Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК796/799 (075): 0018 (075)

Алиев Т.Д., Греховодов В.А.

Особенности организации учебного процесса по дисциплине физическая культура в агроинженерном вузе 

Азово-Черноморская Государственная Агроинженерная Академия

 The summary. In article features  the organisation of educational process on discipline "Physical training" in agroengineering high school in the conditions of an education modernisation are considered. The model the organisations and its structural units, and as some results of the carried out pedagogical research on realisation of the offered maintenance of educational process is presented.

Keywords: educational process, modernisation, physical training, integrated technology, monotechnology.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в агроинженерном вузе в условиях модернизации образования. Представлена модель организации и её структурные единицы, а так же некоторые результаты проведенного педагогического исследования по реализации предложенного содержания образовательного процесса.

Ключевые слова: учебный процесс, модернизация, физическая культура, интегральная технология, монотехнология.

В условиях модернизации Российского высшего профессионального образования происходит смена акцентов в целях обучения - с повышения эффективности учебного процесса на формирование нового образователь­ного результата.  Поэтому при решении проблемы совершенствования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» необходимо учитывать особенности контингента студентов. К данным особенностям нами отнесены:

  1. преимущественно сельский состав обучающихся по месту  жительства до поступления в вуз, что как правило  говорит о более низком уровне подготовленности, в том числе и физической;
  2. общие тенденции снижение здоровья молодежи в России;
  3. особенности образовательного процесса в агроинженерном (техническом) вузе. Под этим  нами понимается более углубленное изучение  точных дисциплин по сравнению с гуманитарными вузами. Одной из таких дисциплин является «Информатика», включая все виды информационных технологий.

В основу новой организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» легли:

  1. Изменения организации  учебного процесса. Адаптировали к учебно-спортивной базе университета проблемно-модульную спортивно ориентированную технологию обучения, разработанную для преподавания дисциплины  «Физическая культура» И.В.Орлан (2002).  Разработали портальную технологию обучения для дисциплины «Физическая культура». В  основу ее легла модель образовательного портала, принципы и психолого-педагогические условия функционирования портальных технологий в учебном заведении, представленные в трудах Л.И.Зотовой (2004-2006).  Сформировали информационно-образовательную среду дисциплины, которую представили в виде учебно-методического комплекса дисциплины на бумажных и электронных носителях. В основу легли концепции и разработанные технологии В.П. Делием (2001-2007), С.Д.Зориной (2004-2006), Ю.И. Капустиным (2003-2006), Н.Ю. Сафонцевой (1999-2006), Н.Г. Семеновой (2004).   Интегрировали дистанционные формы обучения (компьютерное тестирование по теоретическому курсу, тематические интернет-конференции и т.д.).
  2. Проектирование  нового содержания учебной дисциплины. Внедрили оздоровительные технологии, характерные для нозологий студентов университета. Приоритетными, интенсивно прогрессирующими в Самарской области у студентов являются: заболевания опорно-связочного аппарата, миопия, нервные заболевания (Л.Б. Андрющенко, 2001-2006; Н.В. Седых, 2001-2006; А.М. Митяева, 2004).  Спроектировали педагогические объекты: курс лекций с презентациями, методико-практические занятия с презентациями, тесты для программированного контроля знаний.
  3. Управление качеством обучения. Адаптировали комплексную систему оценки учебных достижений студентами, построенную на основе модульного принципа обучения, автором которой является М.В. Цуцаева (2004).  Внедрили методику получение интегрального показателя готовности студентов к развитию в сфере физической культуры на основе базовой модели, разработанной Л.Б. Андрющенко (2006).

В таблице 1 приведены показатели эффективности интегральной технологии.

Таблица 1

Динамика критерия эффективности технологи обучения (К)

 студентов экспериментальной группы

Курс

Группа

Учебные модули

М1

М2

М3

М4

М5

М6

1 курс

ЭГ

0,75

0,79

0,78

0,75

0,76

0,74

КГ

0,76

0,79

0,88

0,85

0,96

0,94

2 курс

ЭГ

0,81

0,88

0,82

0,90

0,89

0,90

КГ

0,91

0,93

0,88

0,92

0,93

0,95

3 курс

ЭГ

0,77

0,76

0,81

0,79

0,74

0,76

КГ

0,86

0,87

0,92

0,87

0,93

0,95

 

Заключение.  В результате внедрения технологии организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» у большинства студентов сформирован более высокий уровень готовности к развитию в сфере физической культуры,  что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о применении интегративного методологического подхода при определении традиционных и инновационных средств, методов и организационных форм обучения.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.