Иохвидов В.В., Веселова В.Г.
ПЕДАГОГ-НОВАТОР В.Ф. ШАТАЛОВ
ГОУВПО СГПИ филиал в г. Ессентуки
This work is about activity of Russian scientist Shatalov V.F. The most important thing in his work was development of “Pedagogica sotrudnichestva” and it’s idea.
Keywords pedagogica; science; children; school; education; teacher; lesson; process.
Эта работа о деятельности русского ученого Шаталова В.Ф. Самое важное в его работе было развитие «Педагогики сотрудничества» и ее идей.
Ключевые слова: педагогика; наука; дети; школа; образование; учитель; урок; процесс.
Методическая система «педагогика сотрудничества» явилась выражением новых подходов к обучению в школе России 80-х годов и была направлена на ликвидацию негативных явлений в образовании и воспитании, порожденных командно-бюрократической системой. Она обосновывала новые средства и методы совершенствования целостного педагогического процесса на идеях гуманизации и демократизации школы и личности учащихся, на основе творческого использования педагогического новаторства. Главной чертой взглядов и деятельности педагогов-новаторов явился интерес к ученику, уважение его личности. Разработанные сторонниками концепции «педагогика сотрудничества» положения, методические рекомендации включали использование в процессе обучения личного опыта учащихся, идеи «трудной цели», опережения и погружения в учебный предмет, опорных конспектов. Важным было то, что: отношения учителя с учащимися должны строиться на фундаменте доверия, помощи, совместной жизнедеятельности. Авторы этой системы под лозунгом «демократизации личности» предложили «свободно избранные занятия», которые приводят к качественным изменениям гуманного характера в отношениях между учениками. В этом вопросе они разделяли точку зрения Бременских педагогов, хотя не делали ссылки на их труды.
Среди педагогов-новаторов, творчески развивавших идеи педагогики сотрудничества, был В.Ф. Шаталов. Как показал академик В.В. Давыдов, особенностью опыта Шаталова является четкая, строго определенная организация всего учебного процесса, организация учебной деятельности учащихся. Давыдов охарактеризовал управление учебной деятельностью школьников в опыте В.Ф. Шаталова как систему «достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников»[1].
В. Ф. Шаталов в теории и на практике обосновал необходимость создания благоприятно психологического климата в процессе учения в целом и на каждом уроке в частности, формирования высокого уровня внутренней мотивации самими школьниками своего учебного труда. Он показал, что определяющее влияние здесь оказывают особенности взаимоотношений учителя и учащихся. Домашние работы не задаются, а предлагаются учащимся. Решение задач проходит в «полуобязательной обстановке». Опрос осуществляется в спокойной доверительной форме. Ошибки учащихся не подчеркиваются. В этих условиях в значительной мере прекращаются подсказки, списывание. В его опыте учебный материал учащиеся изучают укрупненными единицами (крупными блоками). Содержание материала учителем оформляется в виде опорных схем, конспектов, представляющих собой наглядную конструкцию изучаемого с указанием основных понятий и связей между ними.
Повышению эффективности урока в опыте В.Ф. Шаталова способствовала предложенная им структура этой формы обучения, включавшая развернутое объяснение учителя, сжатое изложение учебного материала по опорным схемам, самостоятельную работу учащихся по опорным сигналам, работу с учебником и опорными сигналами в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, прослушивание устных ответов у доски, взаимопроверка знаний учащимися.
В опыте В. Ф. Шаталова практиковалось предварительное повторение учебного материала прошлых лет в начале учебного года, систематическое решение задач пройденных тем при изучении очередной темы.
Весьма ценным, по Шаталову, является вера учителя в силы и способности учащихся, уважительное, внимательное отношение к детям. Он предлагал на основе изучения учителем учащихся осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Такой подход предъявляет определенные требования к позиции творчески работающего учителя, а именно:
- умение видеть перед собой не объект воспитания, а конкретную личность со своими особенностями, достоинствами и способностями;
- обладание индивидуальным стилем работы;
- способность уважать мысли и чувства учащихся, их права на свободу выбора;
- понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений и слабостей;
- создание особой атмосферы общения, при которой снимаются барьеры, разделяющие учителя и ученика;
- создание благоприятных условий для личностного самоопределения учащихся, прежде всего, через организацию совместной творческой деятельности, сотрудничества;
- умение создавать каждому ученику ситуацию успеха, а также атмосферу коллективной творческой работы;
- умение осуществлять эмоциональность в педагогическом воздействии [2].
Характеризуя сущность педагогического творчества, В.Ф.Шаталов отмечал, что это творчество - это главное в работе учителя. Чтобы творить, учитель должен обладать творческими способностями и желанием создавать новое. Важным стимулом формирования индивидуального стиля педагогического творчества учителя он считал педагогическую реальность: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное - учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости и терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания»[2]. Таким образом, В.Ф. Шаталов подчеркивал мысль о том, что без осознания учителем значимости его труда невозможно творить и формировать свою творческую индивидуальность.
Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф.Шаталову, характеризуют следующие черты: - педагогическая наблюдательность и воображение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; умение пробудить потребность ребенка в познании себя, жизни и мира; способность вовремя прийти на помощь ребенку, привести его к успеху; вера в возможности каждого ученика, чувство заботы и отзывчивость; умение снять со школьника страх, неуверенность в своих силах; артистизм и эмоциональность; выразительность речи, мгновенность реакции и импровизация [2].
Подводя итог, можно сказать, что разработанные В.Ф. Шаталовым на фундаменте педагогики сотрудничества основные средства и способы повышения эффективности обучения представляют собой оригинальную систему интенсивного обучения, ориентирующую на переход от педагогики требований к педагогике отношений, на изменение самой их сути - на гуманизацию и демократизацию педагогических отношений через систему сотрудничества.
Литература:
1. Давыдов В. В. Предисловие.- В кн.: Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1979, с. 4.
2. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987, с. 91, 89, 92, 113.