Ерощенко С.Н.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
МОУ Щелковская муниципальная гимназия
This article considers the problems and methods of aesthetic education; defines the criteria of aesthetic education and eliminates the most effective methods of creative thinking development.
Keywords: the problems and methods of aesthetic education; the synergy of activity forms; the criteria of aesthetic education.
В статье рассмотрены задачи и методы эстетического воспитания; определены критерии эстетического воспитания; выявлены наиболее эффективные методы формирования образного мышления.
Ключевые слова: задачи и методы эстетического воспитания; синергия форм деятельности; критерии эстетического воспитания.
Школа сегодня выстраивает систему воспитания человека, умеющего самостоятельно принимать решения; развивает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое отношение к истории своей Родины.
Процессы, происходящие в обществе, требуют переосмысления нравственных, культурно-исторических и духовных ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися.
Общее и эстетическое воспитание ребенка, имея комплексный и непрерывный характер, осуществляется под влиянием окружающей его действительности, которая сложилась с определенной системой ценностей в обществе и семье.
Школа рассматривает образование и эстетическое воспитание, как синергию учебных и внеурочных форм деятельности, развивая творческий потенциал и формируя духовно-нравственную культуру каждого ученика.
Вовлекая и заинтересовывая школьников в разнообразную творческую деятельность, эстетическое воспитание способно обеспечить оптимальное развитие их природных сил, понимание действительности и подлинной красоты искусства.
В содержании и самом предмете эстетического воспитания заложены основы его общего развития, так как эстетическое воспитание оказывает всестороннее воздействие на детей.
Задачи эстетического воспитания можно представить двумя группами [2]:
-Приобретение теоретических знаний;
-Формирование практических умений.
Направленная на формирование эстетического отношения детей к окружающему миру, первая группа задач решает вопросы приобщения к духовным ценностям. Формируя художественные умения в области разных искусств, вторая группа активно включена в эстетическую деятельность.
Огромное значение для формирования нравственности школьников имеет эстетическое воспитание, неразрывно связанное с интеллектуальным, физическим и трудовым.
Важная роль в формировании эстетического воспитания отводится внеклассной работе, школьным мероприятиям, занятиям в кружках, спортивных секциях, хоровых и танцевальных коллективах в школе.
Для формирования духовно-нравственной личности важное значение имеют задачи эстетического воспитания. Формирование творческого отношения к действительности, эстетическая потребность и деятельность по законам красоты, является сутью эстетического в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Критериями эстетического воспитания и развития духовно-нравственной личности можно считать признаки, на которые необходимо обратить внимание [1]:
- широту эстетической потребности;
- способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности;
- качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне формирования художественного вкуса и идеала.
Осознанное отношение к природной, социальной, предметной среде, совместная творческая деятельность учителя и ученика, направленные на формирование у ребенка творческих способностей, восприятие художественных ценностей; развитие образного мышления, фантазии, воли, лежат в основе методики эстетического воспитания.
Успех этой работы, вся система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности учащихся с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования внутреннего мира подрастающего человека, его нравственного облика.
Педагоги кафедры эстетического цикла используют современные технологии и программы. Они проводят интегрированные уроки с учителями литературы, истории, учитывают многие условия (объем и качество информации, виды деятельности и формы организации, способности и мастерство педагога, возраст ребенка).
Полноценное воспитание личности ученика в условиях современной школы способствует формированию эстетических чувств; обогащает ученика духовно и интеллектуально.
Формирование образного мышления, суждения, практических навыков определяет ряд наиболее эффективных методов:
- развитие первоначальных проявлений вкуса эстетического восприятия методом убеждения;
- современное воспитание как обеспечение коммуникативного опыта ребенка, привитие культуры жизни и поведения;
- упражнения в практических действиях, предназначенных для познания и преобразования окружающей природы, методом приучения;
- условия, которые помогут достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, побуждающих к творческим и практическим действиям, методом проблемных ситуаций;
- ориентирование на духовное обогащение, наполнение новым содержанием, целями, устремление к добру, красоте, свету, методом эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, побуждение к сопереживанию.
Эстетическое воспитание школьника является составной частью его всестороннего развития, связанно с многогранной деятельностью развивающейся личности. Ребенок учится самостоятельно мыслить, принимать решения, устремляется к познанию красоты, творчеству, самосовершенствуется, обогащается духовно и гармонично, что является своеобразным показателем его творческой активности.
Эстетическое воспитание и развитие школьников становится успешным при эффективном применении способов формирования эстетического восприятия окружающего мира. Положительное воздействие оказывает активное внедрение новых форм и методов взаимодействия взрослых и детей, семьи и школы.
Продуманная и выстроенная система эстетического воспитания, продуктивное сотрудничество семьи и школы, способно обеспечить консолидацию усилий взрослого окружения в целях эстетического развития детей и подростков.
Литература:
1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие вопросы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.