Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК:331.45:331.41/43

Ерофеева М.Р., Камышникова И.В.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОКСОЛОГИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЫ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет»

 The article deals with the competence approach is provided by federal government standards of the third generation of higher education, the study subjects life safety.

Key words: life safety, competence and education.

В статье рассматривается компетентностный подход, предусмотренный федеральными государственными стандартами третьего поколения высшего профессионального образования, при изучении дисциплины безопасность жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, компетенции и образование.

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед образовательной системой, является создание  нового для России направления – образование для устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает такое социально-экономическое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей ныне живущих поколений происходит без ущерба для последующих.

Таким образом, устойчивое развитие – это форма коэволюции природы и общества, обеспечивающая выживание и неопределенно долгое, безопасное во всех отношениях развитие цивилизации и сохранение биосферы планеты.

 Центральное место в концепции устойчивого развития принадлежит формированию социальной ответственности современных людей за личную и коллективную безопасность. Поэтому, неудивительно, что  федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения  практически по всем направлениям подготовки  в базовой части профессионального цикла содержат дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Задача высшей школы в области обеспечении безопасности общества состоит в формировании профессиональной культуры безопасности обучающихся по всем основным  образовательным программам,  реализуемых в высших  учебных заведениях.

Значимость дисциплины «БЖД» в системе современного образования возрастает в связи с тем,  что  состояние безопасности техносферы, как уже было отмечено, все в большей степени оказывает влияние на экономические, экологические и демографические показатели в мире.

Ныне действующие стандарты ГОС ВПО по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на определенном этапе оказали положительное влияние на развитие в области безопасности. Однако,  произошедшие за последнее время изменения в научных подходах к обеспечению безопасности, понятийно-терминологическом и категориальном аппарате, а также  образовательной политике,  потребовали  модернизации существующих стандартов. Это обусловлено тем, что опыт  преподавания дисциплины «Безопасность жизнедетельности» по стандартам второго поколения  выявил  ряд существенных  проблем, таких как:

1. Противоречие между необходимостью сохранения структурно-содержательного единства дисциплины и современными требованиями к вариативности содержания применительно к различным научно-образовательным областям знаний и направлениям подготовки;

2. Программа дисциплины слишком технократизирована, что затрудняет ее восприятие студентами, получающим гуманитарное или экономическое образование. Таким образом, возникает противоречие между технократизацией и гуманизацией.

3. Практика преподавания дисциплины не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к ней современными реалиями. Причинами такого положения являются:

- неподготовленность студента к восприятию дисциплины;

- дисциплина является методологически сложной для процесса обучения, т.к. программа насыщена большим количеством понятийного и фактологического материала;

- невысокая оценка роли дисциплины в профессиональной деятельности студентами и выпускающими кафедрами;

- использование традиционной технологии обучения, способствующей развитию,  в основном,  репродуктивного мышления.

При разработке стандартов нового поколения  используется личностный и компетентностный подход к уровню освоения дисциплины, что позволяет сохранить  концептуальные структурно-содержательные основы безопасности жизнедеятельности и одновременно - вариативные возможности диверсификации при разработке  рабочих программ в зависимости от  направления подготовки.

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в настоящее время  является формирование ноксологической культуры, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетов.

Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должен быть направлен на формирование у обучающихся следующих компетенций:

- приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

- формирование  культуры безопасности, экологического сознания и рискориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

-формирование  культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности, готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- формирование  мотиваций и способностей для самостоятельного повышения культуры безопасности, способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности, способностей аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Следовательно, в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», преподаваемой в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения,   студент будет знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных  чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России,  основные виды потенциальных опасностей, их свойства и характеристики, принципы снижения вероятности их реализации,  способы и средства защиты от опасностей и угроз в любых условиях и применительно к своей профессиональной деятельности,  правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека,  выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности,  эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;  планировать мероприятия по защите обучающихся, работающих и населения в чрезвычайных ситуациях и, при необходимости, принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях, понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности, навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.