Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК:378.1.661(470.51-25):371.261

Наговицын С.Г., Калиниченко А.Н.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Ижевский юридический институт(ф) РПА Минюста России

Ижевская государственная медицинская академия

Происходящие изменения положения человека в мире, связанные с тем, что созданная искусственная среда обитания входит в серьезные противоречия с естественной средой и самим человеком. Решающим фактором, определяющим возможность их предотвращения и разрешения, является сам человек с его представлениями о мире и своем месте в нем, формирующимися под воздействием общества, прежде всего через социальный институт образования.

В «Концепции модернизации российского образования …» обращается внимание на создание в образовании условий для развития человека, способного действовать в ситуации неопределенности.

Изменения в отечественном образовании должны обеспечить благополучие и оптимальное развитие человека в формирующемся гражданском обществе. Ориентация на достижение гражданской идентичности рассматривается в качестве миссии в концепции стандартов общего образования третьего поколения. Это предполагает создание условий для развития личности, способной к свободному и ответственному выбору, и связано с ценностной переориентацией образования на «культуру достоинства» вместо «культуры полезности» (А.Г. Асмолов). В этих обстоятельствах от педагога потребуется смена профессиональной позиции «носителя авторитета Знания» на позицию «организатора сложной, напряженной личностной работы учащихся» (В.С. Швырев).

С критико-рефлексивной позиции, существующие парадигмы образования рассматриваются как некоторые относительные и исторически преходящие способы трансляции культурного опыта. Выработка этих способов осуществляется путем проектирования. Заполняя промежуток между теорией и практикой, между существующими идеальными представлениями и реальной жизнью, проектирование воплощает установки как на создание новых объектов, так и на познание, превращаясь в «особый тип научности» (Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко и др.). В проектировании происходит перенос субъективной реальности в объективную, а наука открывается человеку как призыв к деятельности и устанавливает себя как система «кодирования, воспроизведения и трансляции определенных знаний, опыта, которым дана человеческая мера, вернее, размерность возможного» (М.К. Мамардашвили). Проектирование делает науку культурой. Развитие культуротворческой функции проектирования привело к выделению феномена «проектной культуры» (О.И. Генисаретский, К.М. Кантор, А.И. Ракитов, В.И. Пузанов, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий и др.), развитие и приложение которого к сфере образования выделилось в самостоятельное направление проектирования образования – «дизайн ориентированное образование» (В.П. Климов, А.А. Криулина, Е.В. Ткаченко, В.Э. Штейнберг и др.).

Для проектирования недостаточно классической линейности мышления (Б.Ф. Ломов). В разработках парадигмы современного проектирования (Н.Г. Алексеев, А.Г. Раппапорт, Б.В. Сазонов и др.) ставится вопрос о необходимости трансформации существующих принципов традиционного проектирования на основе методологического анализа природы предметной деятельности, предполагающей выстраивание проектирования не хронологически, а в логике ветвления дерева целей. Для проектирования образования это означает, что реально проектировать образование человека может и должен, главным образом, он сам.

  Следовательно, цель образования, заключающаяся в создании условий для развития человека, которая может быть достигнута через проектирование самим субъектом своего образования. Проектирование своего образования,  принципиально не может быть осуществлено в заданных извне рамках нормативно определенного образовательного канала. Субъект сам строит свою собственную индиувидуальную образовательную траекторию в образовательной среде, создавая тем самым свое образовательное пространство, которое представляет собой системную совокупность мест проявления его личностных качеств.

Сравнительный анализ возникающих при процедуре проектированиии противоречий приводит, к пониманию целесообразности постановки вопроса о том, как можно осуществить проектирование образования с позиции конкретного образуемого как субъекта деятельности, который сам выбирает и осваивает часть культурной (образовательной) среды, которая необходима ему как профессионалу для вхождения в общество в качестве свободной и ответственной личности.

Осмысление проблем современного образования показывает, что к настоящему времени возникла детерминированная на различных уровнях потребность в анализе продуктивных идей и разнообразных подходов к исследованию образовательного пространства субъекта и особенностей его проектирования. Исследование образовательного пространства становится необходимым для оценки возможных изменений традиционной модели образования с позиций пересмотра линейных представлений об образовательном процессе как каузально определенном канале, по которому должен нормативно двигаться ученик. Необходимо включить образуемого в решение своих проблем посредством выработки им самим собственной индивидуальной образовательной траектории движения в некотором пространстве. Привлечение пространственных представлений открывает возможности для учета многофакторности процессов развития личности в том случае, если последняя рассматривается как открытая система. Такой аспект рассмотрения личности приводит к необходимости допущения различных направлений в ее развитии в каждый момент жизни и профессиональной деятельности, а потому и выделения некой среды, при освоении которой субъект создает свое образовательное пространство через развитие необходимых для этого личностных качеств. 

Делая краткие выводы можно сказать, что образовательное пространство (включающее, в том числе и систему физического воспитания) субъекта учебно-профессиональной деятельности, является конструктом,  описывающим способ видения конкретным человеком существующей ситуации, открывающим перспективы роста его индивидуальной эффективности через проектирование себя. Проектирование рассматривается как деятельность самого субъекта по созданию образа желаемого будущего, в том числе и профессионального, и средств его достижения, направленной на преодоление имеющихся затруднений. Необходимым условием проектирования в современных условиях, для которых характерна культурная полипарадигмальность, является самоопределение субъекта на основе свободного и ответственного выбора.

Таким образом, мы рассматриваем проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной активности как деятельность, направленную на создание образа желаемого будущего и средств его достижения, где должны найти свое адекватное воплощение, как индивидуальные устремления человека, так и социокультурные реалии его жизни.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.