Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Миронова О.А.

МОДЕЛЬ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Сибирский государственный технологический университет

 В статье рассмотрены некоторые аспекты развития личности в индивидуалистическом  обществе.

In article some aspects of development of the person in an individualistic society are considered.

Ключевые слова: свободная личность, индивидуалистическое общество, нормы права, закон.

Человек с момента своего рождения застает определенный тип общества и, следовательно, развивается как личность в условиях определенных общественных отношений. В индивидуалистическом обществе человек изначально развивается по линии становления личности как сво­бодной личности, так как индивидуалистическое общество предполагает единство че­ловеческого мира в качествах реализации свободы воли, индивидуальной сво­боды, приоритета норм права над всеми другими социальными нормами и социальными институтами.

В индивидуалистическом обществе каждый индивид обладает опреде­ленной степенью индивидуальной свободы, но данная свобода не абсолютна, она ограничивается общественным договором, законность которого выража­ется в нормах права. Общество взамен определенного ограничения свободы индивидов гарантирует им определенные выгоды.

Так, Ш. Монтескье, пишет: «В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независи­мость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гра­жданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» [3; С.74]. Сконструированную модель свободной личности Ш. Мон­тескье рассматривал в контексте форм правления и ветвей власти. Свободное общество, в данном случае индивидуалистическое, предполагает наличие свободных личностей: «...в свободном государстве всякий человек, который считается свободным, должен управлять собою сам, законодательная власть должна бы принадлежать там всему народу» [3; С.77].

Модель свободной личности Ж. Ж. Руссо строится на основа­нии соотнесения интересов отдельной личности и интересов всего общества. Ж. Ж. Руссо отмечает: «если кто-либо откажется под­чиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем обществом ... его силой принудят быть свободным» [4; С.164]. Согласно данной модели каждый человек рождается свободным и является сам себе хозяином, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия, только  результате договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов.

Теория общественного договора позволяет защищать «общее благо» и обеспечивать безопасность и свободу граждан. По мнению Ч. Беккариа, быть свободной личностью можно только тогда, ко­гда ее свободу ограничивает закон: «Они (люди) пожертвовали лишь долей своей свободы, чтобы зато спокойно и в безопасности наслаждаться осталь­ной ее частью» [1; С.113]. Поэтому его модель свободной личности представ­ляет собой личность свободную только в определенном пространстве, которое для нее определили законодатели и юристы, являющиеся суперсвободными личностями.

Согласно И. Канту, свобода личности в индивидуалистическом обществе, с одной стороны, обеспечивается законом, с другой, ограничивается им же. В пределах «свободного пространства» каждая личность стремится достичь максимально возможного удовлетворения собственных потребностей. Свободная личность стремится к еще большему объему личной свободы, свободы воли, что приво­дит к соперничеству и конкуренции. [2; С.174]. Следовательно, модель свободной личности, по Канту, представлена следующими характеристиками: все разумные существа - свободные лично­сти; свободная личность должна быть моральной личностью; свободная лич­ность нуждается в господине; в основе отношений свободных личностей ле­жит конкуренция.

Таким образом,  свободная личность ограничена определенными нормами права по принципу «можно все, что не запрещено законом». В пределах «свободного пространства», определенного законами, каждая свободная личность стремится достичь максимально возможного удовлетворения собственных потребностей, потеснив при этом конкурентов. Поэтому, свободная личность выступает как личность индивидуалиста и иден­тифицирует индивидуалистический тип общества.

Литература:

  1. Беккариа, Ч. О преступлении и наказании [Текст] / Беккариа Ч. // О свободе: антоло­гия западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. - С. 109-171.
  2. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / Кант И. О свободе: антоло­гия западноевропейской классической либеральной мысли. - М.: Наука, 1995. - С. 172-174.
  3. Монтескье, Ш. О духе законов [Текст] / Монтескье Ш. О свободе: антоло­гия западноевропейской классической либеральной мысли. - М.: Наука, 1995. - С. 73-97.
  4. Руссо, Ж. Ж. Трактаты [Текст] / Ж. Ж. Руссо. - М.: Наука, 1969. - 704 с.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.