Байкова Л.А.
Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи психического, психологического и социального здоровья детей и молодежи
Института психологии, педагогики и социальной работы
Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Статья кратко отражает авторскую концепцию, построенную на идеях метасистемного подхода, а также идей А.В. Петровского и В.А. Петровского о трехуровневой теории личности, которая позволяет не только выявить взаимосвязи психического, психологического и социального здоровья личности, но и теоретически обосновать критерии и показатели социального здоровья, что дает основания для отбора методик психодиагностики социального здоровья разных возрастных групп детей и молодежи.
Ключевые слова: социальное здоровье, психология здоровья, метасистемный подход, критерии и показатели социального здоровья, социальная направленность, социальная активность, самоактуализация.
The article is devoted to the actual problem of psychology – the investigation of the aspects of the human health. The investigation has been done according to metasystematic approach.
The main science significance of the research is the definition of social health as a state of harmony between human sense of life and his activity that stimulates his self-actualization and humanical development of the community and the society. The criterions of this phenomenon are: the social-psychological adaptation, the social trend; the self-actualization.
It’s stated that each youngster has social health, if the diagnostic results show balanced combination of the indexes named in this article.
Key-words: metasystematic approach, human health, social-psychological adaptation, social trend; self-actualization