Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 37.013

Попова И.В.

Формирование критичности мышления как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности в ИКТ-насыщенной среде[1]

ФГБОУ «Магнитогорский государственный университет»

The article deals with proof of criticality of thinking as means of individual information-psychological safety in ICT environment. According to the conclusions the formation of criticality of thinking is important part of ICT-training.

Keywords: criticality of thinking, information-psychological satefy, ICT environment

В статье приводится обоснование критичности мышления как средства обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Полученные выводы дают основание считать формирование критичности мышления важной составной частью ИКТ-подготовки.

Ключевые слова: критичность мышления, информационно-психологическая безопасность, ИКТ-насыщенная среда

В настоящее время Интернет, социальные сети из роскоши, доступной лишь избранным, превратились в одну из частей жизни каждого человека, овладевшего навыками работы с ЭВМ. Анонимность и удалённость собеседников, отсутствие визуального контакта порождают у людей иллюзии защищенности и безнаказанности. Информационная перенасыщенность, склонность выполнять несколько дел одновременно (например, поддерживать диалог с 2-5 собеседниками, читать статью, просматривать видеозаписи) снижают концентрацию внимания человека. В результате человек становится уязвим к информационно-психологическим воздействиям недоброжелателей. Всё это обостряет актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-насыщенной среде.

В проекте Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» информационно-психологическая безопасность понимается как состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. В целом, большинство исследователей, занимающихся исследованием проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности (Мастерман Л., Симэли Л.М., Федоров А.В., Столбникова Е.А., Астахова Л.В., Грачев Г.В., Юсупов Р.М., Синицын Д.С. и др.), считают, что одним из средств защиты личности является критическое мышление.

Критичность мышления включает рефлексивное отношение человека к процессам и результатам его мышления, а также рассмотрение спорных и слабо разработанных понятий и проблем теории с целью их дальнейшего развития.

В отечественной педагогике и психологии XX века критичность мышления изучалась как качество мышления, ума и как свойство личности. Рассматривая критичность как качество мышления, ученые (Л.С. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Б.В. Зейгарник, Б.М. Теплов и др.) выделяли различные умения и навыки, чаще уделяя внимание оценочной функции критического мышления и функции саморегуляции. Рассматривая критичность как качество личности,  ученые акцентировали внимание на критичности как потребности личности, при этом критичность может проявляться и как актуальное психическое состояние, и как волевое качество человека, и как черта характера.

Критическое мышление как фактор информационной безопасности рассматривает Алексеева И.Ю. Рассуждая о том, что  информация как средство воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание, имеет мощный (преднамеренный или побочный) деструктивный эффект, блокирует способность подвергающегося воздействию субъекта к продуктивной деятельности, к реализации собственного творческого потенциала, а в предельном случае ведет к его социальному уничтожению, приходит к пониманию необходимости критического мышления для семиотической защиты субъекта от угроз его информационной безопасности. Защитная функция критического мышления, по мнению исследователя, состоит в обеспечении условий для обогащения и обновления информационного фонда субъекта посредством аналитического отношения к информационным воздействиям, рефлексивного отношения к концептуальной основе информации, адекватной квалификации поступающих сообщений, осознанному выбору информации. Важную роль при этом играют индивидуальные характеристики субъекта критического мышления: сопротивляемость манипуляциям, отсутствие установок на подражательство и конформизм, осознанность собственных интересов, убеждений, планов. [1]

В работе Харлампьевой Т.В. критическое мышление определяется как средство защиты личности от негативных информационных воздействий: критическое мышление – это специфический вид мыслительной деятельности, результатом которого является выявление негативных информационных воздействий в текстах, посредством логики, рефлексии, диалога, интерпретации, опоры на знания классификаций информационных воздействий, приводящий в действие защитные установки личности. Побудительной силой реализации защитной функции критического мышления является потребность субъекта в информационно-психологической безопасности, а значимую роль в создании условий мыслительной деятельности играют социально – культурные факторы, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности субъекта мышления.  [2]

В ИКТ-насыщенной среде, требующей от человека преимущественно интеллектуальной работы, особенно четко проявляются особенности субъекта мышления. По этой причине в процессе обучения работы с ИКТ важно использовать методы и приёмы, развивающие критичность мышления, формировать умения персональной защиты от негативных информационных воздействий.

Следовательно, формирование критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий будет эффективным, если целенаправленно воздействовать на структурно-функциональные свойства субъекта. Уровень сформированности критического мышления как средства обеспечения информационно-психологической безопасности в ИКТ-насыщенной среде при этом определяется как интегративная функция уровней сформированности структурно-функциональных свойств субъекта.

 

Литература

1.       Алексеева, И.Ю. Критическое мышление как фактор информационной безопасности / И.Ю. Алексеева. [Электронный ресурс]: http:// www.isn.ru/index09.shtml.

2.               Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Монография/ Под научн. ред. Л.В.Астаховой.-М.:РАН, 2009.- 136с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.