Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Ерощенко С.Н.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

МОУ Щелковская муниципальная гимназия 

This article considers the problems and methods of aesthetic education; defines the criteria  of aesthetic education and eliminates  the most effective methods of creative thinking development.

Keywords: the problems and methods of aesthetic education; the synergy of activity forms; the criteria of aesthetic education.

В статье рассмотрены задачи и методы эстетического воспитания; определены критерии эстетического воспитания; выявлены наиболее эффективные методы формирования образного мышления.

Ключевые слова: задачи и методы эстетического воспитания; синергия форм деятельности; критерии эстетического воспитания.

Школа сегодня выстраивает систему воспитания человека, умеющего самостоятельно принимать решения; развивает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое отношение к истории своей Родины.

Процессы, происходящие в обществе, требуют переосмысления нравственных, культурно-исторических и духовных ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися.

Общее и эстетическое воспитание ребенка, имея комплексный и непрерывный характер, осуществляется под влиянием окружающей его действительности, которая сложилась с определенной системой ценностей в обществе и семье.

Школа рассматривает образование и эстетическое воспитание, как синергию учебных и внеурочных форм деятельности, развивая творческий потенциал и формируя духовно-нравственную культуру каждого ученика.

Вовлекая и заинтересовывая школьников в разнообразную творческую деятельность, эстетическое воспитание способно обеспечить оптимальное развитие их природных сил, понимание действительности и подлинной красоты искусства.

В содержании и самом предмете эстетического воспитания заложены основы его общего развития, так как эстетическое воспитание оказывает всестороннее воздействие на детей.

Задачи эстетического воспитания можно представить двумя группами [2]:

-Приобретение теоретических знаний;

-Формирование практических умений.

Направленная на формирование эстетического отношения детей к окружающему миру, первая группа задач решает вопросы приобщения к духовным ценностям. Формируя художественные умения в области разных искусств, вторая группа активно включена в эстетическую деятельность.

Огромное значение для формирования нравственности школьников имеет эстетическое воспитание, неразрывно связанное с интеллектуальным, физическим и трудовым.

Важная роль в формировании эстетического воспитания отводится внеклассной работе, школьным мероприятиям, занятиям в кружках, спортивных секциях, хоровых и танцевальных коллективах в школе.

Для формирования духовно-нравственной личности важное значение имеют задачи эстетического воспитания. Формирование творческого отношения к действительности, эстетическая потребность и деятельность по законам красоты, является сутью эстетического в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Критериями эстетического воспитания и развития духовно-нравственной личности можно считать признаки, на которые необходимо обратить внимание [1]:

- широту эстетической потребности;

- способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности;

- качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне формирования художественного вкуса и идеала.

Осознанное отношение к природной, социальной, предметной среде, совместная творческая деятельность учителя и ученика, направленные на формирование у ребенка творческих способностей, восприятие художественных ценностей; развитие образного мышления, фантазии, воли, лежат в основе методики эстетического воспитания.

Успех этой работы, вся система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности учащихся с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования внутреннего мира подрастающего человека, его нравственного облика.

Педагоги кафедры эстетического цикла используют современные технологии и программы. Они проводят интегрированные уроки с учителями литературы, истории, учитывают многие условия (объем и качество информации, виды деятельности и формы организации, способности и мастерство педагога, возраст ребенка).

Полноценное воспитание личности ученика в условиях современной школы способствует формированию эстетических чувств; обогащает ученика духовно и интеллектуально.

Формирование образного мышления, суждения, практических навыков определяет ряд наиболее эффективных методов:

- развитие первоначальных проявлений вкуса эстетического восприятия методом убеждения;

- современное воспитание как обеспечение коммуникативного опыта ребенка, привитие культуры жизни и поведения;

- упражнения в практических действиях, предназначенных для познания и преобразования окружающей природы, методом приучения;

- условия, которые помогут достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, побуждающих к творческим и практическим действиям, методом проблемных ситуаций;

- ориентирование на духовное обогащение, наполнение новым содержанием, целями, устремление к добру, красоте, свету, методом эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, побуждение к сопереживанию.

Эстетическое воспитание школьника является составной частью его всестороннего развития, связанно с многогранной деятельностью развивающейся личности. Ребенок учится самостоятельно мыслить, принимать решения, устремляется к познанию красоты, творчеству, самосовершенствуется, обогащается духовно и гармонично, что является своеобразным показателем его творческой активности.

Эстетическое воспитание и развитие школьников становится успешным при эффективном применении способов формирования эстетического восприятия окружающего мира. Положительное воздействие оказывает активное внедрение новых форм и методов взаимодействия взрослых и детей, семьи и школы.

Продуманная и выстроенная система эстетического воспитания, продуктивное сотрудничество семьи и школы, способно обеспечить консолидацию усилий взрослого окружения в  целях эстетического развития детей и подростков.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие вопросы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.