Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Лежнёва М.С.

Формирование мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов

Троицкий филиал Челябинского Государственного Университета

 Выделяется структура мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию применительно к будущим ИТ-специалистам, дается анализ ФГОС ВПО в аспекте формирования мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов.

Ключевые слова: межпрофессиональное взаимодействие, специалисты в области информационных технологий, мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию. 

The structure of motivational readiness for interprofessional interaction concerning the future IT Experts is allocated, the analysis of new state standards in aspect of motivational readiness formation for interprofessional interaction at the future IT Experts is given.

Keywords: interprofessional interaction, experts in the information technologies area, motivational readiness for interprofessional interaction.  

В настоящее время эффективность крупных проектов, составляющих основу современной экономики,  во многом зависит от качества постановки проблемы, т.е. от уровня «вникания» специалистов в области компьютерных технологий (ИТ-специалистов) в конкретную специфическую  область.  Это определяет необходимость нахождения новых форм обучения, обеспечивающих подготовку  ИТ-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию вообще и мотивационной его составляющей в частности.

Проведем анализ Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей, связанных с информационными технологиями в  аспекте обозначенной проблемы.  Для этого исследуем содержание ФГОС ВПО по направлению 010300 – Фундаментальная информатика и информационные технологии.  Выбор данного стандарта, разработанного МГУ им. Ломоносова, обусловлен тем, что в нем максимально учтены мировые тенденции в области ИТ-образования; кроме того, он построен на  основе целостного подхода к построению национальной системы ИТ-образования; цель данного направления в большей степени, чем другие стандарты в этой области отвечают задачам нашего исследования – формирование мотивационной  готовности у будущих ИТ-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию.   

Подготовка бакалавров по рассматриваемой специальности предусматривает необходимость формирования готовности к межпрофессиональному взаимодействию, которое отражено в таких компетенциях как: способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5); способность взаимодействовать и сотрудничать с профессиональными сетевыми сообществами и международными консорциумами, отслеживать динамику развития выбранных направлений области информационных технологий (ПК-6); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-8) и др. При этом рекомендаций по поводу того,  в рамках каких дисциплин должно происходить формирование данных компетенций в ФГОС ВПО не содержится. Однако детальный анализ основной образовательной программы  бакалавриата по направлению Фундаментальная информатика и информационные технологии [5] позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности использования для этого потенциала вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла на который отводится 15–25 зачетных единиц из 35, отводимых на весь цикл; вариативной части профессионального цикла, на которую приходится до 50 % объема цикла; учебной и производственной практики.

На уровне квалификации «магистр» ФГОС ВПО предусматривается формирование следующих компетенций, связанных с готовностью к профессиональному взаимодействию [5]: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 3); способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 7). Кроме того, готовность к межпрофессиональному взаимодействию имплицитно присутствует в других компетенциях, так как «потребителями» продукции ИТ-специалистов в основном являются представители иных специальностей. Например: 1) способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-6); 2) способность углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности (ПК-7); 3) способность разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач проектной и производственно-технологической деятельности (ГЖ-8) и др.

Проанализируем, каким образом  происходит формирование указанных компетенций. Следует сказать, что большую роль в формировании указанных компетенций играют дисциплины  общенаучного цикла образовательной программы подготовки магистров, которые отличается профессиональной направленностью и помогает становлению у студентов культуры взаимодействия с представителями других специальностей. К таким дисциплинам можно отнести «Современная философия и методология науки», «Математические основы защиты информации и информационной безопасности». В аспекте исследования ценно, что более половины часов общенаучного цикла приходится на  вариативную часть и определяется самим вузом. Большое внимание данному вопросу уделяется в ходе научно-исследовательской работы и практик, которые занимают почти половину времени подготовки магистров (55 из 120 кредитов). Однако в рамках профессионального цикла формирование готовности к межпрофессиональному общению не носит целенаправленного характера.

Проведя анализ литературы по проблеме исследования [1–4  и др.]  и обобщая выше сказанное, мы приходим к следующему заключению:

-  квалификация ИТ-специалиста во многом зависит от его способностью к межпрофессиональному взаимодействию с представителями других специальностей для выполнения интегрированных проектов, определяющих успешность экономического развития страны;

- для нашей страны  подготовка квалифицированных  ИТ-специалистов особенно актуальна, так  она обеспечивает развитие  собственной экономики; открывает широкие возможности сотрудничества с  зарубежными высокотехнологичными компаниями; обеспечивает выполнение аутсорсинговых ИТ-услуг, основанных на межпрофессиональном взаимодействии (что очень выгодно для экономики страны), конкурируя  с развитыми странами  мира;

- в мировой науке и практике  накоплен определенный опыт подготовки специалистов, готовых к межпрофессиональному сотрудничеству, адаптация которого к условиям России и интеграция его с опытом отечественного образования позволит достичь значимых результатов в рассматриваемой области;

- основными направлениями подготовки ИТ-специалистов, ориентированных на межпрофессиональное взаимодействие, по мнению отечественных и зарубежных ученых и практиков, должно стать: фундаментальная математическая подготовка; развитие профессиональной культуры; готовность к непрерывной познавательной деятельности как в рамках профессии, так и за её пределами; формирование мотивационной основы  профессионального взаимодействия;

- в Федеральных государственных образовательных стандартах в области информационных технологий  подчеркивается  необходимость формирования готовности к межпрофессиональному взаимодействию, что отражено в списке как  общекультурных, так и профессиональных компетенций, однако отсутствие конкретного содержания  дисциплин ФГОС ВПО, ориентированных на  формирование у студентов готовности к межпрофессиональному  взаимодействию, не гарантируют качество решения поставленной задачи;

-  ФГОС ВПО  в области ИТ-технологий направлены на усиление фундаментального образования и формирование у студентов готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, что является важным при рассмотрении проблемы межпрофессионального взаимодействия, однако необходимость развития мотивационного компонента межпрофессионального взаимодействия  в новых стандартах отражена недостаточно;

-      несмотря на большое количество публикаций по  проблеме подготовки ИТ-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию, проблема формирования мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию в психолого-педагогической и специальной литературе, освящена  не в полной мере,  хотя данный компонент в общей структуре готовности является ведущим. 

Литература

  1. 1.              Богоявленский, Ю.А. Подготовка специалистов по информационным и коммуникационным технологиям на базе семейства стандартов «Прикладная математика и информатика» [Текст] / Ю.А. Богоявленский // Материалы межд. конф. «Развитие вычислительной техники в России и странах бывшего СССР: история и перспективы». Петрозаводск, 2006. – C. 33–45.
  2. 2.    Брукс, Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системыи / Ф. Брукс. – СПб.: Символ-Плюс, 2001. – 304 с.
  3. 3.    Сборник избранных трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-образование» / Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ, 2009, –  848 с.
  4. 4.    Сухомлин, В.А.. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации / В.А. Сухомлин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. –175 с.
  5. 5.    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии [Электронный ресурс] // www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm [27.09.2011].
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.