Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

К.О. Мацкевич

ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Муромский институт (филиал) ГОУ ВПО «Владимирский государственный  университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

 This article deals with the role and the main functions of the English teacher using the modern intensive technology “cooperative learning”. The intensive method “immersion method into the language environment” is also presented.

Key words: intensive method; immersion method; cooperative learning; functions of the teacher.

В данной статье рассматриваются основные функции преподавателя иностранных языков при практическом применение интенсивной технологии «обучение в сотрудничестве». Также представлен метод погружения в языковую среду.

Ключевые слова: интенсивный метод; метод погружения; обучение в сотрудничестве; функции преподавателя.

Под интенсивным обучением понимается особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит активизация обучающихся как в образовательном, так и в воспитательном планах. Такое понимание интенсивного обучения, характерное для современной методики, предполагает значительное увеличение объема вводимого учебного материала и активизацию совместной деятельности преподавателя и учащихся по его усвоению. Это происходит в результате максимальной и постоянной вовлеченности обучаемых в процесс управляемого группового взаимодействия друг с другом и преподавателем [1].

В данной статье мы рассматриваем интенсивную методику обучения – метод погружения в языковую среду при помощи интенсивной технологии – обучение в сотрудничестве. Метод погружения в языковую среду предусматривает возможность овладения новым языком лишь в процессе речевой деятельности, при которой обучаемые решают мотивированные действия, направленные на достижение целей, обусловленных задачами коммуникации. Метод погружения предполагает, что учащиеся будут изучать иностранный язык в условиях, приближенным к реальным. Специфика организации учебного процесса и учебного материала в интенсивном обучении требует от преподавателя дополнительных знаний и умений для успешной работы с использованием интенсивных методов.

Рассмотрим роль и основные функции преподавателя иностранных языков при использовании интенсивных методов обучения. Учитель играет ведущую роль на всех этапах учебного процесса. Для того, чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся для достижения всех желаемых результатов, учителю необходимо правильно организовать подготовительный этап работы, а именно, подготовить материальную базу для работы с классом – обеспечить учащихся учебными пособиями, аудиоматериалами. Подготовительная работа преподавателя предусматривает создание коммуникативных упражнений по обучению всем видам речевой деятельности; подготовка коммуникативных упражнений вспомогательного мультимедийного и раздаточного материала.

Китайгородская Г.А. выделяет три основные функции преподавателя иностранных языков при работе с интенсивными методами обучения [2]:

1) организация личностно-ориентированного обучающего общения. Преподаватель выступает в роли организатора и наставника. При составлении сценария занятия, учитель составляет серии коммуникативных упражнений, направленных на формирование речевых навыков употребления основного языкового и речевого материала. Преподаватель уделяет особое внимание использованию резервов личности обучаемых, их жизненный опыт, мировоззрение, интересы, эмоции. Одним из достоинств хорошего преподавателя можно выделить непредсказуемость и неожиданные повороты на уроке, которые он может обеспечить. Преподаватель выступает в роли сценариста, режиссера, актера.

2) лидерство в учебном коллективе; создание благоприятного психологического климата в группе; регуляция межличностных отношений.

Преподаватель создает условия для общения путем составления какой-либо проблемы. Учащиеся обучаются с помощью интенсивной технологии – обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Китайгородская Г.А. утверждает, что преподаватель должен менять стиль управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от уровня развития межличностных отношений в учебной группе и конкретной психологической ситуации на занятии. Преподаватель выступает в роли лидера учебной группы. Учитель предлагает учащимся конкретные ситуации по изучаемой теме, определяет цели и задачи занятия, выдает раздаточный материал, объясняет учащимся материал, а затем выступает как равноправный член коллектива, лишь направляет учащихся [2].          

Для того, чтобы учащиеся понимали суть технологии обучения в сотрудничестве им необходимо взаимодействовать друг с другом. Преподаватель на данном этапе обучения уходит на второй план и выступает в роли зрителя, но продолжает следить за работой группы и фиксирует их возможные ошибки. Преподаватель перестает выступать в роли лидера, тем самым, создавая благоприятный психологический климат для того, чтобы учащиеся могли общаться легко и непринужденно.

3) демонстрация нравственно-этических норм поведения, а также модели будущей речевой деятельности, коммуникативного поведения обучаемых. «Для выполнения этих функций на высоком профессиональном уровне от преподавателя требуется свободное владение предметом, профессиональная и общая эрудиция, высокая нравственность» [2]. Только в этом случае преподаватель сможет сформировать нормы поведения и модели будущей речевой деятельности и коммуникативного поведения обучаемых. Преподавателю необходимо правильно распределить роли каждого учащегося, интуитивно почувствовать их индивидуально-психологические и личностные особенности для достижения наилучших результатов обучения.

Подводя итоги, необходимо сказать, что успех обучения зависит от многих факторов, но главный фактор – это профессионализм преподавателя. На занятии учитель выполняет различные виды деятельности, он должен обладать проектировочными, адаптационными, коммуникативными, мотивационными, методическими умениями,  умениями контроля и самоконтроля. Успех преподавателя также зависит и от личностных качеств. Доброжелательные отношения между преподавателем и учащимися, между всеми членами группы, осознание группы как близких по духу людей поможет преодолеть многие трудности и добиться всех желаемых результатов.

Литература:

1. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филоматис, 2008. – 188 с.

2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2009. – 277 с.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.