Власенко Т.Н.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ (20-35 ЛЕТ) НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБАХ
Дальневосточный федеральный университет
Дифференцированная методика занятий с женщинами (20-35 лет) на основе учета комплекса их психофизических особенностей позволяет наиболее полно удовлетворить потребность женщин в сфере досуга и самосовершенствования.
Ключевые слова: здоровье, спортивно-оздоровительные клубы, дифференцированная методика.
The differentiated technique of employment with women (20-35 years) on the basis of the account of a complex of their psychophysical features allows to satisfy most full need of women for sphere of leisure and self-improvement.
Keywords: health, the sports clubs, the differentiated technique.
Изменение социально-экономической структуры в России привело к тому, что на сегодняшний день закрыты почти все спортивные комплексы, финансируемые государством. В связи с этим, женщины старше 20 лет занимаются физической культурой женщин в учреждениях дополнительного физкультурного образования – спортивно-оздоровительных клубах. Здоровье нации в основном определяется здоровьем женщин, сохранность которого составляет задачу общегосударственной важности. Однако в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению состояния здоровья женщин среднего возраста [2]. Опрос тренеров, работающих в сфере дополнительного физкультурного образования более 3-х лет, выявил слабую разработанность в следующих составляющих данного процесса: индивидуализации нагрузок, выбора сложности хореографии, подбора темпа музыкальных фонограмм, удовлетворении потребности в коррекции фигур и т.д.
Цель исследования – совершенствование методики построения занятий оздоровительной направленности с женщинами (20-25 лет) в спортивно-оздоровительных клубах.
Предполагалось, что использование дифференцированной методики занятий с женщинами в спортивно-оздоровительных клубах с учетом психофизического состояния и индивидуального строения фигур, будет оказывать положительное воздействие, с одной стороны, на уровень физической подготовленности и состояние здоровья, с другой – на психическое состояние. Это позволит удовлетворить потребность женщин в сфере досуга и самосовершенствования.
В исследованиях приняли участие 72 женщины в возрасте от 20 до 35 лет (36 человек в контрольной группе и 36 – в экспериментальной). Обе группы занимались два раза в неделю по 60 минут и один раз самостоятельно (еженедельно получая рекомендации тренера). Анализ работы спортивно-оздоровительных клубов Приморского края показал, что большая часть из них работают по общепринятой методике проведения оздоровительных занятий с учетом лишь одной физической подготовленности женщин.
Разработанная нами экспериментальная методика построена на основе учета комплекса следующих индивидуальных факторов: мотивации (определяет цель занятий); психомоторной активности (влияет на выбор уровня сложности хореографии танцевальных комбинаций и подбор темпа музыкальных фонограмм); индивидуального строения фигур женщин (обуславливает выбор направления воздействия силовых упражнений); физической подготовленности (влияет на объем интенсивности нагрузки); психического состояния (определяет выбор средств восстановления в заключительной части).
В результате проведенного 9-ти месячного эксперимента в экспериментальной группе общий прирост уровня здоровья, который определялся по общепринятой методике Г.А. Апанасенко [1] , составил 298,68 % (Р<0,05). Сравнительный анализ начальных и конечных результатов позволил констатировать, что достоверно улучшилсь весо-ростовой (на 5,86 %) и функциональный (на 14,35 %) показатели; увеличились жизненный (на 15,53 %) и силовой (на 31,41 %) индексы (Р<0,05).
В контрольной группе прирост по этим же показателям был ниже, чем в экспериментальной группе. Так прирост уровня здоровья женщин составил 160,48 % (Р<0,05). Жизненный индекс улучшился на 10 %, силовой – на 15,98 %, функциональный (на 8,23 %), а весо-ростовой (на 3,05 %) (Р<0,05). По окончании эксперимента выявлены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами по всем показателям развития физических качеств. Причем, результаты в экспериментальной были выше чем показатели в контрольной группе по: выносливости – на 7,83 % (P<0,05), силе – на 7,73 % (P<0,05), гибкости – на 44,70 % (P<0,05), координации движений – на 15,44 % (P<0,05), быстроте на 17,53 % (P<0,05).
Наиболее значимые изменения заметны при рассмотрении динамики антропометрических показателей у женщин с определенным типом фигуры. Установлено, что у женщин контрольной группы за время эксперимента антропометрические параметры значительно не изменились. В экспериментальной группе у женщин с различными типами фигур произошла коррекция, которая позволила определить тип их фигур как модельный (Х-тип). У женщин с Х-типом пропорциональность фигуры не изменилась, но значительно снизился вес тела, уменьшились кожно-жировые складки и объемы талии, бедер, бюста. Таким образом, можно утверждать, что экспериментальная методика, которая предполагает не только уменьшение проблемных зон, но и наращивание мышечной массы в отстающей части тела, является наиболее эффективной для коррекции фигур женщин с различными типами.
Сравнительный анализ конечных средних показателей психического состояния женщин выявил, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, улучшились такие показатели, как «эмоциональный тонус» - на 41,09 % Р<0,05), «напряженность» - на 21,50 % (Р<0,05), «комфортность» - на 17,45% (Р<0,05).
Повторный опрос женщин показал, на то, что 96% женщин, занимавшихся по экспериментальной методике, полностью удовлетворили свои потребности в сфере досуга и самосовершенствования. В контрольной же группе таких оказалось всего 39 %.
Литература:
- Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека / Г.Л Апанасенко. – СПб.: МГП Петрополис, 1992. – С. 42-47.
- Лаврухина, Г.М. Методика проведения оздоровительной гимнастики для женщин с учетом возрастных периодов жизни: Автореф. дис…канд.пед.наук (13.00.04) / Лаврухина Галина Михайловна; [Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры]. – Санкт-Петербург, 2002. –23 с.