание программы курсов повышения квалификации учителей начальных классов по направлению «Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы. Теория и методика преподавания информатики в младших классах».
Ключевые слова: методика обучения информатике, ИКТ.
The article deals with Key components of primary school teachers’ refresher courses in the sphere of IT-usage at primary school learning process activities and methodology of computer sciences teaching at primary school.
Keywords: methodology of computer science teaching, IT.
Информационно-коммуникационная компетентность - система общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим – является одним из основных приоритетов современного общего образования. В настоящее время принята концепция непрерывного курса информатики, согласно которой обучение этому предмету должно проходить в 3 этапа: пропедевтический (1-6 классы), базовый (7-9 классы), профильный (10-11 классы). Государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года предполагается объединение дисциплин математика и информатика в одну предметную область «Математика и информатика», что повышает значимость информатики как дисциплины образовательного стандарта. Все выше изложенное актуализирует проблему формирования информационной компетенции учителя начальных классов. В связи с этим возникла необходимость в ускоренной подготовке работающих учителей начальной школы в области методики преподавания информатики и использования средств ИКТ в учебном процессе начальной школы без отрыва от основной работы. С этой целью в ряде регионов страны организованы разнообразные курсы повышения квалификации.
При ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» функционирует центр дополнительных образовательных услуг. Одним из направлений в работе центра является организация и проведение курсов повышения квалификации для работников образования, в том числе в список оказываемых услуг входит курс «Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы. Теория и методика преподавания информатики в младших классах».
Целью данной программы является повышение уровня компетентности учителей начальных классов в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении младших школьников, а также обучение учителей начальных классов организации преподавания пропедевтического курса информатики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и обязательного минимума образования.
Исходя из названия не трудно догадаться, что программа курса состоит из двух модулей. В содержание первого модуля «Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы» входят разделы, связанные с организацией рабочего места педагога с использованием компьютера, созданием учебно-методических материалов средствами офисных технологий (основы работы в текстовом редакторе Word, табличном процессоре Excel, редакторе презентаций Power Point), обзор образовательных ресурсов сети Интернет для начальной школы, поиск информации в сети, сервисы Интернет и их использование в образовании.
В рамках второго модуля «Методика преподавания информатики в младших классах» слушатели знакомятся с особенностями организации учебного процесса по информатике в начальных классах, общими вопросами методики информатики (цели и задачи введения в школу пропедевтического курса информатики, содержание курса информатики в начальной школе) и конкретной методикой пропедевтики информатики в младших классах (методика изучения линии информации и информационных процессов, линии компьютера, линии алгоритмизации и программирования, формализации и моделирования, линии информационных технологий). В программе с целью сравнения и выяснения методических особенностей рассматриваются вариативные УМК по информатике для начальной школы разных авторов и программное обеспечение к ним (курс А.Л. Семенова и др. «Информатика», УМК Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» и «Информатика и ИКТ», курс Н.В. Матвеевой и др. «Информатика» и др.). Изучение опыта учителей по преподаванию данной дисциплины осуществляется как в ходе непосредственного общения при проведении мастер-классов на базе школ города, так и с помощью просмотра и анализа видеозаписей уроков. Кроме того, в рамках освоения этого модуля предполагается рассмотрение теоретических основ информатики как науки, так как без знания теории трудно овладеть в полной мере методикой преподавания дисциплины.
Таким образом, по окончании данных курсов слушатели получают компетенции в области использования средств ИКТ в различных предметных областях в начальной школе; в отборе средств образовательного назначения, в том числе и распределенного информационного ресурса образовательного назначения; разработки авторских приложений образовательного назначения. Курс предусматривает знакомство слушателей с основными понятиями всех содержательных линий начального курса информатики, особенностями методики обучения по наиболее распространенным УМК по информатике для начальной школы.