Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

УДК 378.14

Калинковская С.Б.

специфика введения в специальность студентов заочных отделений вузов

Владимирский государственный гуманитарный университет

 

Статья посвящена исследованию процесса введения в профессию педагогов при обучении на заочном отделении вуза.

Ключевые слова: высшая школа, заочное обучение, специальность.

The article deals with the introduction into the teacher's profession in correspondence department of the university.

Key words: high school, correspondence course, speciality.

При выстраивании работы по формированию и расширению у студентов-заочников представлений об области профессиональной педагогической деятельности необходимо учитывать ряд специфических особенностей организации обучения на заочном отделении вуза. Во-первых, при обучении по плану заочного отделения на аудиторные занятия отводится примерно 1/6 часть от общего объема часов, выделенных на изучение дисциплины. Это требует от преподавателя умения выделить в предмете главное, основное, доминирующее и подать отобранный материал таким образом, чтобы стимулировать интерес студентов, побудить их к самостоятельной исследовательской деятельности.

Во-вторых, поскольку, у студентов-заочников, как правило, есть опыт профессиональной деятельности, нужно учитывать как отрицательные, так и положительные стороны этой особенности.

Очень часто полноценному освоению учебной программы студентами-заочниками мешает тот факт, что у них уже сложились стереотипы профессионального поведения, основанные на практическом опыте и личных убеждениях. Учащиеся, как правило, не желают эти убеждения изменять, рассматривая новые подходы и концепции как покушение на свое мировидение, а, следовательно, – покушение на себя как на личность. Очень часто данные мотивы поведения носят скрытый характер и не осознаются самими студентами, хотя и проявляются в неприятии новых идей, их критике открыто на семинарских или практических занятиях, либо скрыто, когда студенты в своих высказываниях и письменных исследовательских работах поддерживают инновационные идеи, но на практике их принципиально не применяют. Студенты, имеющие большой опыт работы, зачастую считают, что они знают весь нужный материал и совершенствовать его в дальнейшем не намерены.

Положительным в наличии опыта профессиональной деятельности у студентов заочного отделения вуза является то, что если ориентировать теоретический материал на реальную практическую деятельность, которая близка и понятна учащимся, то можно добиться очень высокого уровня освоения ими дидактического материала и мотивировать их на саморазвитие.

В-третьих, так как, в образовательный процесс вуза включены люди с уже сложившейся личностной позицией, достаточным знанием жизни, то на занятиях следует использовать проблемное обучение различной степени сложности. При чтении лекции преподавателю лучше всего использовать низкий уровень проблемности, когда педагог сам ставит задачу и сам ее решает. Проблемная лекция помогает удерживать внимание студентов, переключать его, предварять утомление и невнимание учащихся. Преподавателю нужно быть готовым к тому, что на его риторический вопрос некоторые студенты попытаются дать ответ вслух. Если на этом этапе выразить свое неудовольствие, пресечь первые попытки учащихся к диалогу, то в последующем это приведет к замкнутости, неуверенности в себе, нежелании вступать в диалог и участвовать в полилоге. Необходимо поддерживать эту спонтанную инициативу, стимулировать ее, вовлекать в нее других студентов. Со временем студенты научатся отличать вопросы риторического плана и вопросы, обращенные непосредственно к студенческой аудитории и требующие ответа.

На семинарских, практических и лабораторных занятиях, помимо тренингов и тестов, которые предлагают многие современные авторы и которые, безусловно, являются очень эффективными, следует использовать частично-поисковый и исследовательский методы. Необходимо при помощи наводящих вопросов и педагогических ситуаций, подвести студентов-заочников к тому, чтобы они сами на основе анализа своей профессиональной деятельности выявили противоречия, которые мешают повысить ее качество, снижают ее эффективность, и сформулировали проблему, которую необходимо решить. Очень важно, чтобы недостатки своей деятельности и проблемы студенты выделяли сами, так как выявление проблемы есть первый шаг к ее решению (Г.С. Альтшуллер). Причем ни в коем случае нельзя останавливаться только на выявлении и формулировке проблемы. Каждый человек стремится к осуществлению притязания на признание, хочет быть успешным, хорошим в глазах других людей, получать положительную оценку себя как личности и своей деятельности. Если делать опору на негативные стороны профессиональной деятельности, мы, тем самым, будем унижать человека, снижать его самооценку, подталкивать к разочарованию. Цель введения в специальность совершенно иная. Она состоит в способствовании личностного и профессионального роста. Поэтому формулировка проблемы должна стать преддверием работы по поиску путей ее разрешения. При разрешении противоречия необходимо не давать готового результата, а стимулировать студентов к самостоятельному поиску решения проблемы, обсуждению результатов. При организации активной поисковой деятельности студентов свою эффективность доказали методы мозгового штурма, синектики, дискуссионные технологии, технологии группового обучения. Нужно учитывать тот факт, что очень часто студенты в ходе обсуждения, поиска решения, особенно, если организуются дебаты, аквариумное обсуждения выходят за рамки дозволенного во взаимоотношениях, пытаются взять верх, одержать победу не средствами логики, а, оказывая давление на оппонента повышением тона, а иногда и оскорблениями. Здесь очень важна роль ведущего – преподавателя. Необходимо предупреждать развитие событий по негативному сценарию, учить студентов интеллигентности в отношениях. В случае выстраивания интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом, можно добиться очень высоких результатов в усвоении материала, но это возможно только при условии четкого управления образовательным процессом со стороны педагога высшей школы. Использование проблемного обучения в рамках курса «Ведение в профессию педагога ДОУ» на заочном отделении вуза помогает приблизить студентов к рефлексии процессов, происходящих в реальном педагогическом пространстве детских садов, выявлению их недостатков и достоинств, а также поиску, нахождению и реализации путей совершенствования своей профессиональной деятельности.

В-четвертых, преподаватель должен осознавать, что его предназначение в рамках реализации содержания заданного курса на заочном отделении вуза не столько проведение информации, сколько, как отмечают Н.Н. Никитина и Н.В. Кислинская, помощь будущим и реальным работникам дошкольного образования в осмыслении ориентиров, главных направлений педагогической деятельности и профессионально-личностного самосовершенствования [1].

Итак, при введении учащихся заочных отделений вузов в педагогическую профессию, преподавателю важно учитывать специфику студентов-заочников, основной контингент которых имеет опыт практической деятельности в изучаемой области действительности. Если выстраивать образовательный процесс с учетом этой особенности, которая порождает ряд специфических закономерностей заочного обучения, то можно достичь значительного совершенствования подготовки профессионалов в вузе.

 

Литература:

  1. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.