Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК: 378.147

О.В. Грибанова, С.В. Гренадерова

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИКОВ

ФГОУ ВПО «Волгоградская сельскохозяйственная академия»

ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»

 The fact that drug addiction is treatable is common delusion about drugs among teenagers and the youth. The main stages to overcome this delusion in pedagogical practice are shown in this article.

Keywords: drugs, drug addiction, psychological dependence, physical dependence, personal responsibility. 

Наркомания излечима – это распространенное заблуждение о наркотиках в подростковой и молодежной среде. В статье показаны основные этапы преодоления этого заблуждения в практике педагогической работы.

Ключевые слова: наркотики, наркомания, психическая зависимость, физическая зависимость, личная ответственность.

Наркомания, как ни один из других видов аддиктивного поведения (Интернет-зависимость, игровая зависимость, зависимость от телесериалов и т.д.), приводит к катастрофическим медико-социальным последствиям (увеличение числа носителей вируса СПИД, рост преступности, снижение образовательного и кадрового потенциала и т.д.), особенно если потребление наркотиков начинается в период, когда человек еще не сформировался физически, психологически, нравственно, т.е. когда речь идет о детской и подростковой наркомании. В то же время масштабы распространения именно подростковой наркомании в России уже достигли огромных, эпидемических размеров: по официальным данным, до 40% подростков имеют опыт употребления наркотиков, пик приобщения к которым приходится на возраст 14-16 лет. Ситуация усугубляется доступностью информации о наркотиках. Тема наркомании звучит в откровениях эстрадных звезд, настоящие наркотические гимны создают молодежные рок-кумиры (например, песня «Опиум» группы Агата Кристи, «Дельфины» группы Мумий Тролль, «Бриллиантовые дороги» группы Наутилус). В Интернете активно работают сайты, на которых содержится описание тех переживаний, которые может испытать человек, попробовав различные виды наркотиков. Там же можно найти информацию о способах приготовления, путях введения, «дозировке», сочетании различных психоактивных веществ.

Очевидно, что информация, полученная из подобного рода источников, не всегда является объективной, порождая самые разнообразные мифы (ошибочные представления) о наркотиках.

С целью выявления наиболее распространенных в подростковой среде ошибочных представлений о наркотиках специалистами Центра профилактики аддиктивного поведения в детской и молодежной среде Волгоградского государственного педагогического университета (ЦПАП) совместно с сотрудниками кафедры «Здоровый образ жизни» Волгоградского технологического колледжа в 2011г. был проведен опрос 1968 обучающихся средних школ города Волгограда (МОУ СОШ №8, 20, 140) в возрасте 14-15 лет.

Результаты опроса показали, что наиболее распространенными в подростковой среде являются следующие ошибочные представления о наркотиках:

  1. Наркомания излечима (отметили 98% респондентов).
  2. Конопля не вызывает привыкания (96%).
  3. Ислам разрешает употребление наркотиков (91%).
  4. Наркотики дают возможность показать другим свою независимость (87%).
  5. Наркотики делают жизнь более разнообразной (87%).
  6. Наркотики усиливают сексуальные ощущения (84%).
  7. Наркотики – это модно (77%).
  8. Энергетические напитки в любых количествах безопасны (75%).
  9. Наркотики помогают весело провести время (67%).
  10.  Наркотики – это красиво (51%).

9.    Наркотики употребляют успешные и обеспеченные люди (68%).

Сотрудниками ЦПАП разработан ряд педагогических технологий, направленных на опровержение указанных выше ошибочных представлений о наркотиках. В качестве примера рассмотрим технологию, направленную на опровержение представлений относительно возможности полного излечения от наркомании. Технология включает пять взаимосвязанных этапов.

Этап первый: Определение понятий «зависимость» и «зависимость от наркотика».

Игра: «Что такое зависимость» (20 мин.)

Цель: выявить, как обучающиеся понимают слово «зависимость»; дать определение зависимости.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.

Выполнение упражнения: Обучающимся предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость».

После этого обучающиеся по кругу называют записанные ими ассоциации, а педагог на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать «галочками»).

Подведение итогов: В результате обсуждения педагог подводит группу к пониманию понятия зависимость. Зависимость – это потеря свободы, потеря права самостоятельно распоряжаться своей жизнью, своей судьбой [5].

Игра: «Марионетка» (30 мин.)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Выполнение упражнения: Обучающиеся должны разбиться на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Каждый учащийся должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» -  перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый обучающийся.

Обсуждение:

Что чувствовали обучающиеся во время игры, когда были в роли «куклы»?

Понравилось ли им это чувство? Комфортно ли им было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?

Подведение итогов: Педагог акцентирует внимание обучающихся на тех неприятных ощущениях, которые они испытывали, потеряв контроль над своим телом [5].

Этап второй: Знакомство участников с видами наркотической зависимости

Теоретический минимум для педагога

Психическая зависимость – это состояние патологического влечения к наркотику (человек ощущает себя комфортно только в состоянии наркотизации).

Физическая зависимость – непреодолимое физическое влечение к наркотику, сопоставимое с чувством голода или жажды.

Внимание:

- Не все наркотики вызывают физическую зависимость (например, галлюциногены - ЛСД).

- Употребление любого наркотика приводит к развитию психической зависимости.

- Физическая зависимость пропадает в течение двух-трех недель абстиненции (ломка).

- Психическая зависимость сохраняется очень долго, иногда всю жизнь (спустя много лет после полного прекращения употребления наркотиков случайный жизненный эпизод, употребление какого-то лекарства, любое событие может вновь пробудить «воспоминания о наркотиках», спровоцировать их употребление).

Особенности представления материала

Для того чтобы изложить представленные научные факты в более простой и доступной форме используйте отрывки из писем бывших наркоманов.

Задание для обучающихся

Вам предлагается текст рассказа «ПОПРОБУЙ-ПОЛЮБИШЬ» или «ПОПРОБОВАВ РАЗ, ЕМ И СЕЙЧАС». В тексте пропущены некоторые фрагменты. На их месте стоят многоточия. Пропущенные фрагменты (отрывки из писем бывших наркоманов) прилагаются на отдельном листе. Каждый фрагмент имеет свой номер. Ваша задача: найти место каждого фрагмента в тексте.

«ПОПРОБУЙ-ПОЛЮБИШЬ» или «ПОПРОБОВАВ РАЗ, ЕМ И СЕЙЧАС»

В отношении наркотиков формула работает гораздо эффективнее, чем в отношении чипсов. Любой наркотик приводит к зависимости. Вопрос лишь в том, насколько быстро это произойдет, ведь от разных наркотиков зависят по-разному. Например, марихуана и ЛДС вызывают только психологическую зависимость, а вот героин становиться причиной таких химических изменений в организме, от которых наркоман уже физически не сможет обходиться без зелья.

При употреблении любого наркотика первой всегда возникает психологическая зависимость. Выражается она в том, что человек начинает чувствовать себя комфортно только, если принял очередную дозу.

Сначала тебе кажется, что проводить свободное время с водкой, сигаретой, «травкой» или более сильными наркотиками прикольно, потом, незаметно для себя самого ты начинаешь избегать трезвых компаний, все чаще прикладываешься к бутылке (будь-то пиво или безобидный «Джин-тоник»), все чаще «забиваешь косяк». Поводов для выпивки или раскурки становиться все больше и больше: напряги в школе, неудачные выходные, тяжелый день, ссора с девушкой, сломанный компьютер…и черт его знает что еще. Стоит тебе немного расстроиться – и рука сама тянется к наркотику, а настроение от одной мысли о нем подпрыгивает до небес. Без наркотика у тебя уже нет никакого настроения, нет интереса к жизни.

Все это и есть психологическая зависимость – самый главный, самый длительный и самый тяжелый синдром наркомании. Это то, что нельзя вылечить, то, что будет преследовать тебя всю оставшуюся жизнь.

1. «Ты никогда не бросишь героин, он вечно будет ждать того момента, когда ты вернешься. И ты знаешь, стоит тебе уколоться, всё пьяным вихрем полетит по убывающей и закончится тем, что в какой-то момент ты снова осознаешь, что сошёл с ума, что тебе больше ничего не надо, кроме кайфа и что кроме смерти ничего не ждёт. Ты знаешь это и все равно есть моменты, когда ты искренне жаждешь этого, когда чувствуешь, что у тебя нет сил, ты никому не нужен, ты один и ты – никто».

2. «Да, можно снять физическую зависимость, ломки и прочее. Но психологическую - невозможно. Оно уже сидит в мозгу и постоянно подтачивает, оно уже овладело человеком. Год можно продержаться, два, а оно все равно подловит момент и поймает. Потому что память невозможно стереть. И невозможно все время держать себя в обороне, в готовности к отпору, в постоянном напряге. А чуть-чуть расслабился - и подсознание сработало. У меня все силы уходят только на это. И так жить совсем не интересно, так еще и знаешь, что бесполезно, рано или поздно оно возьмет свое. Наркотик умеет ждать».

Психическая зависимость сохраняется очень долго. Даже спустя много лет случайный разговор о наркотиках, встреча с бывшими дружками, стресс или даже алкоголь могут вновь пробудить «воспоминания» организма о наркотиках, подтолкнуть человека к их употреблению.

3. «Хороший сентябрьский день. За мной захлопнулась железная дверь и женщина в белом халате пожелала мне удачи. Закончилась моя очередная "перекумарка" в этом дурдоме. Настроение отличное и хотелось поскорее увидеть своих друзей. Нет, нет, я не собираюсь опять колоться, я же поклялся, что теперь брошу. Я просто соскучился по старым друзьям. Вы наверное меня поймете. Хотелось просто поболтать о том, о сем, узнать последние новости и …. попить пивка.

Хотя конечно в голове мелькал голос разума и здравомыслия, что пить-то нельзя. Но все по порядку.

Для начала путем умелых действий и наработанных фраз я уговорил маму одеть меня заново с ног до головы во все новые шмотки. Потом конечно пришлось выклянчивать наличности на руки. Это тоже вполне удачно удалось. И вот мы сидим у друга дома на кухне, выпиваем горькую, закусываем помидорами и разбавляем это все внутри пивом. Жизнь кажется милой и интересной. Вот пришла моя дорогая соратница и подруга по употреблению, и мы пьем уже втроем, так сказать обмываем встречу. Финал этой встречи вас, конечно же, не удивит. Мы пьяные обожрались циклодола и прокололи музыкальный центр моего друга.

Если вы думаете, что на следующий день нас это остановило, то скорее всего про алкоголиков и нарков вы имеете смутное представление. Мы требовали продолжение банкета и мы его сами продолжили» [1].

Бывших наркоманов не бывает, потому что наркотик умеет ждать.

4. «Шли вторые сутки. Вторые сутки мрака, боли и безысходности. Он сидел на кровати и думал. Думал, почему же все повторилось. Он так же сидел на кровати и размышлял над своей жизнью. Тогда он дошел до последней точки. Он думал, что выхода нет. Он не понимал, почему именно он попал в эту ситуацию. Он думал, что с ним этого не случится никогда. Но все наладилось. Родители раздали долги, заплатили за лечение. За лечение физической оболочки. О лечении души никто тогда не думал. Прошло 1,5 месяца. По пьяной «лавочке» игла вновь пробила вену. И он пошел вниз по спирали».

Вот такие неутешительные перспективы. А ведь существует еще и физическая зависимость, которая тоже развивается очень быстро.

Физическая зависимость – это влечение к наркотику, по своей силе схожее с чувством голода или жажды. Вспомни, что ты испытываешь, когда очень хочешь есть? Наверняка думаешь только о еде, о том, чтобы поскорее оказаться около родного холодильника и уничтожить все месячные запасы продовольствия. Какие уроки? Какая улица? Какие друзья? Жрать! Жрать! Жрать!

Что-то подобное испытывает и наркоман, полностью подчиняя свою жизнь наркотику.

5. «Весь этот год мои глаза были плотно закрыты. Они не видели и не хотели смотреть на природу, на солнце, на людей и даже на себя. Мои глаза приоткрывались, точнее, слегка разлеплялись, только при виде наркотика, и, как только наркотик проникал внутрь меня, он сразу же закрывал мне глаза. Да и не только глаза, он залеплял мне уши, не давал свободно говорить и делать то, что хочу я. Я была полностью в его власти, наркотик управлял моими мыслями, действиями, поступками. Он как будто приказывал мне, что делать, куда ходить, как говорить. Я была его рабыней, а он моим господином» [2].

Попадая в организм, наркотики «встраиваются» в обмен веществ и «берут» на себя часть функций, выполняемых гормонами. А гормоны – это вещества, которые в норме регулируют работу всех наших внутренних органов. Если человек употребляет наркотики, организм сокращает выделение гормонов. Постепенно вместо гормонов нашим телом начинают управлять наркотики. Причем делают они это настолько умело, что стоит тебе хотя бы ненадолго отказаться от наркотиков, как твой собственный организм с помощью жутких болей заставит тебя принять очередную дозу.

Кстати говоря, после того, как от наркотиков сформировалась зависимость, их употребление уже не сопровождают приятные ощущения. Наркотики становятся необходимыми, прежде всего, для того, чтобы избежать состояния так называемой «ломки».

6. «Это было три года назад. С тех пор моя жизнь на конце иглы. Больше не удается достичь того кайфа, это давно прошло. Теперь я ввожу наркотик для того, чтобы усмирить приступы отчаянья и нечеловеческой боли» [3].

Этап третий: Формирование у обучающихся представления о том, что лечение наркомании требует колоссальных денежных затрат.

Комментарии педагога

Цена проведения процедур по нейтрализации яда в организме в коммерческих клиниках Москвы не опускается ниже полутора тысяч долларов. А ведь дезонтоксикация – это только первый этап лечения. Далее следуют:

- медицинские меры, направленные на устранение последствий отравления (восстановление функций внутренних органов, лечение патологических изменений нервной системы и т.д.) и общее укрепление организма;

- воспитательные (психолого-педагогические) меры, направленные на преодоление психической зависимости (постоянное ориентирование интересов больного и сосредоточение его на занятиях, полезных для него самого и окружающих);

- социальная реабилитация наркомана (возвращение человека к нормальной общественной жизни).

Этап дезинтоксикации самый короткий. Зачастую наркоманы, которые приходят в клинику, останавливаются на нем. Они ошибочно считают, что сами справятся с двумя последними. В результате, более 90% из них снова начинают употреблять наркотики. Ведь главное в лечении наркомании – врачевание духа, возрождение души, а не тела. Поэтому, лучше уж довести лечение до конца. Пройти курс психологической помощи, в ходе которого человек совместно с психологом анализирует причины, подтолкнувшие его к употреблению наркотиков, ищет пути решения своих проблем, заново учиться строить отношения с семьей, т.е. долго и старательно работает над тем, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Этап четвертый: Выделение фактов, доказывающих, что ни один из существующих сегодня методов лечения не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости.

Задание для обучающихся

Вам предлагается бланк с тремя таблицами. В каждой таблице приведено описание одного из методов, который широко используют сегодня для избавления от наркотической зависимости. В пустой клетке таблицы напротив каждого тезиса поставьте «+» («правда») или «-» («обман»).

Таблица 1.

Метод «КОДИРОВАНИЕ»

Тезис

На самом деле

Словом "кодирование" доктор А.Р. Довженко назвал разработанный им в середине 80-х годов метод лечения алкоголизма.

 

 

Комплекс простейших процедур, называемый ныне "кодирование", известен с древних времен. Этим "методом" пользовались еще жрецы древнего Египта. В классической психотерапии он носит название "шоковой терапии". Целью "шоковой терапии" является вселить в пациента чувство страха (или, наоборот, благоговения) по отношению к какому либо явлению, веществу или человеку.

На первом этапе лечения психотерапевт проводит для группы пациентов лекцию-внушение, во время которой монотонным "гипнотическим" голосом объясняет задачу терапии (например, прекращение употребления наркотика) и рассказывает о "потрясающих" результатах лечения

("настраивает" на эффект).

 

После группового внушения больному проводится собственно "кодирование": впрыскивают в горло "секретный" препарат для "кодирования".

Секретный препарат для "кодирования" - обычный хлорэтил (известная нам с детства "заморозка", общеизвестный и дешевый препарат для местного обезболивания, временно "замораживающий" кожу).

После описанной процедуры пациенту объявляют, что теперь он "закодирован" на определенный срок и если он будет пить (употреблять наркотики) во время этого срока, то с ним могут возникнуть самые разные неприятности (инсульт, паралич).

По счастью, на земле нет человека, который мог бы "поставить код" в мозг другому человеку. Прием наркотиков — это сложнейший волевой акт, в котором участвует вся нервная система человека и вся его личность. Вдумайтесь! Наркотик надо найти, деньги для его покупки добыть, шприц нужно достать, в вену нужно попасть, очередной прием наркотика нужно себе разрешить (ведь все знают, как это вредно). Получается, "код" должен как бы "запретить" все эти психические процессы. Если "врач" способен "закодировать" вас от наркотиков, то он способен "закодировать" вас от всего, чего угодно (или "для" чего угодно). По счастью, таких людей на земле не существует. Во всяком случае, к научной медицине вопрос веры (или неверия в этих людей) не имеет никакого отношения. С точки зрения медицины, мозг и личность слишком сложные структуры для того, чтобы пытаться "вламываться" в них "без отмычки".

 

Комментарии педагога: Процедура «кодирования» была достаточно эффективной для больных алкоголизмом и наркоманией, пока во всей стране ею занимался один человек — Александр Романович Довженко. Он делал все возможное для того, чтобы вокруг него существовал "ореол" слепой веры. К нему было очень трудно попасть, две недели самостоятельно нужно было избегать приема алкоголя или наркотиков и т.д.  Как только большое количество врачей разных специальностей поняли, что "метод" до смешного прост, и не надо ничему учиться, чтобы им пользоваться, в России появились сотни врачей-кодировщиков.

"Код" в описанной процедуре больной себе "ставит" сам, за счет своей "веры" в "кодировщика". Эффект кодирования — это эффект, легко объяснимый человеческой слабостью и желанием снять с себя чувство ответственности за свои поступки. Все остальное является чистым жульничеством.

Таблица 2.

Метод «ЧИСТКА КРОВИ» и «ИСКУСТВЕННАЯ ПОЧКА»

Тезис

На самом деле

«Чистка крови» - реально существующая и жизненно необходимая в общемедицинской практике группа методов,   которые применяются при тяжелых отравлениях и серьезных болезнях внутренних органов. В случае резкого нарушения работы естественных фильтров организма — печени и почек, в кровь начинают собственные токсины человеческого тела, которые могут вызвать отравление и смерть больного. В таких ситуациях кровь приходится освобождать от токсинов (и наркотиков) вне организма — «снаружи». При этом кровь пропускают через специальные аппараты. Клетки крови возвращают в кровеносную систему, а плазма вместе с токсинами выливается и уничтожается. После этого объем жидкости восстанавливается с помощью специальных стерильных растворов. Пациенту объясняется, что во время этих процедур кровь освобождается от наркотиков и их токсинов

Использование данных методов   необходимо:

-  при передозировке наркотиков или отравлении веществами, которыми продавец наркотика разбавлял порошок;

-  если у наркомана по разным причинам отказываются работать почки.

Такие ситуации возникают достаточно редко. В подавляющем же большинстве случаев и печень, и почки наркомана продолжают справляться с выведением из организма токсинов, и вывести токсины из организма можно гораздо менее опасными для  человека методами.

Кроме того, использование этих методов может вызвать:

-           снижение иммунитета;

-           нестабильность артериального давления;

-           разрушение некоторого количества кровяных телец, что еще больше ослабит здоровье наркомана

Многие лечились с помощью методов искусственной почки и чувствовали себя гораздо лучше

 

Эти факты тоже объясняются очень просто. После проведения самой процедуры «очистки крови» больному даются в таблетках или вводятся в инъекциях успокоительные и обезболивающие лекарства. Эти лекарства в реальности и помогают переносить «ломки». А сама процедура остается лишь очередной попыткой продать «волшебную палочку»

 

Таблица 3

Метод «ЛИКВОРОСОРБЦИЯ»

Тезис

На самом деле

Время от времени в различных регионов России врачи пытаются использовать для лечения больных наркоманиями ликворосорбцию. Эта процедура заключается в пропускании через искусственный фильтр ликвора — жидкости, которая циркулирует в головном и спинном мозге. Для проведения лечения врачу нужно провести пункцию — вскрытие оболочек позвоночного столба с помощью специальной толстой иглы.

На самом деле, использование этого метода для лечения наркоманов:

- бессмысленно, т.к. наркотики и продукты их распада концентрируются в нервной клетке, а не в спинномозговой жидкости. Т.е. извлечь наркотик из нервной ткани этим методом невозможно.

- крайне опасно — малейшая ошибка в действиях врача может привести к непредсказуемым последствиям для нервной системы больного (вплоть до паралича нижних конечностей и инвалидности). Этот метод можно применять только при крайне тяжелых заболеваниях головного и спинного мозга, таких, как не поддающийся лечению менингит, раковые опухоли, которые невозможно оперировать и т.д.

 

Комментарии педагога: Конечно, это далеко не все методы лечения, которые предлагают современные наркологические клиники. Но даже нескольких рассмотренных примеров вполне достаточно, чтобы понять простую истину: все, что связано с наркоманией, основано на лжи. И лечение наркомании, зачастую, тоже.

Но если уж человек верит в то, что жизнь без наркотиков скучна и однообразна, почему бы ему не поверить в то, что избавиться от наркозависимости можно при помощи «волшебной палочки»?

Этап пятый: Обобщение информации, полученной учащимися в ходе обсуждения.

Комментарии педагога

-  Если кто-то обещает быстро (в течение трех дней или нескольких недель) избавить человека от наркозависимости – не верь, это всего лишь мошенничество: лечение наркомании занимает месяцы, а иногда даже растягивается на несколько лет.

- Если ты решился бросить наркотики, обратись в государственную клинику – гарантий больше, цены ниже, анонимность гарантируют.

- Если ты еще не успел попробовать наркотики – подумай, стоит ли начинать, ведь от одних названий медицинских методов лечения наркомании кровь в жилах стынет. Кайф-кайфом, но стоит ли минутное удовольствие того, чтобы тебя потом лечили с помощью ликворосорбции или стереотаксической операции на головном мозге?

- Ни один из существующих сегодня методов лечения не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости. Некоторые врачи-наркологи вообще предпочитают не употреблять в отношении наркоманов термин «вылечился», заменяя его словом «подлечился». Память о нескольких минутах «кайфа», к сожалению, более живуча, чем воспоминания об адских муках, которыми за него расплачиваются. Всю жизнь бывшему наркоману придется бороться с соблазном снова взять в руки наркотик.

«Прошло около пяти лет, после того как я бросил наркотики. Но состояние ломки меня преследует и по сей день. Это называется ложная ломка. Не верите? Это даже доказано врачами, а я испытываю на себе по три-пять дней несколько раз в год. Именно в такие дни можно сорваться…» [4].

Можно с уверенностью сказать, что наркомания – это лишь первый симптом мании совсем иного рода – мании инерции, пассивности и равнодушия со стороны молодежи: равнодушия к миру, обществу, другим людям и, что самое страшное, равнодушия к самим себе. И эту инертность нельзя сломить простым описанием пусть даже самых негативных последствий наркомании (наркотики – это «вредно», «опасно» и т.д.) Здесь необходима ежедневная кропотливая работа по формированию личностно развитого человека, т.е. человека способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, а значит, не нуждающегося в приеме наркотических веществ. В сегодняшней ситуации значительное место занимают психолого-педагогические методики, технологии диагностики и профилактики наркомании в молодежной среде. Именно педагоги сегодня призваны обеспечить изменение ценностного отношения молодого поколения к наркотикам, создать условия для формирования у молодежи личной ответственности за выбор жизненной модели, исключающей употребление наркотических веществ.

 

Литература, Интернет источники:

1.  Баймухаметов, С.Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов / С.Т.  Баймухаметов. М.: Знание, 1998. – 190 с.

2.  Выбираю жизнь. На краю пропасти. Наркомания. Письма, стихи,  исповеди. http// dupo.murman.ru

3.   Наркотики. Ру. http// www. narkotiki.ru

4.  Росек, Б.. Дневник наркоманки / Б. Росек. М.: «Новелла», 1990. – 128 С.

5.  Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. СПб., 2003. – 464 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.