Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Щепакин М.Б., Маштаков А.И.

К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Кубанский государственный технологический университет

Дальневосточный государственный аграрный университет

 

Justified that change the quality of economic and social development of the depressed region could be successful in the long term, if the region development strategy will be oriented in its conceptual basis for the satisfaction of basic needs and the needs of its population, and the behavior of the higher management levels of business with balanced with authorities motivational vector will be aimed at efficient and safe operation and development of the region's economy.

Keywords: depression region, quality of life, people, motivation, sustainable and secure economic development strategy.

Обосновано, что изменение качественных составляющих экономического и социального развития депрессивного региона  может быть успешным в долгосрочном периоде, если стратегия развития региона будет ориентирована в своем концептуальном базисе на  удовлетворение насущных нужд и потребностей его населения, а поведение высших управленческих звеньев бизнеса при сбалансированном с органами власти мотивационном векторе будет нацелено на эффективное и безопасное функционирование и развитие экономики региона.

Ключевые слова: депрессивный регион, качество жизни, население, мотивации, устойчивое и безопасное экономическое развитие, стратегия.

Решение проблем обеспечения роста экономики депрессивного региона и удовлетворения реальных общественных потребностей проживающего на его территории населения должно проявляться в большей направленности экономического развития на улучшение качества жизни. Необходима «переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание достойной жизни» [1, с. 22].. В то же время удовлетворение возрастающих общественных потребностей не должно препятствовать устойчивому и безопасному развитию региональной экономики. «Региональное хозяйство любого масштаба, даже самого малого региона, представляет собой весьма сложный объект управления» [2, с. 126]. Неудачи и проблемы реализации многих стратегий и программ развития регионов связаны именно с тем, что экономические и социальные процессы на их территориях не сбалансированы с интересами населения, бизнеса и органов власти регионов и слабо контролируются  последними. Отсутствует гармонизированная по ресурсному фактору субъектов взаимодействия система планирования, в которой должны быть взаимоувязаны поставленные цели, задачи, имеющиеся и вовлекаемые в оборот ресурсы, а также мотивации субъектов единого коммуникационного  поля [3]. Кроме того, при построении и реализации стратегий развития регионов  система планирования должна быть подкреплена конкретными механизмами исполнения намеченных мер.

В большинстве случаев стратегии развития носят декларативный характер, в них нет закрепления реализации этапов выполнения работ за конкретными органами власти субъектов Федерации, отсутствует порядок их взаимодействия для достижения конечных результатов, обозначенных в планах (или программах). Нет взаимосвязи между теми решениями органов федеральной власти, которые принимаются на уровне отдельных регионов и территорий. Законодательная поддержка мер социально-экономического развития регионов не осуществляется. Косвенным фактором, оказывающим  значительное влияние на обеспечение устойчивого и безопасного развития регионов, выступают межведомственные корпоративные связи, позволяющие защищать узковедомственные интересы различных государственных и предпринимательских структур в ущерб развитию экономики и гражданско-правовых отношений в регионе. «Несмотря на полувековое развитие стратегического планирования в целом оно далеко от состояния завершённости» [4]. Это связано с несоответствием существующей институциональной структуры территорий требованиям и задачам устойчивого развития экономики регионов, слабой скоординированностью деятельности региональных органов власти и управления, неэффективным использованием ресурсных возможностей и имеющихся конкурентных преимуществ отдельных территорий (регионов).

Изменение качественных составляющих экономического и социального  развития депрессивного региона  может быть успешным в долгосрочном периоде, если стратегия развития региона будет ориентирована в своем концептуальном базисе на  удовлетворение насущных нужд и потребностей его населения, а поведение высших управленческих звеньев бизнеса при сбалансированном с органами власти мотивационном векторе будет нацелено на эффективное и безопасное функционирование и развитие экономики региона. Тем самым будут создаваться условия для самоутверждения и саморазвития человеческой личности, действующей в условиях усложнения взаимосвязей субъектов в социальной и экономической средах и стремящейся к повышению качества ее жизни.

Проведённое исследование позволило сформулировать качественно новую модель эволюционного становления различных типов регионального развития, обусловленную мотивационным компонентом, ориентированным на нормализованный уровень удов­летворяемых потребностей различных субъектов экономического пространства (институциональных, предпринимательских структур, стратификационных групп, индивидов). Выделены иерархические ступени видов деятельности для каждого типа развития. Взаимосвязь различных парадигм развития установлена в контексте инновационного и инвестиционного развития низовых предпринимательских звеньев и сфер экономики на основе теории интегрированной мотивации, развивающейся в направлении формирования мотивационной доминанты в системообразующем звене развивающейся региональной экономики.  

Предложенная модель позволяет выявлять потенциал системообразующих элементов региональных экономических систем, способных обеспечить устойчивое развитие отдельных территорий и формировать предпосылки для обретения ими конкурентных преимуществ в интересах роста национальной экономики.

Установлена тесная взаимосвязь между состоянием трудового ресурса и рынка труда, уровнем экономики территорий, характером вовлечения иных ресурсов в хозяйственный оборот и демографической ситуацией в регионе. Обосновано, что несбалансированность между ними тормозит экономический рост в границах различных территорий и приводит к депопуляции населения региона. Обозначены значения критерия экономической достаточности состояния территории, характеризующие уровень ее экономики, объем и качество ресурсного, инновационного и мотивационного покрытия и определяющий возможности формирования и реализации потенциала развития региона.  

Возникает вопрос, является ли безопасное экономическое развитие региона главной целью его органов власти? И может ли  оно быть обеспечено без соответствующего  сбалансированного с экономикой региона социального развития?  Какое место и какую роль должны занимать в стратегических приоритетах органов региональной власти вопросы обеспечение качества жизни проживающего на его территории населения. На наш взгляд, стратегия развития региона должна предусматривать не просто экономический рост ради экономического роста, а улучшение  качественных характеристик состояния, как экономической, так и социальной сфер региона. Без должных мотиваций всех участников рыночных отношений (органов федеральной, региональной, муниципальной власти; бизнеса; наемных работников; населения; общественных и подобных им организаций, а также самого общества) не представляется возможным выйти на желаемый рост экономики и существенное улучшение качества жизни подавляющей численности населения.

Если подвергнуть анализу цели экономического развития с точки зрения бюджетной и налоговой политики региона и желания обеспечить стабильное функционирование бизнес-сферы, то в этом случае стратегия развития региона должна быть такой, которая способствует устойчивому экономическому росту посредством интенсификации использования ресурсных (в первую очередь материальных) и видимых конкурентных составляющих экономики региона. В этом случае состояние социальной сферы, в том числе гарантированное здоровье населения и демографическое благополучие, удовлетворение основных жизненных потребностей, как населения, так и будущих поколений, в значительной мере оказывается вторичным продуктом стратегических усилий органов региональной власти. Однако, потребность в реализации стратегических ориентиров федеральной власти, определившей главной целью повышение качества жизни населения страны, идет в разрез  с возможностями регионов достичь обозначенных целей, поскольку экономика поставлена «во главу углу», а социальная сфера выступает  на вторых ролях. Экономика как реальная составляющая жизнеобеспечения безапелляционно подавляет интересы самого  мельчайшего его элемента – человека, существующего за ее пределами как социального субъекта. Это обстоятельство должно заставить задуматься над тем, что должно составлять цели органов власти и различных общественных структур, чтобы изменить соотношение между мнимыми (внечеловеческими)  и реальными приоритетами в усилиях тех, от кого зависит качество жизни рядового члена общества. 

Достижение более высокого качественного  уровня социальной сферы региона все же в значительной степени определяется его ресурсными возможностями и эффективностью использования имеющегося совокупного потенциала (ресурсного, инновационного, мотивационного, нравственного и т.п.),  которые, в свою очередь, зависят от развитости экономической сферы и региональных особенностей ведения хозяйства. Экономика региона, бесспорно, значительно влияет на уровень жизни проживающего на его территории населения, на состояние органов власти региона и их возможности осуществлять сбалансированную социально-экономическую политику. Но с другой стороны, региональная экономика может дать требуемый результат, если будет эффективно использован человеческий ресурс в той его части, в какой он ориентирован на достижение сбалансированных мотиваций между всеми вовлекаемыми во взаимодействие субъектами. Потенциал становится реальным только тогда, когда к нему обращаются те, кто реально мотивирован на его успешную реализацию. «Новые виды экономических связей вызывают к жизни и новые механизмы их реализации» [5, с. 229]. Если этого не происходит, потенциал остается таковым как «вещь в себе». Поэтому, в первую очередь, при построении стратегии социально-экономического развития региона надо руководствоваться принципом мотивационной достаточности  для  осуществления выстраиваемых приоритетов развития в областях той жизнедеятельности, в которых совпадают экономические и социальные интересы субъектов взаимодействия. Рационально можно использовать только те ресурсы, которые попадают в область сбалансированных интересов их пользователей, воспринимающих меру и объем их потребления (вовлечения, переработки) как условие справедливого распределения и использования во благо собственника и тех, кто собственно создает прибавочный продукт. Здесь уже не имеет значения, кто обеспечивает регулирующее или управляющее воздействие – органы государственной власти, или собственник, или управленец того или иного уровня.

Важным становится то обстоятельство, что экономика обращается своим действием и к человеку труда, и к социальному человеку (пенсионеры, дети, инвалиды). И в этом случае есть основания считать, что конкурентные преимущества территорий (в виде материального и мотивационного ресурсов) станут реальным фактором устойчивого и безопасного развития экономики региона. Хотя и не вполне очевидным, поскольку важным является не бесспорное положение о том, что основной детерминантой социально-экономических процессов в региональной экономике, трансформирующейся к цивилизованному рынку, служат неэкономические факторы развития; экономические факторы задают лишь «область допустимых значений» трансформации [6, с. 40]. Объясняется это объективностью качественных изменений в экономике и субъективностью методов, которыми эти изменения достигаются.

Построение региональных стратегий должно предусматривать решение совокупности социальных, нравственных и экономических задач. При этом важным становится создание предпосылок, при которых социально-нравственный потенциал может обеспечить поступательное развитие территорий, сделать реально выполнимыми задачи самосохранения и возрождения региона в рамках цивилизованного обновления всех сфер его жизнедеятельности. Это особенно важным становится для депрессивных территорий России.  Последние могут быть включены в систему приоритетов развития России, поскольку постепенно начинают играть важную и все возрастающую роль в обеспечении экономической безопасности страны.

Наиболее уязвимым звеном для таких территорий является недостаточный уровень трудовой составляющей в обобщенном ресурсном потенциале региона. Эта составляющая требует пристального внимания и анализа в различных аспектах ее действия на экономику территории. От ее качественного состояния во многом будет зависеть устойчивость социально-экономического развития региона. Она определяется: а) численностью и качественными характеристиками  проживающего на его территории населения; б) сбалансированностью его профессионально-квалификационной структуры, определяющей уровень удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе;   в) наличием трудового потенциала и уровнем конкурентоспособности рабочей силы на региональных рынках труда; г) возможностями привлечения высококвалифицированной рабочей силы из других субъектов РФ;   д) уровнем нагрузки на региональные бюджеты по поддержке социально незащищённых групп населения. «Развитие территорий в решающей степени зависит от избранной государственной региональной стратегии» [2, с. 9]. В соответствии с этим рамки экономической стратегии, безусловно, должны задаваться социальными ориентирами. Успехи каждого жителя региона зависят от его психологической устойчивости, нравственной состоятельности, возможности саморазвития, качества человеческого капитала. Мир, построенный на гармонии всех, кто участвует и способствует развитию нации (в том числе своих территорий), всегда устойчивее и надежнее мира, в котором верховодит и властвует жажда наживы, беспредел в любой его форме (экономической, социальной, нравственной и т.п.) и стремление иметь необоснованно то, что должно принадлежать многим.

 

Литература:

1. Региональная экономика: учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2008.– 666 с.

2. Системология регионального хозяйства: монография / Р. А. Попов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 224 c.

3. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. К проблеме развития теории коммуникаций //Сб. научных трудов / Материалы междунар. научно-практ. конф. «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте’2010». – Том 19. – Экономика. – Одесса, 2010. – С. 48−51.  

4. Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении, 2010. – [Электронный ресурс http://www.kleiner.ru/Articles/preprint2010.doc]

5. Антикризисное управление: учебник  / Под ред. Э.М. Короткова (????). – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 c.

6. Бузгалин А.В. Закономерности переходной экономики: теория и методология   // Вопросы экономики. – 1995. – № 2. – С. 40–50.  

 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.