Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 657.631

Худякова А.С.

Элементы системы обеспечения качества аудита

Волгоградский государственный университет 

 

This work is about system of maintenance of quality of audit. In the work it is opened concept of quality of audit and system of its maintenance. The author are formulated the elements of system maintenance quality of audit and presented requirements to its formation.

Keywords:  audit; auditor services; quality of audit.

Эта работа о системе обеспечения качества аудита. В работе раскрыто понятие качества аудита и системы его обеспечения. Автором сформулированы элементы системы обеспечения качества аудита и представлены требования к ее формированию.

Ключевые слова: аудит; аудиторские услуги; качество аудита.

Профессия аудитора является общественно значимой, и предполагает высокий уровень ответственности аудиторов за качество оказываемых услуг. От качества аудиторского заключения зависят результаты решений, принимаемых пользователями информации. Собственники, инвесторы, кредиторы и общественность в целом полагаются на мнение аудиторов, исходя из допущения того, что проверка проведена качественно.

Не смотря на большое внимание, уделяемое проблеме повышения качества аудиторских услуг отечественными и зарубежными учеными, понятие «качество аудита» трактуется по-разному.

В международных стандартах аудита сказано, что качественный аудит – это аудит, проведенный в соответствии с международными стандартами аудита, применимыми национальными стандартами или практикой [3].

Мы определяем качество аудита как соответствие выполняемых аудитором процессов, связанных с проведением проверки, требованиям пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении [1].

В настоящее время очень важно использовать действенные механизмы обеспечения качества аудита. В стандарте ИСО 9000 указано, что «Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству» [2].

Процесс обеспечения качества аудита, на наш взгляд, включает в себя систематически проводимые работы и процедуры, направленные на повышение качества аудита. К ним могут относится работы по изучению рынка аудиторских услуг, постоянному обучению персонала, стандартизации, контролю, и другие.

Сложность решения проблемы качества аудита в современных условиях заключается в специфике такого вида деятельности, как оказание аудиторских услуг, которые весьма разнообразны и индивидуальны, и основываются на интеллектуальных способностях лиц, их оказывающих (работников аудиторских фирм). Качество аудита невозможно улучшить за счет внедрения отдельных изолированных мероприятий, каким бы эффективным не было каждое из них. Необходим системный подход к обеспечению качества, который охватил бы этапы жизненного цикла аудиторской деятельности. Это требование диктует необходимость разработки специфической системы обеспечения качества аудита.

Мы считаем, что обеспечение качества аудита включает в себя систематически проводимые работы и процедуры, направленные на повышение качества аудита. Требуемое качество обеспечивается эффективностью всех необходимых внутренних процессов с использованием материальных, административных и человеческих факторов.

Эффективная система обеспечения качества аудита удовлетворяет ряду требований, в качестве которых нами выделено:

  • Целостность;
  • Согласованность системы обеспечения качества аудита с общей системой развития аудиторской организации;
  • Внутренняя согласованность;
  • Согласованность системы обеспечения качества аудита с внешней средой;
  • Дееспособность системы обеспечения качества аудита.

Кроме того нами определены элементы системы обеспечения качества аудита, это: система кадрового потенциала аудиторской организации; автоматизированная информационная система; система внутреннего контроля качества аудита; система методологии и внутренней стандартизации.

Рассмотрев подробно вопросы обеспечения качества аудита, можно с уверенностью утверждать, что построение эффективной системы позволит повысить качество оказываемых аудиторских услуг, что в свою очередь будет влиять на качество бухгалтерской информации и на эффективность управленческих решений принимаемых пользователями информации, содержащейся в бухгалтерском учете и отчетности.

 

Литература:

1.  Глущенко А.В., Худякова А.С. Система обеспечения качества аудита. Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 202 с.

2.  Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 г. N 332-ст).

3.  Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). М.: МЦРСБУ, 2000.

 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.