Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Гучетль С.К.

Обучение иностранному языку в условиях дистанционного образования в неязыковом вузе.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

The technique of training to foreign language in conditions of remote education is described in article, characteristic features of remote training are certain, the primary goals of the teacher during this kind of training are named.

Keywords: «remote training», «information technologies», «electronic educational resources», «educational technologies».

В статье описана методика обучения иностранному языку в условиях дистанционного образования, определены характерные черты дистанционного обучения, названы основные задачи преподавателя в процессе этого вида обучения.

Ключевые слова: «дистанционное обучение», «информационные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «образовательные технологии».

Стремительное развитие современного общества влечет за собой изменения во всех его сферах, что, несомненно, отражается на требованиях, предъявляемых к специалистам в наши дни. В этих условиях совершенствуется система подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Она становится модулируемой, нацеливая исследователей на разработку оптимальных путей и средств обучения, на выяснение степени качества профессиональной подготовки обучаемых и возможностей ее использования в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Особый акцент делается на дистанционное обучение как на одну из наиболее эффективных и доступных форм современного образования. Эта сравнительно новая форма обучения уже хорошо зарекомендовала себя в преподавании многих учебных дисциплин. Однако в практике обучения иностранным языкам она применялась не так широко, как в других областях знания [1].

Под дистанционным обучением мы понимаем систему взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса, основанную на специфическом учебно-методическом комплексе и предусматривающую существенное увеличение доли самостоятельной работы студентов [5].

Характерными чертами дистанционного обучения являются:

–гибкость – обучаемые в основном не посещают регулярные занятия, а учатся в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе;

–экономическая эффективность – средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится дешевле традиционных форм;

–новая роль преподавателя – на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами, помощь в профессиональном самоопределении;

–специализированный контроль качества – в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Среди всех технических средств, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер сегодня выступает самым важным в процессе обучения иностранным языкам. Исследования С.В. Титовой свидетельствуют о том, что применяемые адекватным образом современные компьютерные технологии, в частности Интернет, могут существенным образом содействовать эффективности преподавания и изучения иностранных языков [3].

Одной из основных задач преподавателя в процессе дистанционного обучения является создание собственных веб-страниц.

Средствами ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при дистанционном обучении являются:

–дистанционные курсы;

–электронная почта;

–форум и блоги;

–чат;

–теле- и видеоконференции.

Рассмотрим возможности использования блога при обучении иностранному языку. В этом случае преподаватель имеет возможность работать со студентами в сети Интернет, размещая на своей страничке ряд заданий, тестов, которые необходимо выполнить студенту самостоятельно за время его обучения. Блог дает прекрасную возможность отвечать на вопросы студентов в любое удобное время, обсуждать проблематику предложенной темы. Одним из преимуществ блога в преподавании является возможность выкладывания пакета документов, необходимых студенту в процессе обучения (учебная программа по дисциплине, предложенная индивидуальная программа преподавателя, график консультаций преподавателя и т.д.).

Использование блога стимулирует самостоятельную активность учащихся, повышает мотивацию, независимость, и это приводит к повышению самоконтроля в процессе изучения, к стремлению познать и найти самому нужную информацию. Таким образом, повышается качество выполнения работы, так как студент не ограничен рамками занятия [2].

При использовании блога у студента есть возможность размещать свой материал, презентации и оставлять собственные суждения, которые будут доступны всей группе обучаемых.

Согласно предложенной методике, преподаватель работает со студентами автономно, давая им свободу выбора выполнения заданий, но в то же время, направляя, контролируя и корректируя процесс обучения иностранному языку, что, несомненно, влияет на продуктивность и качество выполняемой работы.

Программы дистанционного обучения строятся на базовых учебниках, содержащих основную учебную информацию, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания [4]. Дополнительно к учебникам используются профессионально ориентированные методические разработки соответствующих курсов, аудиоматериалы, видеозаписи, компакт-диски и, наконец, возможности компьютерных телекоммуникационных технологий, таких как электронная почта, голосовая почта, электронные конференции, электронная доска объявлений, программные системы в Интернет и другие.

Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, и она может определять особенности образовательного процесса. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий [2]. Так, например, интенсивность и частота взаимодействия преподавателя и студента не очень велика во время индивидуальных занятий последнего, поэтому для обеспечения таких занятий и консультаций достаточно возможностей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым специалисты признают режим телеконференций [5]. Требующая многократного повторения и самоконтроля работа по коррекции произносительных навыков, пополнению лексического словаря обучаемых, обобщению знаний в области грамматики и т.д. обеспечивается разнообразными программами на компакт-дисках.

Следует отметить, что информационное обеспечение дистанционного обучения иностранным языкам является не только определяющим, но и самым трудным, к тому же на данный момент наименее проработанным как с организационной, так и с научно-методической стороны [4].

Дистанционное обучение и наиболее характерные особенности данной формы обучения, а также возможности их практической реализации, могут способствовать дальнейшему исследованию и разработке новых средств и приемов этой формы обучения при подготовке специалистов по иностранному языку.

 

Литература

1. Е.С. Полат. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.. Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.

2. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. кадров – М.. издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

3. С.В. Титова. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. – М.. Издательство Московского университета, 2003. – 267 с.

4. Владимирова Л.П. Организация профессиональной деятельности учителей в сети. Научно-методическое издание. Материалы XVI международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 28-29 июня 2005 г. Троицк.

5. Хуторский А.В. Дистанционные технологии обучения // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.