Зеленская В.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ"
Донбасская государственная машиностроительная академия, г. Краматорск
These theses contain the reduced information about technology of pedagogical workshops, for teaching of an ecological course in theses. Keywords: technology stages; stimulation of creative abilities; environmental problems.
В тезисах приводится краткая информация об использовании технологии педагогических мастерских, в ходе преподавания экологического курса. Ключевые слова: этапы технологии; стимулирование творческих способностей; экологические проблемы.
Современная Украина является территорией с целым рядом острых экологических проблем. Большое внимание, на наш взгляд, в ходе преподавания дисциплины "Основы экологии" в высших учебных заведениях должно уделяться региональным экологическим проблемам.
С целью наиболее эффективного изучения экологических проблем Донецкого региона и, в том числе, темы "Экологические проблемы города Краматорска" была адаптирована технология педагогической мастерской. Эта технология была разработана знаменитыми французскими психологами и педагогами – Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жан Пиаже [1] в 20-х годах прошлого века, однако в сфере образования Украины все еще считается одной из новых. Использования технологии мастерской предопределяет большой простор для творческого поиска, не сковывает инициативу обучающихся, которые самостоятельно формулируют цель деятельности и отбирают средства для ее осуществления. Следует отметить, что в сфере образования Украины набирает силу негативная тенденция к снижению уровня знаний школьников, и как следствие, снижению уровня образованности поступающих в ВУЗы. В таких условиях, отталкиваясь от основного лозунга данной педагогической технологии "Все способны!", занятия ориентированы на раскрытие внутреннего потенциала студента, на стимулирование его интеллектуальных и творческих способностей. Это достигается благодаря структурированию занятия в соответствии с четкими этапами технологии педагогических мастерских. Например, практическое занятие на тему “Экологические проблемы города Краматорска" предусматривает этапы такого содержания:
1. “Индукция”- презентация темы будущего экологического проекта, формирование мотивации. Ключевой вопрос: Насколько экологическая ситуация на территории города Краматорска является благоприятной для проживания?
2. “Самоконструкция”- индивидуальное создание гипотезы. Обсуждение гипотез, предлагаемых учащимися. Самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления к существующим знаниям. Ключевые вопросы: Какие промышленные объекты расположены на территории города? Описать их территориальное расположение, мощность, экологические последствия их функционирования. Охарактеризовать источники пресной воды и их состояние. Материал представить в виде информативной карты-схемы.
3. “Социоконструкция” – работа учащихся в группах. Определение групп и функциональных обязанностей каждого члена группы. Выполнение познавательных и творческих заданий, сбор информации, корректировка. Перейти от равенства по праву к равенству на деле, проявлять уважительное отношение к мнению, варианту другого. Ключевые вопросы: Как можно охарактеризовать сложившуюся экологическую ситуацию на территории города Краматорска. Проанализировать основные неблагоприятные факторы и степень их воздействия на организм.
4. “Социализация” – выступление учеников в группе: дальнейший поиск информации, анализ новых фактов. Ключевые вопросы: Каково состояние зеленых насаждений на территории города? Какую лепту в суммарное загрязнение вносит автотранспорт? Как можно охарактеризовать состояние здоровья населения в городе? Какие заболевания являются наиболее распространенными? Необходимые материалы: справочное пособие по курсу «Основы экологии», отчет о состоянии окружающей среды в Донецкой области, учебные пособия по экологии, химии, медицине, социологии, а также листы белой бумаги, ручки, цветные маркеры, скотч.
5. “Афиширование” – вывешивание результатов работ и ознакомление с ними: обобщение полученных данных, дискуссия по поводу выполненных заданий, оформление материалов, защита разработанных проектов. Ключевой вопрос: Какие факторы оказываю наибольшее неблагоприятное воздействие на людей, проживающих на территории г. Краматорска? Назовите уровни смертности и рождаемости.
6. “Разрыв” – внутреннее осознание участником Мастерской неполноты прежнего знания. На этом этапе обучающихся работают с источниками информации, для устранения возникших противоречий, пытаются самостоятельно определить пути смягчения неблагоприятного техногенного воздействия. Ключевые вопросы: Имеет ли место позитивное воздействие промышленных объектов на экологическую ситуацию в городе и регионе? Какие положительные тенденции по изменению экологической обстановки отмечены за последний период времени?
7. “Рефлексия” по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Самоанализ, внешняя оценка.
Таким образом, использование технологии педагогических мастерских в преподавании экологического курса показало свою эффективность. Данная технология сродни игровой форме обучения, однако в большей степени затрагивает личностную сферу студентов, предоставляет широкую свободу деятельности и способствует развитию навыков самообучения.
Литература
-
Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или...- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.