Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 37.01.001.8

Андросов М.А.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)

Горно-Алтайский государственный университет

 

Disclosed are basic socio-cultural aspects of the ethno-ecological upbringing of youth, their goals, tasks and regional specifics. Disclosed is interconnection of ethno-ecological and ethno-cultural youth upbringing.

Key word: ethnos; ecology; culture; education; ethno-ecological upbringing; ethno-cultural upbringing.

Раскрываются основные социокультурные аспекты этноэкологического воспитания молодёжи, его цели, задачи, региональная специфика. Раскрывается взаимосвязь этноэкологического и этнокультурного воспитания молодёжи.

Ключевые слова: этнос; экология; культура; образование; этноэкологическое воспитание; этнокультурное воспитание.

Анализ основных научных подходов к проблеме этноэкологического воспитания показал, что культура, содержание воспитания детей в народной среде является предметом интереса, научного анализа этнопедагогической мысли. Этот интерес, несомненно, распространяющийся и на традиционную систему коренных народов Сибири, вызван в настоящее время не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов.

Сохранение традиционной воспитательной системы возможно на основе использования массива этнокультурных традиций коренного населения в условиях сосуществования и взаимосвязи разных культур и изменяющегося мира. Примером этого может служить Республика Алтай, которая признана мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического, ландшафтного и этнического разнообразия планеты. Кроме того, Республика Алтай является концентратом традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь это уникальное разнообразие [6]. Комплекс этноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию, образованию и воспитанию, в основе которых лежит народная система воспитания [5].

Народная система воспитания - это комплекс традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, запретов, передающихся из поколения в поколение. Педагогическая мысль этноса представлена в устном народном творчестве. Каждый народ имеет свой идеал воспитания. Русскому человеку присущи такие черты, как духовность, поиск высшего смысла жизни, религиозность, гуманность, душевность, размах и героизм. Чувашский эталон воспитания слагается из гармонического единства семи добродетелей: трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности. Модель саамского этнического воспитания определяется такими качествами, как миролюбие, кротость, гостеприимство, замкнутость. Этнопедагогика алтайцев раскрывается в системе «природа-человек-общество». «Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности» - Г.Н. Волков. Поэтому мы и говорим об этноэкологическом воспитании школьников, где необходимо обосновать условия и пути использования этнопедагогики народа в современной практике обучения и воспитания [3].

В переосмыслении отношений человека и природы трудно переоценить роль экологического воспитания, задачи которого состоят в создании мотивации к сохранению природного разнообразия, гармонизующего отношения в системе «человек — окружающая среда». Этноэкологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем в целях выживания и развития человечества.

Для сохранения национального самосознания малочисленных коренных народов необходимо решение задач этнического, экологического воспитания, не только на федеральном, но и на региональном уровне. Такое воспитания станет приемлемым при возможности создания и реализации национальной системы этнопедагогики народов Горного Алтая. Где большое внимание будет уделяться системному рассмотрению видов национально-хозяйственной деятельности, элементов празднично и игровой культуры, обучение родному языку в детских садах, школах и вузах, организация культурно-досуговых мероприятий в открытой среде, погружение в мир природы, выход на новые информационные технологии [2].

В связи с этим особое значение можно определить анализу огромного исторического, этнопедагогического, этнокультурного и этноэкологического потенциала различных народов, сформировавших конкретные виды взаимоотношений человека и окружающей среды, природы и общества.

В традиционных культурах различных народов не было экологии в современном смысле. Тем не менее, в культуре каждого этноса, безусловно, существовал и существует определенный пласт человеческой деятельности, который, так или иначе, связан с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой. Издавна бытующие в народе экологические ценности сформировали строгие экологические нормы, воплощенные в педагогические идеи, традиции, обычаи. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований [1].

Перед педагогической наукой поставлена проблема научного обоснования принципов структуры, содержания, форм и методов системы экологического воспитания школьников в современной школе на каждой возрастной ступени, и, прежде всего, в начальной школе, которая является решающим этапом в становлении экологически воспитанной личности.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.

Термин «этноэкологическое образование» впервые прозвучал в 2004 г. на Межправительственной конференции ЮНЕСКО, посвященной международному году гор. По ее итогам была принята программа действий, названная «Концепцией этнорегионального продопользования», в которой был отмечен глобальный характер этноэкологического образования [4].

Концепция этноэкологического образования представлена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП. Она основывается на представлении о необходимости включения в систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы этноэкологии и рационального природопользования в условиях уязвимых горных экосистем.

При этом в настоящее время проблема сущности этноэкологического образования остается дискуссионной.

В разработку основ экологического образования и воспитания на современном этапе основной вклад внесли А.А. Захлебный, И.Д. Зверев, И.А. Рыков, И.Т. Суравегина и другие. Ими определены цели экологического воспитания и образования, их методологические и педагогические принципы, разработана система знаний о природе. В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировоззренческо-ценностных и методических позиций (В.Е. Борейко, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв, А.Ф. Родина и другие).

Некоторые педагоги прошлого, такие как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Коменский, современные отечественные педагоги — Г.Н. Волков, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова и другие в своих трудах говорили и обращались к педагогическому опыту, наследию разных народов, раскрывали воспитательное значение национальных традиций, их роль в формировании ответственного отношения к природе.

Проведенный анализ современной педагогической теории и образовательной практики, показывает, что технологии решения данной проблемы пока изучены недостаточно. Потребность разработки системы этноэкологического воспитания с использованием национально-этнических традиций обусловлена еще и тем обстоятельством, что в регионах России имеются свои природно-экологические, физико-географические, экономические, социокультурные предпосылки развития, которые необходимо учитывать при создании региональной системы экологического образования. В этом заключается реализация потребности в демократической, социально культурной, национально ориентированной школе, учитывающей образовательные потребности не только Российской Федерации, но и каждого региона в отдельности.

Таким образом, специфика этноэкологического воспитания связана с развитием новой модели природопользования и воспитательно-образовательного процесса подрастающего поколения.

Выявляя сущность, специфику технологии этнического, экологического воспитания молодежи сделали вывод, что основными технологиями являются передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат морально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.

Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса лежит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую настроенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерными особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды.

Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе подрастающего поколения [5.46 5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.].

Психолого-педагогическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения подрастающего поколения к окружающей среде, на основе чего определяются технологии. Важнейшими из них являются:

1) непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.);

2) производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);

3) общение с родителями, общий уклад жизни в семье;

4) негативные, жестокие поступки людей к живой природе;

5) собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными;

6) изучение школьных предметов, как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах;

7) чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.

Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты негативных поступков других людей.

Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе экологического образования и воспитания, является экологическая ответственность. Это качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.

Формирование ответственного отношения к природе требует включения подрастающего поколения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося, которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической ответственности. Основой психологического механизма формирования у умолодежи экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого ориентированы цели экологического образования.

Экологическое образование обеспечивает формирование у обучающихся ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края.

Основными педагогическими условиями повышения экологической ответственности являются:

а) целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования ответственного отношения к природе;

б) учет реального отношения личности к природе;

в) обогащение обучающимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;

г) включение обучающихся в различные виды эколого-воспитательной деятельности;

д) обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой деятельности по охране природы родного края;

е) подготовка учителей к решению задач экологического воспитания

Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения обучающихся к ее объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей экологической ответственности.

В соответствии с вышеизложенным представляется логическим продолжением концептуальную модель этноэкологического воспитания молодежи, где определены некоторые принципы реализации модели на этапе внедрения и апробации.

Таблица1. 

Модель этноэкологического воспитания молодежи

Критерии и показатели модели этноэкологического воспитания

I. Критерий познавательно-ценностного компонента этноэкологического воспитания

Степень понимания и осознанности необходимости этнического и экологического компонента в образовании, воспитании старшеклассниками (в идеале): наличие знаний о культуре, природе Республики Алтай  у подрастающего поколения.

Осознание потребностей в собственных ценностях. Степень способности к определению собственных национальных культурно-духовных ценностей, которые могут быть подвергнуты самооценке обучающимися.

II. Критерий эмоционально-эстетического компонента

Степень эмоционального осмысления обучающимися духовных ценностей и их эмоционально-художественные оценки (через искусство, литературу, фольклор, декоративно-прикладное  искусство)

Формирование эстетического отношения к национальной культуре, природе и степень проявления эмоционально-эстетической оценки.

III. Критерий практико-деятельностного компонента

Актуализация ценностей, участие в их деятельностном освоении

Овладение опытом духовной деятельности

Степень проявления практико-деятельностного компонента и применение в собственной общественно значимой деятельности

Главными направлениями модели является:

  1. Освоение культурно-исторического наследия народов Республики Алтай, что способствует процессу этнической и гражданской идентификации, а также интеграции в разные культуры;
  2. Нравственно-экологическое воспитание, реализующееся через предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов общего образования, нацеленное на определение опыта поведения в природной и поликультурной среде, актуализацию социоэтнических норм, традиций народной педагогики;
  3. Эстетическое развитие молодежи, через привлечение и приобщение к традиционным видам искусства, фольклора, ремесла народов Республики Алтай.

Общими идеями данной модели послужили следующие принципы:

-поскольку национальные культурно-духовные ценности выражают отношение человека ко всему в мире, то освоение их может воспитывать сознание растущего человека;

- формирование человека «совершенного» невозможно без освоения им общечеловеческих ценностей, при этом следует помнить, что общечеловеческие ценности являются синтезом национальных ценностей, проверенных временем. Причем формирование понимается не как давление на личность, а проявление ее внутренней потребности в соответствующем мышлении, деятельности, душевных переживаниях;

- исходя из глубокого понимания того, что национальная культура синтезирует в себе лучшие достижения человеческой цивилизации, обращаем особое внимание на гармонизацию отношений человека с природой и обществом;

- одной из идей нашей модели является идея Г.Н. Волкова о том, что народная педагогика как транслятор этнопедагогической культуры включает в себя три ипостаси: педагогику национального спасения, всеобщую мудрость воспитания и педагогику всеобщей любви;

- социальный запрос общества к воспитанию подрастающего поколения требует целенаправленного социального взаимодействия и общественно-народного воздействия на развитие личности, усваивающей социальные нормы, ценности и народный воспитательный опыт;

- формирование культурно-духовных ценностей народов Республики Алтай прежде всего начинается с выявления прогрессивных тенденций народных просветителей, которые видят основную задачу в формировании духовности личности;

- в нашей модели мы опираемся на идею этнологов и культурологов о том, что через Алтай проходит «культурный меридиан», и он есть центр евразийской культурной эволюции.

 

Литература:

1.  Природный и этнокультурный потенциал Алтай-Сянского экорегиона. Сборник статей семинара-совещания по проблемам природных резерватов. Красноярск, 2001. — 215 с.

2.  Сергеев М.А. Природа, природно-ресурсный потенциал Алтай-Саянского экорегиона Алтая // Проблемы и перспективы Алтай-Саянского Экорегиона. Материалы международного симпозиума. — Москва, 2002. — С. 97—99.

3.  Тюруканов А.Н. Алтай как биосферное явление // Проблемы формирования и развития эколого-экономической зоны «Горный Алтай». Материалы международного симпозиума. — Горно-Алтайск, 1992. — С. 50—51.

4.  Табакаев Ю.В. Уровень культуры и социальные ценности народов Горного Алтая // Этносоциальные процессы в Сибири. — Горно-Алтайск, 2004. — С. 185—193.

5.  Вавилихин И.А., Скалон А.В. История и проблемы природопользования в Горном Алтае // Проблемы формирования и развития эколого-экономической зоны «Горный Алтай». Материалы международного симпозиума. — Горно-Алтайск, 1992. — С. 106—107.

6.  Проект правового и экономического статуса Алтай-Саянского биосферного резервата. — Москва, 2001. С. 20—30.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.