Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Ситникова Е.И.

РОЛЬ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России

This article is devoted to the questions of rising of quality of professional education of medical students. A great attention is paid to the role of class and extra class pedagogical activity in encouraging motivation of the students to the professional activity. We also pay attention to practical skills of foreign language in professional aims.

Keywords: professional education, practical skills of foreign language, sociocultural competence, actual problems of foreign medicine, educational work

В статье рассматриваются вопросы повышения качества профессионального образования студентов-медиков. При этом обращается внимание на роль аудиторной и внеаудиторной воспитательной работы в повышении мотивации студентов к профессиональной деятельности, а также на практическое владение иностранным языком в профессиональных целях.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, практическое владение иностранным языком, социокультурная компетенция, актуальные проблемы зарубежной медицины, воспитательная работа.

Воспитание – сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия студента, педагога-воспитателя, коллектива в целом. Такое взаимодействие позволяет педагогам эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества.

Высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. В Кировской государственной медицинской академии выработаны приоритетные направления  воспитательной работы, которая способствует углублению гуманитарного образования, развитию высоких нравственных качеств будущих врачей таких  как добросовестность, трудолюбие, ответственность, инициативность, милосердие,  сострадание, патриотизм.

Важной составляющей воспитательного процесса является соблюдение учебной дисциплины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним. Второй воспитательной составляющей учебного процесса является воздействие содержания учебной дисциплины на становление качеств личности студента. В процессе обучения любой дисциплине четкое объяснение материала, активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучением предмета, заинтересованность в конечном результате формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, иначе говоря, имеют положительную обратную связь.

На занятиях по немецкому языку большое внимание уделяется повышению мотивации студентов к профессиональной деятельности, осуществляется переход от изучения иностранного языка (как учебного предмета) к его практическому применению в профессиональных целях. Это достигается путем совершенствования навыков и умений всех видов чтения (изучающего, ознакомительного, минимально просмотрового и поискового), а также навыков и умений монологического и диалогического высказывания, умения вести беседу по тематике, предусмотренной программой. Реферирование и аннотирование  медицинских текстов на немецком языке, просмотр и обсуждение учебных видеокурсов «Deutsch im Beruf», «Alles Gute»  эффективно способствуют реализации задач обучения. Отбор  текстового материала обусловлен уровнем профессиональной подготовки студента-медика. Тексты, как правило, заимствованы из оригинальной и научно-популярной медицинской литературы. Регулярно проводится анализ  текстов из электронных источников по теме «Новости медицины за рубежом», обзор научного журнала «Forschung». Студенты пишут рефераты и делают доклады на немецком языке по наиболее актуальным проблемам медицины, таким как «Профилактика и методы лечения онкологических заболеваний», «Борьба с наркотиками», «Демографическая ситуация в России и в европейских странах» и др.

Деятельностный подход к процессу обучения, ставящий целью практическое владение иностранным языком в рамках данного курса, требует большой практики во всех видах формируемой речевой деятельности. Он предполагает широко использовать наряду с групповыми индивидуальные и парные формы работы. В преподавании немецкого языка большое значение придается лингвострановедческому направлению, которое ставит во главу угла изучение языка в тесной связи с культурой народа, который говорит на этом языке. Важно знакомить студентов с культурой страны изучаемого языка, повышать их социокультурную компетенцию. На занятиях по немецкому языку я рассказываю студентам о системе медицинского образования и здравоохранения в Германии, о научной работе аспирантов Кировской медицинской академии, о зарубежных сертификатах преподавателей нашей кафедры, о своих стажировках в Германии и Австрии.

Следует отметить большой интерес студентов медицинской академии к актуальным проблемам зарубежной медицины, а также стремление к расширению контактов с зарубежными сверстниками, к сотрудничеству с немецкими университетами и медицинскими центрами. Студенты-стажеры из высшей медицинской школы г. Ганновера несколько раз приглашались на занятия по немецкому языку. Они рассказывали  о своей учебе в Германии, о своей практике в Кировской медицинской академии, говорили о том, насколько важна  программа обмена между высшими медицинскими школами Ганновера и Кирова.

В октябре 2010 года на кафедре иностранных языков прошла встреча студентов 1 и 2 курсов с представителем немецкого посольства господином Шпиннером, в ходе которой они смогли получить ответы на вопросы, касающиеся прежде всего культурного и экономического обмена России и Германии. Ряд вопросов был посвящен обсуждению системы медицинского образования в Германии.

Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Многолетний опыт нашего вуза показывает, что это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение. Очень важна работа куратора на 1 курсе. Куратор должен помочь создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, регулярно проводить с группой кураторские часы, найти индивидуальный подход к каждому студенту. На кураторских часах помимо обсуждения учебных проблем, воспитательной работы с отдельными студентами и группой в целом проходят торжественные мероприятия (Дни рождения, праздники). Тематика кураторских часов включает следующие разделы: «Проблемы высшей школы», «Основы безопасности жизни», «Здоровье и спорт», «Итоги Второй мировой войны (по материалам зарубежных аналитиков)». Студенты активно участвуют в проведении кураторских часов, выступают с информационными сообщениями о работе поисковой группы Кировской ГМА. В медицинской академии уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студентов, в преддверии Дня Победы проходит возложение венков к могиле неизвестного солдата.

Воспитательная работа включает в себя также посещение музея кафедры иностранных языков, музея истории медицинской академии, посещение спектаклей студенческого театра, кунсткамеры, театра на Спасской, художественного музея имени братьев Васнецовых.

Все вышеперечисленные аспекты воспитательной работы и в частности кураторской непосредственно связаны с решением такой важной задачи, как повышение мотивации студентов к профессиональной деятельности, к профессиональному самосовершенствованию.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.