Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Козлова С.Н.

СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ  ОСВОЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Соликамский филиал Березниковского медицинского училища

The features of motivation of students’ learning activity at different stages of  assimilation of special professional competencies in accordance with the preferred and professionally significant way of activity are considered. The results of  investigation of the dependence of individualization of training process and the quality of assimilation of special professional competencies are described.  

Keywords: Motivation; special professional competencies; individual peculiarities; the professionally - significant way of activity; the preferred way of activity.

Рассмотрены особенности мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах освоения специальных профессиональных компетенций в соответствии с предпочитаемым и профессионально-значимым способом деятельности. Представлены результаты исследования эффективности освоения специальных профессиональных компетенций на основе индивидуально ориентированного стимулирования мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности студентов.

Ключевые слова: Мотивация; специальные профессиональные компетенции; индивидуальные особенности; профессионально-значимый способ деятельности; предпочитаемый способ деятельности.

В профессиональном образовании мотивация обучающихся на овладение профессиональной деятельностью существенно влияет на эффективность учебного процесса и качество профессиональной подготовки специалиста. В ходе образовательного процесса необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых и способствовать его повышению.

Под мотивацией понимается вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [3]. Мотивацией также могут быть названы действия педагога, направленные на стимулирование новых значимых мотивов той или иной деятельности, их внешнее подкрепление.

Студенты, обучающиеся в среднем профессиональном образовательном учреждении, в большинстве своем, уже прошли первичное профессиональное самоопределение, осознанно выбрали конкретную специальность и желают овладеть ею, то есть уровень мотивации у них должен быть достаточно высок. Как показало наше исследование [6] 72,4% студентов среднего медицинского учебного заведения имеют средний и высокий уровень мотивации на овладение профессией.

В данной статье мы рассмотрим, каковы особенности мотивации обучающихся с различными психотипами? Как изменяется и что служит подкреплением совокупности ценностных мотивов на каждом из этапов освоения специальных профессиональных компетенций?

Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [1].

В соответствии с требованиями профессиограммы [7] профессионально-значимым способом деятельности медицинской сестры, который и следует развивать в процессе профессионального обучения, является – практический, структурированный. Однако, в связи с индивидуальными особенностями обучаемых, предпочитаемый способ деятельности студентов не всегда соответствует профессионально-значимому [4].

Исходя из преобладающего стиля мышления (конкретный/абстрактный; линейный/нелинейный) и, соответственно, предпочитаемого способа деятельности (практический/теоретический; структурированный/неструктурированный) нами выделены четыре психотипа обучающихся, условно обозначенные: ПС (практический, структурированный); ПН (практический, неструктурированный); ТС (теоретический, структурированный); ТН (теоретический, неструктурированный) [4]. Характеристика психотипов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Психотипы и их характеристика

ПС

(практический, структурированный)

Преобладает мышление:

-       практическое (конкретное)

-       линейное (конвергентное)

Предпочитает деятельность:

-       практическую

-       структурированную

Характеристика:

-       любит практическую деятельность;

-       признает факты;

-       считает, что «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать (увидеть, услышать, прикоснуться);

-       любит делать все «правильно»;

-       соблюдает дисциплину;

-       мысли выражает четко, кратко, по существу, не вдаваясь в мелкие детали.

ТС

(теоретический, структурированный)

Преобладает мышление:

-       теоретическое (абстрактное)

-       линейное (конвергентное)

Предпочитает деятельность:

-       теоретическую

-       структурированную

Характеристика:

-       любит изучать теорию;

-       любит собирать всестороннюю информацию по какому-либо вопросу;

-       предпочитает информацию, изложенную последовательно, логично с обоснованными выводами;

-       любит соблюдать правила, действовать по инструкции;

-       любит порядок, регулярность, четкость;

-       планирует свою деятельность;

-       продумывает детали.

ПН

(практический,неструктурированный)

Преобладает мышление:

-       практическое (конкретное)

-       нелинейное (дивергентное)

Предпочитает деятельность:

-       практическую

-       неструктурированную

Характеристика:

-       любит практическую деятельность;

-       опирается на свой собственный опыт;

-       никогда заранее не планирует свою деятельность;

-       начинает сразу же действовать;

-       считает, что «надо просто пробовать» и «научиться плавать можно только в воде»;

-       стремится быстрее получить конкретный результат;

-       не любит подчиняться правилам;

-       любит экспериментировать, вводить новшества;

-       не любит объяснять что-либо, подробно разбирать какие-либо вопросы.

ТН

(теоретический,неструктурированный)

Преобладает мышление:

-       теоретическое (абстрактное)

-       нелинейное (дивергентное)

Предпочитает деятельность:

-       теоретическую

-       неструктурированную

Характеристика:

-       любит теоретические рассуждения, оригинальные идеи;

-       осуществляет мысленные эксперименты;

-       предпочитает творческие задания;

-       активно ищет новизны, перемен;

-       любит парадоксы, выявляет противоречия;

-       склонен к обобщенным оценкам без детального анализа.

 

Как показали наши исследования, процесс освоения специальными профессиональными компетенциями (обобщенный образовательный маршрут) включает четыре этапа [5]:

  1. Формирование представления о последовательности и содержании действий, выполняемых в рамках конкретной профессиональной компетенции (наблюдение в условиях клиники).
  2. Имитация выполнения элементов компетенции в условиях доклиники (выполнение практических манипуляций по алгоритму, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
  3. Имитация выполнения конкретной профессиональной компетенции в условиях доклиники (ролевая игра, деловая игра).
  4. Выполнение конкретной профессиональной компетенции в условиях клиники (под контролем).

На каждом из этапов необходимо обеспечить студенту адекватное мотивирующее подкрепление.

На всех этапах освоения компетенции важно оптимальное сочетание теоретической и практической составляющей обучения и, что особенно важно, – в учебном процессе надо обеспечить отработку взаимопереходов теории и практики [2] с учетом индивидуальных предпочтений стилей мышления и деятельности обучающихся.

На каждом из этапов процесса освоения специальных профессиональных компетенций студенты осуществляют теоретическую, практическую и рефлексивную деятельность. Причем последовательность их осуществления зависит от этапа освоения компетенции, предпочитаемого и профессионально-значимого способа деятельности.

На 1 и 2 этапах освоения специальной профессиональной компетенции (учебно-познавательная деятельность) происходит опора на предпочитаемый способ деятельности студента. На 3 и 4 этапах (квази-профессиональная и учебно-профессиональная деятельность) – акцент ставится на профессионально-значимый способ деятельности. 

Происходит постепенный переход от предпочитаемого способа деятельности к профессионально-значимому (для студентов, у которых предпочитаемый и профессионально-значимый способ деятельности не совпадают).

Как показали наши наблюдения, мотивация учебной деятельности обучающихся с различными психотипами имеет свои особенности, она по-разному меняется на каждом из этапов освоения специальных профессиональных компетенций. Нами определены приемы стимулирования мотивации учащихся разных групп на каждом из этапов (табл. 2).

Таблица 2

Вид и способ мотивации учебной деятельности студентов различных психотипов на каждом из этапов освоения специальных профессиональных компетенций

Этап

Психотипы студентов

ПС

ПН

ТС

ТН

Учебно-познавательная деятельность

1

Мотивация к овладению профессиональной деятельностью в рамках конкретной профессиональной области

демонстрация прикладной значимости профессиональ ной деятельности в рамках конкретной профессиональ ной области с использованием фактического материала

демонстрация прикладной значимости профессиональ ной деятельности в рамках конкретной профессиональ ной области с опорой на субъективный жизненный опыт обучаемого

демонстрация возможности повышения образовательного, интеллектуального, культурного уровня; повышения социального статуса и качественного уровня жизни

демонстрация возможности самоактуализации, самореализации в профессиональной деятельности

2

Мотивация к овладению конкретной профессиональной компетенцией

демонстрация значимости четкости, правильности выполнения профессиональ ной деятельности

демонстрация значимости умений практического выполнения профессиональ ной деятельности

демонстрация значимости грамотного, теоретически обоснованного выполнения профессиональ ной деятельности

демонстрация значимости аналитическо го, творческого подхода при выполнении профессиональ ной деятельности

Квази-профессиональная деятельность

3

Мотивация к овладению конкретной профессиональной компетенцией

демонстрация значимости четкости, правильности выполнения профессиональ ной деятельности

демонстрация значимости умений практического выполнения профессиональ ной деятельности

демонстрация значимости грамотного, теоретически обоснованного выполнения профессиональ ной деятельности

демонстрация значимости аналитическо го, творческого подхода при выполнении профессиональ ной деятельности

Учебно-профессиональная деятельность

4

Мотивация к повышению качества освоения конкретной профессиональной компетенции

расширение потенциальных возможностей трудоустройства (специалист, соответствующий требованиям профессиограммы- конкурентоспо собный специалист); самореализация в профессиональ ной деятельности

расширение потенциальных возможностей трудоустройства (деятельный специалист-конкурентоспо собный специалист); самореализация в профессиональ ной деятельности

расширение потенциальных возможностей трудоустройства (грамотный специалист-конкурентоспо собный специалист); самореализация в профессиональ ной деятельности

Расширение потенциальных возможностей трудоустройства (творческий специалист-конкурентоспо собный специалист); самореализация в профессиональ ной деятельности

 

Условные обозначения:

ПС – практический, структурированный

ПН – практический, неструктурированный

ТС – теоретический, структурированный

ТН – теоретический, неструктурированный

В исследовании по выявлению эффективности освоения специальных профессиональных компетенций с применением индивидуально значимых видов и способов мотивации  участвовали студенты 2 и 3 курсов специальности «Сестринское дело» ГОУ СПО «Соликамское медицинское училище». Исследование проводилось в течение 2010/2011 учебного года. Экспериментальная и контрольная группы сопоставимы по количеству студентов (30 чел.), гендерному и возрастному составу, показателям успеваемости (средний балл).

В результате эксперимента получены следующие данные по уровню освоения студентами специальных профессиональных компетенций: в экспериментальной группе по сравнению с контрольной больше студентов с высоким уровнем освоения компетенции – 40% (в контрольной 10%), меньше с низким уровнем – 26,7% (в контрольной 46,7%) и отсутствуют студенты с недостаточным уровнем освоения компетенций (в контрольной 13,3%); студентов со средним уровнем освоения компетенций в экспериментальной группе незначительно больше, чем в контрольной – 33,3% (в контрольной 30%). Значимость полученных результатов подтверждена методом математической обработки статистических данных (двухвыборочный t – критерий Стьюдента для независимых выборок): полученное эмпирическое значение t (3,6) находится в зоне значимости.

В ходе письменных и устных опросов экспериментальной группы было получено 93,3% положительных отзывов студентов по индивидуализации учебного процесса.

Таким образом, используя различные способы мотивации к овладению профессиональной деятельностью, соответствующие индивидуальным особенностям обучающихся, можно существенно повысить эффективность профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. Краткий педагогический словарь: Учеб.-справ. Пособие. М., 2007.
  2. Косолапова, Л.А. Модели, технологии, методики, приемы преподавания педагогики: опыт систематизации (экспериментально-аналитическое преподавание педагогики): монография / Л.А.Косолапова; Уральский гос.ун-т; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2006. – 103 с. + Прил. (21 с.) – Библиогр.: с.96 – 103.
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  4. Козлова С.Н. Роль индивидуальных особенностей студентов и преподавателей в подготовке медицинских работников // Среднее профессиональное образование. 2010. №2.
  5. Козлова С.Н. Профессиональные компетенции участковой медицинской сестры при реализации сестринских услуг здоровым детям: Методические рекомендации. Соликамск, 2011.
  6. Козлова, С.Н. Уровень мотивации к обучению студентов среднего медицинского учебного заведения / С.Н.Козлова // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е.Шварца: материалы международной научно-практической конференции. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь: ПГПУ, 2010 – 138 с.
  7. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб., 2004.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.