Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Попов Г.Г.

Интенсивность обучения дошкольников технике физических упражнений

Магнитогорский государственный университет

 

Various degrees of intensity related to training pre-school age children in physical exercise technique were subjected to experimental research. Training five times a week was discovered to have a slight advantage compared to training three times a week. 

 Key words: pre-school age; physical exercises; intensity of training; psychophysiological features.

Экспериментальному исследованию подверглись различные варианты интенсивности обучения дошкольников технике физических упражнений. Выявлено незначительное преимущество пятиразового в неделю обучения по сравнению с трехразовым.

Ключевые слова: дошкольный возраст; физические упражнения; интенсивность обучения; психофизиологические особенности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях накоплен значительный опыт по обучению детей технике физических упражнений, но практики с горечью констатируют, что, во-первых, предлагаемый детям материал усваивается ими неодинаково и, во-вторых, в разных образовательных программах, как парциальных, так и комплексных, предлагается разная интенсивность обучения – от одного до пяти раз в неделю. Кроме этого ни в программных, ни в методических источниках не раскрывается данная проблема с позиций психофизиологических особенностей дошкольников. И даже если дети накопили соответствующий возрасту объем умений и навыков, педагоги отмечают индивидуальные различия не только в усвоении программы, но и в сохранении содержания её отдельных разделов.

В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и реализация таких методов обучения, которые способствовали бы прочному овладению двигательными действиями и использованию любых их сочетаний, позволяющих решить двигательную задачу эффективно даже после относительно длительного перерыва в их повторении.

Замечено, что исследование любой педагогической, а тем более двигательной, проблемы в конечном итоге выводит на биологический уровень её рассмотрения. В противном случае удаётся только констатировать результат, подтвердить или  опровергнуть проверяемую педагогическую гипотезу, но не раскрыть причину свершившихся изменений. Последнее объясняется тем, что полученный двигательный результат – следствие, чаще всего, скрытых от непосредственного наблюдения изменений биологических структур принимающих на себя разнонаправленные педагогические воздействия. В связи с этим необходимо отметить, что влияние этих структур, в частности свойств нервной системы, на успешность овладения детьми физическими упражнениями изучено ещё недостаточно.

Целью исследования явилось выявление оптимальной интенсивности обучения дошкольников технике новых двигательных действий.

Рабочей гипотезой исследования явилось предположение о преимущественной эффективности ежедневного обучения физическим упражнениям по сравнению с обучением через день или один раз в неделю. Экспериментальным фактором, в связи с логикой сформулированной гипотезы, явилась различная продолжительность перерыва между занятиями, посвященными освоению детьми физических упражнений разной технической сложности.

В исследовании приняли участие три опытные группы от 18 до 21 дошкольника 6-6,5 лет в каждой. Дети обучались двум упражнениям для мелкой моторики и двум упражнениям с широкой амплитудой движений. В каждой паре упражнений одно было простым, другое - сложным (табл. 1).

Детям предлагался комплекс из шести усложняющихся лабиринтов на листе формата А-4 [2. с 73]. Между ограничительными линиями лабиринтов 4 миллиметра. На входе и выходе лабиринтов точки. У педагога (исследователя) увеличенный в два раза (формат А-3) образец закреплен на демонстрационной доске. Обследование проводилось с подгруппой по 8–10 человек, что давало возможность располагать детей по одному за столом и обеспечить минимум отвлечений. Задание выполнялось хорошо заточенным карандашом после следующей инструкции.

«Мы едем на новом блестящем автомобиле по узенькой дороге. С обеих сторон дороги стены из острых камней. Нам нужно аккуратненько проехать от одной точки до другой, не задевая стен, чтобы не поцарапать автомобиль. Посмотрите, я ставлю фломастер, это моя машина, на точку и начинаю двигаться по дороге. Останавливаться и возвращаться назад нельзя. Вот я проехал по своей дороге и остановился на точке в её конце. Теперь я перехожу на другую дорогу, она сложнее, нужно проехать по повороту».

Исследователь демонстрировал прохождение всех лабиринтов и давал команду к выполнению задания. Время выполнения не ограничивалось.

Безошибочное выполнение шести заданий оценивалось соответственно в 2, 3, 5, 8, 12 и 20 баллов, максимальная сумма 50 баллов. Ошибкой считалось пересечение или касание карандашом боковых линий лабиринта. За одну ошибку снимался 1 балл. Максимально допустимое количество ошибок по вариантам – 2, 3, 4, 5, 7 и 10. Если в каком-либо варианте совершается ошибок больше максимально допустимого, из первоначальной суммы (50 баллов) вычитается оценка данного варианта. Уровень развития мелкой моторики прямо пропорционален количеству баллов, оставшихся после всех вычетов.

Упражнение «Две цепочки» - продевание металлической цепочки длиной в 20 сантиметров с диаметром звеньев в шесть миллиметров в каждое из 15 звеньев другой цепочки с диаметров каждого звена в 10 миллиметров.

 Широкоамплитудное упражнение «Мяч под ногу»: и.п.: основная стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой; 1 – мах правой ногой вперед, удар мяча о пол под маховую ногу; 2 – поймать мяч двумя руками, переложить его в левую руку; 3 – и.п., мяч в левой руке; 4-6 – то же, что 1-3, но с левой ноги и руки (мяч резиновый, с хорошим отскоком и диаметром 10 см).

«Акробат» - и.п.: о.с. 1 – кувырок вперед с опорой на руки в упор присев; 2 – махом одной ногой и толчком другой стойка на голове с опорой на руки; 3,4,5 –удержание стойки; 6- кувырок вперед, о.с.

Первая экспериментальная группа (ЭГ-1) обучалась всему комплексу упражнений 5 раз в неделю, то есть в неделю было 4 перерыва в обучении по 24 часа и один перерыв (пятница – понедельник) составил 72 часа. Дети второй экспериментальной группы (ЭГ-2) осваивали упражнения исследуемого комплекса 3 раза в неделю и имели два перерыва по 48 часов и один 72 часа. Третья экспериментальная группа (ЭГ-3) обучалась 1 раз в неделю.

На протяжении всего экспериментального периода на каждом занятии упражнения во всех группах выполнялись в одинаковом объёме и одинаковой очередности. Для освоения упражнений мелкой моторики отводилось 10-12 минут перед первым утренним занятием. За это время дети один раз «проезжали на автомобиле» по всем шести вариантам теста «Лабиринт» и два раза выполняли упражнение «Две цепочки».

Широкоамплитудным упражнениям дети ЭГ–1 обучались 3 раза в неделю (пн., ср., пт.) на физкультурных занятиях и два раза (вт, чт.) во второй половине дня после дневного сна. Детей ЭГ–2 обучали этим упражнениям только на физкультурных занятиях (пн., ср., пт.), и в эти же дни они осваивали упражнения мелкой моторики.

Дети ЭГ–3 согласно рекомендациям программы «Здоровье» [1] обучались каждому из упражнений комплекса один раз в неделю по следующей схеме. В понедельник перед первым по расписанию занятием они осваивали упражнение на мелкую моторику «Лабиринт», а на третьем занятии (физкультурном) широкоамплитудное упражнение «Мяч под ногу». В четверг, аналогично понедельнику, сначала дети осваивали упражнение «Две цепочки» и на физкультурном занятии обучались упражнению «Акробат».

Анализ результатов проведенного экспериментального исследования показывает, что пятиразовое в неделю обучение физическим упражнениям (ЭГ-1) более эффективно по сравнению с трех (ЭГ–2) или одноразовым обучением (ЭГ–3). Данное утверждение справедливо как для детей с сильной, так и со слабой нервной системой. Однако и внутригрупповые различия во многих случаях существенны. Так дети обеих подгрупп ЭГ–1 не только затратили меньше попыток для овладения упражнениями «Лабиринт» и «Две цепочки» по сравнению с детьми ЭГ – 2 и ЭГ – 3, но и в сравнении друг с другом между ними выявлены достоверные различия. Дошкольники со слабой нервной системой и средним уровнем её подвижности имели статистически достоверное преимущество по сравнению со своими «сильными» сверстниками.

Однако, в отличие от упражнений «Мяч под ногу» и «Акробат» обеим подгруппам понадобилось одинаковое количество усилий. Это ещё раз, хотя и косвенно, подтверждает, что, во-первых, за освоение упражнений для мелкой моторики и широкоамплитудных упражнений ответственны разные биологические механизмы, и, во-вторых, с упражнениями монотонного характера, не требующими включения крупных звеньев тела, наиболее успешно справляются дети со слабой нервной системой и средним уровнем её подвижности.

Таким образом, преимущество слабой нервной системы, проявившееся при овладении упражнениями для мелкой моторики, оказалось биологически значительнее («преимущественнее») тех преимуществ, которые имели «сильные» дети при освоении широкоамплитудных, разной координационной направленности упражнений.

Эффективность трехразового обучения в неделю кроме того, что была ниже чем при пятиразовом, оказалась при обучении всем упражнениям комплекса одинаковой для подгрупп «сильных» и «слабых» детей. Исключение составляет лишь более успешное овладение «слабыми» упражнением «Мяч под ногу» (Р > 0,05).

 

Таблица 1  

Успешность овладения комплексом упражнений в зависимости от перерыва

между занятиями и выраженности свойств нервной системы

п/п

Исследуемый комплекс упражнений

ЭГ-1 (5 занятий в неделю)

ЭГ-2 (3 занятия в неделю)

ЭГ-3 (1 занятие в неделю)

Сильная н.с.

средней

подвижности

n=10

Слабая н.с.

средней подвижности

n=8

Сильная н.с.

средней

подвижности

n=9

Слабая н.с.

средней подвижности

n=12

Сильная н.с.

средней

подвижности

n=11

Слабая н.с.

средней подвижности

n=9

1

“Лабиринт”

12,1± 2,1

9,2±2,1

10,6±2,6

12,1±1,8

15,3±4,3

10,4±2,8

14,8±3,7

7,1±4,6

22,8±6,2

13,7±3,1

20,7±5,1

12,2±2,8

2

“Две

цепочки”

18,4±2,8

11,6±4,1

15,1±3,2

13,7±2,7

20,2±2,8

13,5±2,2

19,4±3,3

6,4±3,1

 

 

3

“Мяч под ногу”

22,1±3,4

32,2±6,4

20,9±2,6

28,7±4,3

26,4±3,1

26,3±2,4

24,4±3,5

22,4±5,1

36,7±5,2

54,1±6,3

37,1±4,3

46,4±4,7

4

“Акробат”

13,2±2,3

48,2±8,5

14,2±2,7

56,2±6,4

17,5±3,6

42,3±8,1

18,1±2,7

36,1±4,4

 

 

 

                       Примечание:   - в числителе №№1-3 – количество попыток, в №4 – количество занятий;

                                                  - в знаменателе – снижение уровня обученности после перерыва в %.

 

Констатируя статистически установленное преимущество эффективности пятиразового обучения перед трехразовым, необходимо отметить, что его реализация в практике ДОУ требует, во-первых, существенных организационных перестроек всего образовательного процесса, во-вторых, разработки специальной программы по физическому воспитанию и, в-третьих, наличия хорошо профессионально подготовленных специалистов-инструкторов по физической культуре и воспитателей. В связи с этим выявленные преимущества не могут считаться достаточно вескими для введения пятиразового обучения в обычных, не спортивной направленности, ДОУ. К тому же достоверность различия эффективности двух методик при 5 % уровне значимости практически выражается для одних упражнений в 5-6 попытках и в 3-4 занятиях для других, и, учитывая необходимость проведения множества сложных реорганизационных мероприятий, делает реализацию методики пятиразового в неделю обучения педагогически неоправданной, а с управленческих позиций сложной в планировании, организации и контроле.

Конечно же, нами предполагалась низкая эффективность одноразового в неделю обучения. Однако её для обоснования критических замечаний рекомендаций, приведенных в широко распространенной образовательной программе «Здоровье», необходимо было доказать экспериментально.

Как видно из таблицы 8 , детям ЭГ–3 потребовалось в 1,5-2 раза больше попыток для овладения упражнениями «Лабиринт» и «Мяч под ногу» по сравнению с детьми ЭГ–1 и ЭГ–2, а более сложные упражнения «Две цепочки» и «Акробат» за отведенное на исследование время до установленного уровня овладения освоено не было.

Анализ результатов диагностики остаточного уровня освоенности упражнений исследуемого комплекса после месячного перерыва выявил незначительное его снижение у детей всех опытных групп в упражнениях на мелкую моторику – от 6,4 до 13,7 %.

Месячный перерыв по-разному отразился на уровне освоенности детьми опытных групп упражнения «Мяч под ногу». Если в ЭГ–1 и ЭГ–2 результаты в подгруппах «сильных» и «слабых» снизились на статистически мало отличающиеся друг от друга величины – от 22,4 до 32,2 %, то у детей ЭГ–3 уровень обученности в подгруппах снизился соответственно на 54,1 и 46,4 %.

Различия в снижении уровня освоенности упражнений «Лабиринт» и «Мяч под ногу» у детей ЭГ–3 по сравнению с детьми ЭГ–1 и ЭГ–2 мы относим на счет того, что тонкая двигательная координация, необходимая для качественного выполнения упражнений «Лабиринт» и «Две цепочки», носила общий характер, то есть она развивалась не только при выполнении этих упражнений, но реализовывалась и развивалась во многих видах учебной и игровой деятельности. В отличие от этого структура движений упражнения «Мяч под ногу» носила специфический характер, была мало связана с другими (нефизкультурными) видами деятельности, то есть лишена дополнительной тренировки в длительных перерывах между занятиями. Вероятно, по этой же причине дети ЭГ–3 так и не освоили упражнение «Акробат», характеризующееся ещё большей двигательной специфичностью.

Пятиразовое в неделю обучение комплексу физических упражнений разной технической сложности можно рекомендовать для работы с детьми в группах начальной спортивной специализации в ДОУ со спортивно-оздоровительной направленностью образовательного процесса, а также для тренеров ДЮСШ. Для ДОУ с не физкультурной направленностью образовательного процесса возможен вариант с двух или трехразовым в неделю обучением.

 

Литература:

  1.  Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 11. – С. 4-19.
  2.  Попов Г.Г. Контроль физкультурной деятельности дошкольников : учеб. пособие  / Г.Г. Попов. - Магнитогорск : МаГУ , 2006. - 96с.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.