УДК. – 37.037.1
Косырева И. И., Шарипова Г. К.
К ПРОБЛЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати
В настоящее время средние школы Республики Казахстан испытывают потребность в специалистах-учителях для средних школ.
Среди учителей различных профилей видное место занимает учитель физической культуры.
Потребность в квалифицированных кадрах учителей физической культуры очень большая.
В системе подготовки кадров специалистов по физической культуре и спорту прочное место занимают факультеты и кафедры физического воспитания вузов Казахстана.
Перед ними стоит задача повысить качество подготовки выпускаемых специалистов. Задача сложная. Решение ее требует широкого фронта работ, связанных с совершенствованием учебного плана, пересмотром программ, созданием новых учебников и учебных пособий, подбором и переподготовкой преподавателей, методической и технической оснащенностью занятий по всем дисциплинам, материальным обеспечением, отбором поступающих, улучшением руководства и контроля.
Особое внимание имеет повышение качества преподавания всех дисциплин, особенно профилирующих.
Одной из профилирующих дисциплин является «Теория и методика физического воспитания».
В ее содержание входит:
1.Курс
2.Курс
Непосредственное отношение к курсу имеет педагогическая практика в школе (3 курс), профессиональная практика (4 курс).
Курс методики, опираясь на знания теории общих основ физического воспитания, педагогики, дает студентам конкретные представления и знания по методике физического воспитания в каждом звене системы профессиональной подготовки, показывает преемственность, раскрывает программные установки и формы занятий характерные тому или иному звену системы.
В профессиональной подготовке студентов очень важно добиться глубокого понимания и знания различных направлений в работе по физической культуре и спорту с учащимися. К этим направлениям относятся : учебная работа, внеклассная, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, внешкольная. Правда некоторые считают, что подобное деление механическое, надо, по их мнению, создавать единство среды, в которой протекает вся жизнедеятельность школьника. В какой-то мере они правы. Но, говоря о профессиональной подготовке учителя физической культуры, обойтись без этого деления нельзя, т. к. задача, содержание и технология этих направлений совершенно разные.
В занятиях по методике важно научить студентов смотреть на работу по физической культуре и спорту с учащимися, думая, размышляя, анализируя, памятуя при этом, что метод – не только способ передачи знаний, но и источник деятельности.
Курс методики физического воспитания в лекциях и практических занятиях должен показывать технологию работы в области физического воспитания, основанную на теоретических положениях, свзанных с реализацией задач в области развития физической культуры и спорта, с результатами научных исследований и передового опыта, педагогических основ учебно-воспитательного процесса.
Преподавание курса методики тесно связанно с программными установками по физическому воспитанию в школе. Новые программы по физической культуре, на которые переходят школы, должны быть хорошо изучены студентами. Кроме этого, в занятиях со студентами следует показать примеры из опыта учителей, успешно работающих по интенсификации обучения, создание проблемных двигательных ситуаций, создающих определенную новизну для учащихся. Студентам должны быть показаны технические средства в школах.
В профессиональной подготовке учителей физической культуры спортивные дисциплины (их направленность и оснащенность) играют и будут играть большую роль.
В учебном плане нашей и кафедрывключены спортивные дисциплины с методикой преподавания (гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, настольный теннис, борьба, ручной мяч и другие). Проходят они до или одновременно с курсом методики. В методических занятиях и учебной практике по этим дисциплинам освещаются такие вопросы, как формы занятий, построение и типы уроков, планирование и учет, воспитательная работа и др. зачастую излагаются они схематично. У студентов создается известный формализм в понимании важнейших методических вопросов и представление о легкости профессиональной деятельности учителя физической культуры.
В связи с этим наметилась тенденция недооценки и принижения роли курса методики. Известно, можно много знать и не уметь преподавать, не уметь работать в школе.
Мастерство учителя складывается из знаний и умений, что преподавать, кому преподавать и как преподавать.
Курс методики физического воспитания дает такие знания и такую подготовку будущим учителям физической культуры, где определяется место, значение каждой спортивной дисциплины в общей системе физического воспитания учащихся средней школы, общие методические основы работы по отдельным спортивным дисциплинам со школьниками во внеклассной работе.
На современном этапе развития педагогики физического воспитания в высшей школе (на факультетах и кафедрах физического воспитания) требуется определить специфику методических занятий по спортивным дисциплинам, их связь с курсом методики.
Обязательные занятия по физической культуре в школе направлены на общую физическую подготовку подрастающего поколения, на развитие учащимися системы знаний и умений в естественных прикладных видах движений. Демонстрация уроков физической культуры в школе, , как показывает многолетний опыт, должна идти по курсу методики. В этих демонстрациях показываются отдельные стороны методики урока, построение, подбор и сочетание упражнений из различных спортивных дисциплин и подвижных игр. Проводится анализ занятий с теоретических позиций урока физического воспитания.
Что касается внеклассных занятий по видам спорта (в секциях, соревнованиях, спортивные судейства), занятия в отделениях ДЮСШ, то здесь спортивные кафедры должны обеспечить полностью методическую и профессиональную подготовку, при этом не останавливаясь на разборе и изучении утвержденных положений о коллективе физической культуры в школе, ДЮСШ, общих положений, организации воспитательного процесса и др. так как все эти вопросы изучаются в курсе методики.
К недостаткам преподавания курса «Теория и методика физического воспитания» относиться:
-
Отсутствие специального пособия для студентов;
-
Отсутствие методической литературы по физическому воспитанию в школе (программы, пособия по формам занятий и др.), что крайне затрудняет работу со студентами;
-
Недостаточная работа по установлению межпредметных связей с дисциплинами специального, общественного и биологического циклов;
-
Крайне слабое внедрение технических средств в процесс обучения студентов.
Для улучшения преподавания курса «Теории и методики физического воспитания» необходимо:
1. Разработать и издать учебное пособие по «Теории и методике физического воспитания» для студентов факультетов и кафедр физической культуры и спорта.
2. Разработать методические материалы по видам работы курса: лекции, практические занятия, демонстрационные занятия (все это разработано на кафедре нашего Университета).
3. Разработать методические материалы с использованием технических средств занятий.
4. Организовать обмен опытом работы в пределах факультетов и кафедр Республики Казахстан, СНГ и зарубежных государств.
5. В процессе преподавания принимать более эффективные меры к межпредметным связям (современные обсуждения отдельных вопросов, просмотр занятий и их разбор, приближения преподавания предметов общественного, педагогического, медико-биологического циклов к профилю факультетов и кафедр).
6. Значительно расширить научные исследования, направленные на разработку вопросов, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса на факультетах и кафедрах, повышением педагогического мастерства учителя, улучшением профессиональной подготовки выпускников, на разработку дидактических основ физического воспитания в школе.
7. Держать постоянную связь с выпускниками.