Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Иванова О.В.

 ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Новосибирский государственный технический университет

В данном докладе рассматривается вопрос о формировании мотивации к самостоятельной работе студентов вузов при обучении иностранному языку. Также здесь отмечены некоторые особенности организации процесса самостоятельной работы, способствующие развитию и укреплению желания обучающихся узнавать новое, самостоятельно искать необходимую информацию, приобретать новые знания и развивать новые личностные качества.

Ключевые слова: мотивация обучающихся, самостоятельная работа, самообразование, самоконтроль, учебно-познавательная деятельность, внешние и внутренние мотивы деятельности.

This report examines the issue of building up the motivation to independent and self consistent activity of the students of higher schools in the process of learning foreign language .It also touches upon some peculiarities in organizing the process of independent activity, resulted in creation and   growth the students’ desire to find and learn new information and to form new personal qualities.

Key words: students’ motivation, independent and self consistent activity, self study, self control, cognitive activity, external aims and  inner reasons for study.  

В рамках современного, стремительно развивающегося общества актуально быстрое накопление и постоянное обновление информации. В таких условиях невозможно обучить человека на всю жизнь, необходимо заложить в нем интерес и стремление к накоплению знаний, научить его учиться. Реалии современного мира диктуют необходимость создания новых подходов к обеспечению профессионального становления личности, которые позволяли бы обучающимся в процессе профессиональной подготовки сформировать личностные качества, способствующие их адаптации к постоянно меняющемуся социуму. Такой социальный заказ общества вносит изменения в систему образования, приоритетом  становится обучение, ориентированное на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности будущего специалиста. Поэтому, как в системе школьного, так и вузовского образования необходимо уделять больше внимания подготовке и мотивации обучающихся к активной творческой самостоятельной деятельности. В частности высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Это значит, что от качества предлагаемого высшего образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности самого образования является самостоятельность студентов, которая необходима для принятия студентом самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей. Именно в процессе самостоятельной работы студента более всего проявляется его самостоятельность, мотивация, самоорганизованность, самоконтроль, целенаправленность.

Таким образом, сам процесс самостоятельного поиска необходимой информации может являться мотивом для дальнейшей самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Трактуемая в русле деятельностного подхода, самостоятельная работа представляет собой деятельность, организуемую самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное (с его точки зрения) время и контролируемую им самим на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя.Многие авторы  указывают на  прямую корреляционную связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения.

Так как студенты в процессе самостоятельно организованной познавательной деятельности находят разную информацию, то для представления результатов самостоятельной работы требуется создание диалогового пространства, где у каждого его участника есть возможность активно проявить свою субъектную позицию, соблюдая культурные нормы.  В современной концепции иноязычного образования основной категорией является поликультурная языковая личность

Основная идея управления процессом самостоятельной работы студентов состоит в необходимости так организовать этот процесс, чтобы студенты не просто расширяли объем знаний, получаемых на аудиторных занятиях, но путем самостоятельного поиска овладевали методами научного познания, формировали умение заниматься самообразованием, развивали интерес и вкус к творческому подходу в своей учебной работе и тем самым вырабатывали или совершенствовали у себя качества, свойства, черты характера, значимые для успешного выполнения профессиональных функций. Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа имеет не только учебное, но и личностно-профессиональное значение. Исходя из направленности на личность, на развитие языковой личности, цели обучения/овладения иностранным языком формулируются с позиции пользователя языка как субъекта межкультурной коммуникации. Одним из самых важных качеств языковой личности является ее способность и готовность к самостоятельному (автономному), осознанному изучению языка и освоению иноязычной культуры.     

В целом, мотивация учебно-познавательной деятельности у студентов должна быть  связана с поиском внутренних условий повышения эффективности учебной деятельности. Поэтому  одним из ключевых средств развития мотивационной сферы личности студента является специально-организованная деятельность, основывающаяся на факторах, влияющих на активизацию специально организованной самостоятельной работы студентов. При разработке и применении  методов организации самостоятельной  работы студентов необходимо создавать условия по формированию умений и навыков. Важной составляющей процесса формирования таких условий  являются устойчивые, доверительные отношения между студентами и преподавателями.   

Одним из подходов может быть механизм планирования учебного времени, который развивает самостоятельность, самоконтроль, способствующие, в свою очередь, возникновению целевой мотивации учебно-познавательной деятельности. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению, что в дальнейшем должно повлечь за собой стремление к самостоятельной деятельности по расширению познаний в интересующей области, является использование таких заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.  Методисты подчёркивают, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый студент непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность обучающихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации. Принимая во внимание то, что последние десятилетия  характеризуются стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, приведшим не только к техническим инновациям, но и к значительным переменам в социальной жизни, необходимо учитывать и использовать огромное влияние  информационных  технологий в учебной деятельности, в качестве одного из основных факторов мотивации к  самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная работа, по мнению некоторых авторов, есть всегда внутренне мотивированная деятельность, выполнение которой, требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Для самого студента самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, предполагающая осознание цели своей деятельности, принятие задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизацию во времени и самоконтроля в выполнении. В предстоящей профессиональной деятельности специалист не может руководствоваться только внешними стимулами и мотивами. Для его профессионального становления важно уже в вузе формировать внутренние (ценностные) мотивы деятельности. Организация познавательной деятельности студентов в вузе должна содержать в себе необходимые предпосылки формирования ценностных мотиваций студентов, в частности, стремление к познанию, пополнение ценностного багажа.

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся в области овладения иностранными на современном этапе развития образования является важнейшим компонентом учебного процесса в связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом к инновационным образовательным технологиям, ориентированным, в первую очередь, на развитие способности обучающихся к самостоятельному изучению языка и культуры, на формирование их коммуникативной компетенции, а также на развитие креативности в решении различных задач средствами изучаемого языка.

 

Литература:

1.  Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 2001.-191 с.

2.  Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие .Образование и саморазвитие. – 2008. - № 4. – С.10-11.   

3.  Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. - 175 с.

4.  Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. - Кишинев: Штиинца, 1988. 133 с.

5.   Бутянина К. JI. Содержание и организация самостоятельной работы на иностранном языке в учебное время. - М., 1992. 16 с.   

6.   Дубовикова Е. М. Обучение студентов неязыковых вузов иноязычной виртуальной коммуникации в массово-информационной среде Интернет: (на материале англ. яз.) - Пятигорск, 2006.-21 с.

7.  Полилова Т. А.,Пономарёва В.В.  Внедрение компьютерной техники в преподавание иностранного языка. Иностранные языки в школе. — 1997. № 6. — С. 2-7.

8.  Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.

9.  Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии". Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 119–121.

10. Трущенко Е.Н.  Основные направления организации самостоятельной работы .  Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 10. – С. 26 – 28.

11. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным.-  Педагогика. 2000. - № 4. - С. 30-34.                 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.