Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Воронова В.В.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Муромский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет»

The article considers the method of projects and students’ research work as the ways of organizing cognitive activity. Cognitive competence as the skill of organizing independent cognitive activity by using a foreign language is presented.

Keywords:  cognitive activity; the method of projects; students’ research work; cognitive competence.

В данной статье рассмотрены метод проектов и НИРС как способы организации учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная компетенция представлена как умение организовывать самостоятельную познавательную деятельность на иностранном языке.

Ключевые слова: познавательная деятельность; метод проектов; научно-исследовательская работа студентов; учебно-познавательная компетенция.

На современном этапе развития отечественного образования обучение в высшей школе направлено на самостоятельную работу студентов. “Это обусловлено тем, что в связи с быстрым обновлением научно-технических знаний, все более очевидным становится необходимость овладения специалистами значительными знаниями в процессе самообразования”.[1.с.5] Поэтому при обучении иностранному языку студентов специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере” большое внимание уделяется организации их самостоятельной познавательной деятельности.

Познавательная самостоятельность обучаемых наиболее полным образом проявляется при разработке учебно-исследовательских проектов. Учебная группа делится на несколько авторских коллективов, перед которыми ставится четкая задача исследования профессионально-значимой проблемы. Например, На основе анализа научных публикаций изучить проблему загрязнения источников водоснабжения на территории области и разработать систему мероприятий по улучшению экологической ситуации.

Авторы проекта самостоятельно планируют свою деятельность. Выдвижение гипотез, определение логики разработки проекта, поиск необходимой информации, аргументы, выводы и предлагаемые пути решения исследуемой проблемы поддерживают в постоянном развитии научное мышление студентов.

Однако успех такой творческой деятельности полностью зависит от управления этой самостоятельной работой, “которое включает в себя и формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы”.[2.с.93]

В процессе проектного коллективного творчества у обучаемых формируется и развивается учебно-познавательная компетенция, под которой мы понимаем умение организовывать самостоятельную познавательную деятельность и получать знания с помощью иностранного языка, а также готовность применять данный язык для осмысления тех или иных явлений действительности.

Таким образом, проблемно-исследовательская направленность обучения развивает творческий интеллект студентов, их инициативность и умение выбирать рациональные решения изучаемых проблем.

Учебно-познавательная компетенция формируется в активной познавательной поисковой деятельности и проявляется в способности приобретать новые профессиональные знания в ходе выполнения самостоятельной работы. Самой важной ее формой, на наш взгляд, является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Она является важным элементом процесса обучения. НИРС включает в себя участие студентов в конференциях, выставках научно-технического творчества, научных конкурсах и подготовку публикаций по результатам проведенных исследований. В ходе такой работы обучаемые овладевают методами и приемами исследовательской деятельности, учатся критически воспринимать информацию. Также развивается их наблюдательность, самостоятельность суждений, формируется умение анализировать проблемы, обрабатывать научные данные. А, следовательно, формируется постоянная потребность в самостоятельном познании мира.

Таким образом, метод проектов и НИРС следует рассматривать как активные формы самостоятельной работы, в процессе которой развивается учебно-познавательная компетенция.

Литература:

1. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

2. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов  - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2008. - №10,     с.93-97.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.