Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

 

Михитарьянц А. А.

Взаимосвязь развития самоактуализации и профессионального самоопределения студентов-менеджеров

Пятигорский Государственный лингвистический Университет

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся  особенностей развития самоактуализации студентов-менеджеров. На основании представленных материалов характеризуется уровень самоактуализации студентов-менеджеров и обосновывается необходимость системы специально организованных тренингов, обеспечивающих развитие самоактуализации как необходимого фактора профессионального самоопределения студентов-менеджеров.

В современной отечественной психологии имеется достаточно много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; А.И. Папкин, 1996, 1998; К.К. Платонов, 1970; А.М. Столяренко, 1987, 1990; Л.Б. Филонов, 1981 и другие). Проблема, связанная с профессиональным становлением, и личностным развитием, обсуждалась в работах отечественных и зарубежных авторов – Б.Г. Ананьева (1977), С.Б. Братуся (1980), Л.С. Выготского (1984), Е.А. Климова (1996), И.С. Кона (1979), Л.Ф. Обуховой (1996), А.И. Папкина (1996), Л.Б. Филонова (1981,1992), З.Фрейда (1989), Э.Эриксона (1996) и других. В этих исследованиях отмечалось, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление.

Изучению взаимодействия личностного и профессионального становления посвящено немало психологических работ. Анализ содержания процесса профессионализации, выделение определяющих его факторов и этапов проведены К. А. Абульхановой-Славской (1991). Е. А. Климовым (1996а, б), А. К. Марковой (1996), А. Р. Фонаревым (2004). Большое внимание уделено влиянию мотивации, интересов и способностей человека на выбор профессии, формирование профессионально-важных качеств и успешность деятельности (Аминов, Молоканов, 1992; Казанцева, Олейник, 2002; Махнач, 2005; Оборина, 1994). Ряд работ посвящен анализу личностного и профессионального самоопределения в процессе обучения студентов (Ананьев. 1974; Буякас, 2001; Михеев, 1997; Степанова, 1986).[1, 2, 5]

 В широком смысле процесс овладения профессией - это одновременно и процесс развития личности человека, его интересов, ценностей и идеалов. Соответственно процесс профессионального становления является частью личностного становления.

В целом жизнь человека может рассматриваться в динамике, в качестве процесса приобретения человеком новых свойств, роста его самосознания и разнообразия форм и сфер активности, как  сознательную деятельность человека по овладению социальными и индивидуальными компетенциями, как попытки реализовать свой потенциал, осуществить самоактуализацию.

 Самоактуализация, по мнению авторов этой концепции [6, с. 93], предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в «актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем определенного вида работы над собой в процессе общественно значимой деятельности. Самоактуализация является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, которую можно выделить по признакам осознанности и целенаправленности. C другой стороны самоактуализация  - это процесс развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал - самоактуализировавшаяся личность.

 Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности в настоящее время является объектом изучения в психологии, акмеологии и многочисленных курсов по специальности «Управление человеческими ресурсами (персоналом)» (HR-management), среди которых наибольший интерес для практической психологии представляют курсы «Персональный менеджмент» и «Управление личной карьерой». Общепризнано, что  успешность менеджера базируется на  интеллекте, коммуникации, энергичности и умении работать в команде. Менеджер должен владеть высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура вмещает три необходимых элемента: познание себя, познание другого человека, умения общаться с людьми и регулировать свое поведение. Проверено, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей работать, а также от их взаимоотношений. Менеджеру и руководителю любого уровня нужна практическая психология и умение использовать знание разных психологических дисциплин в своей практической деятельности и разнообразных жизненных ситуациях.

В подготовке будущих успешных менеджеров приобретает изучение возможностей повышения уровня самоактуализации на этапе вузовской подготовки.

В данном случае речь идет об учебно-профессиональной деятельности в процессе которой актуализируются  и развиваются потенциальные возможности, выражающиеся в личностно-профессиональном самоопределении и сопровождающиеся формированием профессиональной идентичности, готовности и выраженной тенденции к продуктивным личностным и профессиональным самоизменениям, построению успешной профессионально карьеры.

В исследовании, проведенном Е.Ф. Ященко [11, с.31], были выделены  три компонента в структуре самоактуализации студента: функционально-генетический (возрастно-половое ядро, задатки к определенным видам деятельности, особенности функционирования потребностной иерархии, степень сформированности самосознания и профессионального выбора, предрасположенность к взаимодействию с людьми); личностно-деятельностный (ценностные ориентации и комплекс определенных личностных качеств) и ценностно-смысловой (ценностные ориентации, компетентность, интернальность, осмысленность жизни) (Ященко Е.Ф., 2006).
Если рассматривать самоактуализацию личности в учебно-профессиональной деятельности не только как внутреннюю активность, но и как деятельность по осознанию и раскрытию собственного потенциала, то требуется выделение определенных компонентов, отражающих структуру и ее основное содержание. Такая внутренняя деятельность обеспечивает поступательный и перспективный характер развития субъекта учения, когда последний, используя приобретенный опыт, осуществляет накопление нового опыта, тем самым, обусловливая изменения в самом себе.
Основываясь на детальном анализе феномена самоактуализации, характеристик самоактуализирующейся личности, особенностей самоактуализации личности на стадии профессионального обучения, а также на данных эмпирических исследований самоактуализации в отечественной науке, было выдвинуто предположение о том, что структура самоактуализации студента может быть представлена как единство трех компонентов: мотивационно-потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного. Мотивационно-потребностный компонент отражает мотивационную направленность на личностный и профессиональный рост и готовность к успешной профессиональной деятельности. Ценностно-смысловой компонент представлен четкими продуктивными смысложизненными ориентациями, сопряженностью значимых личных и профессиональных ценностей и целей, стремлением достигать и воплощать их в личностно и социально-приемлемой форме. Функционально-регулятивный компонент рассматривается как обеспечивающий самоактуализационную активность и включающий позитивное самоотношение, рефлексию, ответственность и творческую активность.[8, с 27] Исследование структуры самоактуализации студента  показало, что самоактуализация представлена как единство этих трех компонентов.

Мы предполагаем, что изучение психологических особенностей самоактуализации личности студентов-менеджеров позволит  разработать психолого-педагогические  методики, обеспечивающие оптимальные предпосылки для максимальной  реализации  человеческого потенциала [3, 4, 7].

В нашем исследовании  предпринята попытка доказать, что уровень самоактуализации является важным фактором в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров на этапе их вузовского обучения.

В этой связи нами было организовано экспериментальное исследование, которое  проводилось в 2007-2008 году в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Испытуемыми являлись студенты второго и третьего курсов ФГСУ. (18-19 лет).

В нашем исследовании для диагностики  психологического содержания структурных компонентов самоактуализации личности будущего менеджера на этапе профессионального обучения использовался психодиагностический метод: самоактуализационный тест (САТ) (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская, 1995), личностный опросник 16PF Р.Кеттелла, методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, 1989), методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев, 1992), опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» (МСЛ) (В.Э. Мильман, 1990), «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубновой. Подбирая данный  исследовательский инструментарий, руководствовались тем обстоятельством, что методики взаимно дополняют и проверяют друг друга. Данный подбор методик, на наш взгляд. расширяет количества самоактуализационных параметров, значимых на основании результатов теоретического исследования, учитывает наличие корреляционных связей с тестом САТ и между собой.
Анализ самоактуализационного профиля студента-менеджера показал, что стремление к развитию, претворению в деятельности своих способностей у студентов представлено на среднем уровне. Показатели смысленности жизни и позитивного самоотношения, потребности роста и развития выражены слабо, а среди доминирующих потребностей выступают общежитейские. Кроме того, студенты не улавливают связи между своими действиями и значимыми событиями жизни, не считают себя способными в полной мере контролировать ход этих событий, полагают, что большинство из них являются результатом случая или действий других людей. Что же касается избранной профессии, то интерес к ней и желание совершенствоваться в ней также представлены на среднем уровне. Этот факт позволяет предполагать, что студенты не до конца видят в получаемой профессии и в самом учебном процессе возможности для раскрытия своих способностей.

Эти данные свидетельствуют о том, что самоактуализация студентов-менеджеров находится на среднем уровне. Успешность в будущей профессии обеспечивается более высоким уровнем самоактуализации. Такое положение вещей позволило нам предположить, что система специально подобранных тренингов позволит повысить уровень самоактуализации студентов-менеджеров и , тем самым, обеспечит успешность в будущей профессиональной деятельности.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М., 1989. - 248 с.
  2.  Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.: В 6-ти томах. Т.4. М., 1984. – 487 с.
  3. .Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 44 с.
  4.  Горностай, П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема /П.П. Горностай// Проблемы саморазвития личности: методология и практика. – Сб. науч. трудов. – М., 2001. – С. 126–138.
  5.  Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: «Смысл», 1992. – 36 с.
  6. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. – М., 1982. – С.108–117.
  7. Садилов, И.В. Самоактуализация личности лицеиста в учебной деятельности. Автореф. дис. … к. пед. наук / И.В. Садилов. – Саратов, 2002.
  8. Самаль Е.В. Самоактуализация лмчности в процессе обучения в вузе. Автореф. дис.... канд. психол. наук / Е.В.Самаль– Ярославль 2008.
  9.  Цурикова, Л.В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук – Белгород, 2005.
  10.  Шилакина, А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе: Автореф. дис.... канд. психол. наук / А.В. Шилакина. – М., 2004.
  11.  Ященко, Е.Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью / Е.Ф. Ященко // Психол. Журнал. – 2006. – № 3. – С.31–41.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.