Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 355.23:378.141(574)

Жаксылыков Р.Ф.

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Командующий Внутренними войсками МВД Республики Казахстан

 A methodological approach permitting on the basis of the whole complex of criteria and indices of professional activities of the officers of Interior Army to determine its contents is actualized in the article. Some factors which are the basis of theoretical training in the Academy on  specialty are investigated, the indices characterizing the contents of activities of the officers in the sphere of action in certain cooperation and being initial notions in definitions of characteristics of the model of training of a specialist: a specialty, a specialization, a profile of training, the contents of education, a necessary level of knowledge and abilities are exposed.

Keywords: a military and professional education; state compulsory standard of education; professional important qualities; contents of compulsory disciplines.

В данной статье актуализирован методологический подход,  позволяющий на основе выбранной совокупности критериев и показателей профессиональной деятельности офицеров Внутренних войск определять ее содержание. Исследованы факторы, составляющие основу теоретической подготовки в академии по специальности, выявлены показатели, характеризующие содержание деятельности офицеров в поле деятельности, находящихся в определенной взаимосвязи и являющихся исходными понятиями при определении характеристик модели подготовки специалиста: специальность, специализация, профиль подготовки, содержание обучения, требуемый уровень знаний и умений.

Ключевые слова: военно-профессиональное образование; государственный общеобязательный стандарт образования; профессионально важные качества; содержание обязательных дисциплин.

Одной из главных задач совершенствования содержания военно-профессионального образования офицеров является приведение его в соответствие с требованиями профессиональной деятельности и Государственными требованиями к высшему профессиональному образованию. Оно должно учитывать специфику военного дела и военную направленность обучения и воспитания военнослужащих, профессией которых является защита своего Отечества.

Военные специальности должны иметь свои государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО) и государственный статус. Основа военного образования офицеров, получаемого в различных военных вузах по одному профилю и родственным специальностям, должна быть общей и формироваться на основе единых ГОСО на специальность. Дифференциация в рамках одной специальности, обусловленная особенностями объектов деятельности, образцами вооружения и военной техники, должна осуществляться за счет специализации. При этом разница в содержании подготовки офицеров по одним специальностям будет только в содержании специальных дисциплин, характеризующих особенности профессиональной направленности в деятельности выпускников.

Целесообразно, чтобы государственный заказ на подготовку офицеров включал в себя несколько составляющих: ГОСО, в котором выделить общественный образовательный компонент (ООК) и образовательный компонент по специальности (ОКС); а также ведомственный компонент по специализации (ВКС).

Требования ООК должны быть направлены на развитие творческих способностей мышления офицеров, формирование у них научного мировоззрения, методологии научного познания, профессиональной направленности, развития индивидуальных способностей и общественно-значимых качеств.

Целью ОКС является формирование общепрофессионального мировоззрения офицера в выбранной специальности, позволяющего решать профессиональные задачи на заданном уровне подготовки, формирование и развитие общих профессионально важных качеств (ПВК) выпускников вузов. Развитие способностей офицеров должно осуществляться на обобщенном уровне. В то же время, требования прикладной направленности необходимо реализовывать не в соответствии с логикой учебных дисциплин, а в соответствии с логикой взаимоувязанных, профессиональных задач, характерных для специальности [1, с. 8].

Требования к профессиональным умениям офицеров, позволяющих решать всю совокупность разноплановых, профессиональных задач, а также ведомственные требования к ПВК задает ВКС. Он должен отражать специфику профессиональной среды и поля деятельности, обеспечивать единство подготовки офицерских кадров. При этом он не может противоречить требованиям ООК и ОКС.

Стандарт определяет цели и содержание обучения, которые для конкретной специальности разрабатывает учебно-методическое объединение вузов. Так как в современной дидактике на настоящий момент нет единой методики назначения целей образования и, как следствие, нет методики определения содержания обучения, то каждое учебно-методическое объединение действует по своему усмотрению, используя свои подходы и методики. Это привело к тому, что образовательные программы даже по одним специальностям, разработанные разными учебно-методическими объединениями, не согласуются между собой.

Другое противоречие проявляется в том, что учебно-методические объединения выступают сразу в двух лицах. Как заказчик они определяют цели образования, а как исполнитель определяют содержание обучения, отвечающее их же целям. В результате образовательные программы отражают не требования специальности, а специфику вуза, на базе которого создавалось учебно-методическое объединение.

Проведенные нами специальные исследования повседневной деятельности офицеров показали, что одним из направлений решения данной проблемы является методологический подход формирования требований к содержанию подготовки на основе моделей «полей деятельности» офицеров. Анализ основных показателей, характеризующих содержание деятельности офицеров в поле деятельности, показывает, что они находятся в определенной взаимосвязи и являются исходными понятиями при определении характеристик модели подготовки специалиста: специальность, специализация, профиль подготовки, содержание обучения, требуемый уровень знаний и умений .

Анализ взаимосвязей показывает, что основные направления деятельности и доминирующие функции определяют профиль подготовки; функции, объекты и виды деятельности, ее тип определяют такие показатели, как специальность, специализация, квалификация специалиста. Перечень и содержание решаемых задач в основных процессах и областях деятельности являются определяющими при формировании содержания подготовки; класс и уровень сложности задач определяют требуемый уровень знаний и умений будущего специалиста [2, С. 14].

Таким образом, данный методологический подход, формируя профессиональный облик офицеров Внутренних войск, позволяет выразить общее в содержании их деятельности и понять в чем ее отличие. Следовательно, он может служить реальной базой для оптимизации перечня и сокращения количества специальностей офицерских кадров Внутренних войск, облегчив при этом работу по формированию ГОСО на них. Ведь, по сути, нет большого различия, в сущности и методах решения задач начальником штаба оперативной, конвойной либо специальной части. Различия составляют только особенности их решения, определяющиеся спецификой объектов управленческой деятельности, т.е. специализация в рамках одной специальности.

Приняв за основу данный подход, представляется возможным выработать единую методологию формирования требований к содержанию поэтапной подготовки офицеров к управлению повседневной деятельностью Внутренних войск.

Ее суть заключается в следующем:

- построение иерархии «полей деятельности» офицеров различных воинских должностей и звеньев войск;

- на основе анализа направлений, функций деятельности офицеров, определение профиля и специальности, разработка требований к ним;

- на основе решаемых задач в различных областях деятельности, определение перечня специализаций и формирование к ним требований;

- создание базовой модели выпускника, определив уровень его образования, специальность и сформировав перечень возможных специализаций;

- на основе необходимой потребности сформировать государственный заказ на подготовку конкретных специалистов, включающий требования ГОСО по специальности и ведомственные требования по специализации;

- разработка, на основе государственного заказа, учебных планов и программ по подготовке соответствующего специалиста конкретного вуза;

- анализ качества подготовки выпускников; коррекция содержания обучения и педагогических технологий подготовки.

Данный методологический подход позволяет на основе выбранной совокупности критериев и показателей профессиональной деятельности офицеров Внутренних войск определять ее содержание.

Динамика изменения содержания модели «поля деятельности» офицера Внутренних войск, появление новых направлений, функций и задач, закономерно будет определять этапы и содержание их подготовки. При этом, сходные по содержанию модели можно объединять, создавая базовую модель выпускника учебного заведения. Выделяя на ее основе одну специальность, определять перечень обязательных учебных дисциплин и минимум их содержания, формируя, таким образом, соответствующий ГОСО на нее. Например, модели «полей деятельности» командиров подразделений определяют основу формирования содержания дисциплины «Повседневная деятельность подразделений» на этапе подготовки в военном институте.

По такой же методике целесообразно объединить и выработать единый ГОСО на специальность «Военное и административное управление Внутренними войсками МВД РК» для офицеров командного профиля. Задачу внутренней дифференциации специальности, отражающей особенности объектов управления и алгоритмов решения профессиональных задач, решает специализация [3].

Следовательно, содержание базовой подготовки офицеров в военных институтах и академиях должно формироваться на основе минимума содержания обязательных дисциплин, определенных ГОСО и дисциплин специализации. Дисциплины специализации целесообразно свести в единую программу, сформированную на основе квалификационных требований заказчика к умениям выпускников решать профессиональные задачи по управлению заданными объектами деятельности [3].

Отличия содержания моделей «полей деятельности» должностных категорий, подготавливаемых по одной специальности, от базовой, будут определять содержание обучения на курсах повышения квалификации в соответствующем информационном поле деятельности – подразделения.

Исследования показывают, что на каждом уровне звена управления профессиональная деятельность военного специалиста базируется:

- на знаниях боевых возможностей подразделений, частей и соединений;

- на условиях, порядке применения и эксплуатации вооружения и военной техники, их конструктивных особенностей;

- на социально-психологических основах функционирования воинских коллективов и пр., т.е. теоретических знаниях;

- на знаниях о способах деятельности, методах и содержании работы командиров (начальников), других должностных лиц, штабов, осуществляющих управленческую деятельность, т.е. знаниях об алгоритмах (правилах) выполнения деятельности (действий, операций).

Именно эти вопросы и должны составлять основу теоретической подготовки в академии по специальности.

Соответственно, знание боевых возможностей частей и соединений, содержания и особенностей функционирования систем управления ими, алгоритмов, методов, стилей работы конкретных должностных лиц, осуществляющих управленческую деятельность, определяют основу подготовки по специализации.

Это создает возможность формирования типовых гостированных программ (по набору необходимых дисциплин) для подготовки различных специалистов в вузах в зависимости от профиля, специальности и квалификации выпускников. Различие в содержании подготовки будут определяться только квалификационными требованиями, выраженными через умение решать профессиональные задачи в соответствии с особенностями частей и соединений, образцами вооружения и военной техники, спецификой функционирования объектов управления.

Основой для формирования таких программ должен выступать ГОСО. Он отражает общие требования к специалисту с высшим военным образованием по направлению подготовки, определяющие минимум содержания цикла общенаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин в соответствии со специальностью «Военное и административное управление Внутренними войсками МВД РК» [3].

Эти требования определяют образовательный уровень специалиста в структуре многоуровневой системы образования [4].

Анализ управленческой деятельности офицеров оперативно-тактического звена позволил выявить, что основу содержания подготовки офицеров командного профиля по специальности «Военное и административное управление Внутренними войсками МВД РК» должна составлять научная теория, описывающая законы, общие принципы организации и структурные характеристики управленческой деятельности.

Основными, структурными компонентами такой теории являются: общая теория систем (системология); общая теория управления (кибернетика); общая теория информации и семиотика [2, С. 16]. Именно знания в этих областях, применительно к военным организационным системам, и должны определять содержание общепрофессиональной теоретической подготовки офицеров.

В прикладном аспекте, для подготовки офицера, общая теория систем должна рассматривать организованную совокупность элементов военных организационных систем (органов управления, объектов управления, средств управления и материальных средств) с целью создания условий для их эффективного функционирования в повседневной деятельности и в боевой обстановке.

Проведенный анализ повседневной деятельности офицера (функций, объектов деятельности, задач и т.д.), квалификационных требований заказчика, учет опыта подготовки специалистов в области управления позволяют определить содержание и основные дисциплины стандарта на специальность «Военное и административное управление Внутренними войсками МВД РК» в части подготовки к управлению повседневной деятельностью частей и соединений Внутренних войск.

Формирование перечня обязательных дисциплин по специальности целесообразно осуществлять по принципу «общего», «частного» и «единичного». Их содержание должно создавать теоретическую базу и обеспечивать эффективное усвоение содержания специальных дисциплин по организации деятельности объектов управления. В них должен быть отражен фундамент, обеспечивающий практическую деятельность специалиста по профилю его подготовки.

Так, в блок обязательных дисциплин целесообразно включить: теорию организационных систем управления; информационные системы управления; теорию организации управленческой деятельности; теорию выработки и принятия решений; социально-философские и психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности; административное право и правовое обеспечение военного управления; дисциплины по организации деятельности объекта управления (специальные дисциплины).

В блок дисциплин специализации, формируемый на основе квалификационных требований «заказчика», могут входить такие дисциплины, как «Управление повседневной деятельностью частей и соединений Внутренних войск», «Оперативное искусство и тактика Внутренних войск» и ряд других, отражающие особенности Внутренних войск. Их содержание определяется ведомственными требованиями к умениям решать профессиональные задачи на заданном уровне.

Исходя из этого, содержание дисциплин специализации должен составлять комплекс учебно-методических задач и практических видов занятий, обеспечивающих выработку перечня профессиональных умений заданного уровня, определенных в квалификационных требованиях.

Таким образом, методика формирования содержания обучения тесно связана с разработкой ГОСО по военным специальностям, и определяет, как исходя из требований подготовки, получить учебный план по специальности.

При формировании содержания обучения (учебного плана) по такой методике реализуется принцип обеспечения тесной связи и взаимообусловленности теории и практики, а также их соотношение. Это дает возможность более четко выделить в содержании обучения офицеров два основных блока: блок фундаментальных знаний и блок прикладных, профессиональных знаний, обосновав, таким образом, их закономерное соотношение в содержании обучения.

Таким образом, предложенный подход обеспечивает формирование содержания обучения адекватно требованиям профессиональной деятельности, а также позволяет оптимизировать перечень специальностей и специализаций, по которым организуется подготовка офицеров Внутренних войск.

 Литература:

  1. Жаксылыков Р.Ф. Научно-педагогические основы подготовки офицеров высшей квалификации для Внутренних войск МВД Республики Казахстан: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Астана, 2010. – 29 с.
  2. Бочаров М.Н. Наука управления. – М., 1996 – 75с.
  3. Сборники программ, утверждённые приказом от 19 июля 2008 года № 223. Командующего Внутренними войсками МВД Республики Казахстан. – Астана, 2008. – 497 с.
  4. Нужны командиры с академическим образованием // Казахстанская правда от 11 августа 2009 года.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.