Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

Иохвидов В.В., Веселова В.Г. 

ПЕДАГОГ-НОВАТОР В.Ф. ШАТАЛОВ

ГОУВПО СГПИ филиал в г. Ессентуки

 This work is about activity of Russian scientist Shatalov V.F. The most important thing in his work was development of “Pedagogica sotrudnichestva” and it’s idea.

Keywords pedagogica; science; children; school; education; teacher; lesson; process.

Эта работа о деятельности русского ученого Шаталова В.Ф. Самое важное в его работе было развитие «Педагогики сотрудничества» и ее идей.

Ключевые слова: педагогика; наука; дети; школа; образование; учитель; урок; процесс.

Методическая система «педагогика сотрудничества» явилась выраже­нием новых подходов к обучению в школе России 80-х годов и была направ­лена на ликвидацию негативных явлений в образовании и воспитании, поро­жденных командно-бюрократической системой. Она обосновывала новые средства и методы совершенствования целостного педагогического процесса на идеях гуманизации и демократизации школы и личности учащихся, на ос­нове творческого использования педагогического новаторства. Главной чер­той взглядов и деятельности педагогов-новаторов явился интерес к ученику, уважение его личности. Разработанные сторонниками концепции «педагоги­ка сотрудничества» положения, методические рекомендации включали ис­пользование в процессе обучения личного опыта учащихся, идеи «трудной цели», опережения и погружения в учебный предмет, опорных конспектов. Важным было то, что: отношения учителя с учащимися должны строиться на фундаменте доверия, помощи, совместной жизнедеятельности. Авторы этой системы под лозунгом «демократизации личности» предложили «свободно избранные занятия», которые приводят к качественным изменениям гуманного характера в отношениях между учениками. В этом вопросе они разделяли точку зрения Бременских педагогов, хотя не делали ссылки на их труды.

Среди педагогов-новаторов, творчески развивавших идеи педагогики сотрудничества, был В.Ф. Шаталов. Как показал академик В.В. Давыдов, особенностью опыта Шаталова является четкая, строго опре­деленная организация всего учебного процесса, организация учебной дея­тельности учащихся. Давыдов охарактеризовал управление учебной деятельностью школьников в опыте В.Ф. Шаталова как систему «достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников»[1].

В. Ф. Шаталов в теории и на практике обосновал необходимость создания благоприятно психологического климата в процессе учения в целом и на ка­ждом уроке в частности, формирования высокого уровня внутренней мотива­ции самими школьниками своего учебного труда. Он показал, что определяю­щее влияние здесь оказывают особенности взаимоотношений учителя и уча­щихся. Домашние работы не задаются, а предлагаются учащимся. Решение задач проходит в «полуобязательной обстановке». Опрос осуществляется в спо­койной доверительной форме. Ошибки учащихся не подчеркиваются. В этих условиях в значительной мере прекращаются подсказки, списывание. В его опыте учебный материал учащиеся изучают укрупненными единицами (крупными блоками). Содержание материала учителем оформляется в виде опорных схем, конспектов, представляющих собой наглядную конструкцию изучаемого с указанием основных понятий и связей между ними.

Повышению эффективности урока в опыте В.Ф. Шаталова способство­вала предложенная им структура этой формы обучения, включавшая развер­нутое объяснение учителя, сжатое изложение учебного материала по опор­ным схемам, самостоятельную работу учащихся по опорным сигналам, ра­боту с учебником и опорными сигналами в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, прослушивание устных ответов у доски, взаимопроверка знаний учащимися.

В опыте В. Ф. Шаталова практиковалось предварительное повторе­ние учебного материала прошлых лет в начале учебного года, систематиче­ское решение задач пройденных тем при изучении очередной темы.

Весьма ценным, по Шаталову, является вера учителя в силы и способности учащихся, уважительное, внимательное отношение к детям. Он предлагал на основе изучения учителем учащихся осуществлять инди­видуальный подход в обучении и воспитании. Такой подход предъявляет определенные требования к позиции творчески работающего учителя, а именно:

- умение видеть перед собой не объект воспитания, а конкретную личность со своими особенностями, достоинствами и способностями;

- обладание индивидуальным стилем работы;

- способность уважать мысли и чувства учащихся, их права на    свободу выбора;

- понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений и слабостей;

- создание особой атмосферы общения, при которой снимаются барьеры, разделяющие учителя и ученика;

- создание благоприятных условий для личностного самоопределения учащихся, прежде всего, через организацию совместной творческой деятельности, сотрудничества;

- умение создавать каждому ученику ситуацию успеха, а также атмосферу коллективной творческой работы;

- умение осуществлять эмоциональность в педагогическом воздействии [2].

Характеризуя сущность педагогического творчества, В.Ф.Шаталов от­мечал, что это творчество - это главное в работе учителя. Чтобы творить, учитель должен обладать творческими способностями и желанием создавать новое. Важным стимулом формирования индивидуального стиля педагогиче­ского творчества учителя он считал педагогическую реальность: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать ус­ловия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное - учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить по­требность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человече­ского достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учи­теля в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости и терпе­ния, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания»[2]. Таким образом, В.Ф. Шаталов подчеркивал мысль о том, что без осознания учителем значимости его труда невозможно творить и формировать свою творческую индивидуальность.

Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф.Шаталову, характеризуют следующие черты: - педагогическая наблюдательность и вооб­ражение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; умение пробудить потребность ребенка в познании себя, жизни и мира; способность вовремя прийти на помощь ребен­ку, привести его к успеху; вера в возможности каждого ученика, чувство за­боты и отзывчивость; умение снять со школьника страх, неуверенность в своих силах; артистизм и эмоциональность; выразительность речи, мгновен­ность реакции и импровизация [2].

Подводя итог, можно сказать, что разработанные В.Ф. Шаталовым на фундаменте педагогики сотрудни­чества основные средства и способы повышения эффективности обучения представляют собой оригинальную систему интенсивного обучения, ориенти­рующую на переход от педагогики требований к педагогике отношений, на изменение самой их сути - на гуманизацию и демократизацию педагогиче­ских отношений через систему сотрудничества.

Литература:

1.  Давыдов В. В. Предисловие.- В кн.: Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1979, с. 4.

2.  Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987, с. 91, 89, 92, 113.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.