Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 81

Касымова О.П.

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА

Башкирской государственный университет

 

This work is focused on a problems of the system theory. The system forming criteria are identified as well as their correlation with the language system.

Keywords: the system theory, language system.

Статья посвящена исследованию проблем теории систем. Основные понятия теории систем рассмотрены в соответствии с  языковой системой.

Ключевые слова: теория систем, языковая система.

Системология (общая теория систем) как самостоятельная область знания быстро развивается, поэтому время от времени возникает необходимость обратиться к ее достижениям и пересмотреть некоторые постулаты в области других наук. В последние десятилетия системология значительно обогатилась теоретически и методологически, ее идеи все активнее проникают в разные области науки, это позволяет по-новому взглянуть на многие факты языковой системы, в том числе на устоявшиеся и привычные.

На недостаточность использования системного подхода при изучении языка указывали многие лингвисты, и в истории отечественного языкознания неоднократно возникали периоды (60-е гг., 80-е гг.), когда именно эти вопросы были в центре научных дискуссий. Кризисное состояние современного общества, породившее кризис и в науке, привело к смене научной парадигмы в лингвистике, что дает повод еще раз на новом уровне обратиться к понятиям общей теории систем. Взаимодействие наук часто оказывается плодотворным, а результаты ученых, работающих в разных областях, неожиданно близкими. Туллио де Мауро отмечал, что «отдельные ученые и целые научные и философские направления, отстоя далеко друг от друга во временном и в культурном пространстве, черпая вдохновение из различных источников и преследуя разные цели, почти всегда ничего  не зная друг о друге, приходят к одному и тому же выводу, независимо от того, желают  они или нет и осознают ли они или нет этот факт» [2].

Системные свойства языка в целом и его частей изучены неравномерно. Основным критерием любой системы являются единицы, из которых она состоит. Язык как система существует объективно и, по мнению исследователей, занимает промежуточное место между «жесткими» и «мягкими» системами. Его составляют разноплановые единицы. Одни из них носят точный («точечный»), конкретный характер (звуки). Они имеют материальную выраженность, измеряются приборами, воспринимаются органами чувств. Другие носят и материальный и идеальный, неопределенный, расплывчатый характер (значимые единицы).  Их содержание – результат договоренности языкового коллектива. Те и другие единицы представляют собой ряды в соответствии с инвариантно/вариантным принципом устройства языка: звуки – звукотип; аллофоны – фонема; алломорфы – морфема и т.п.

Языковая система обладает гомеостазом, т.е. повышенной стабильностью, которая обеспечивается избыточностью единиц и связей. Избыточное количество инвариантных единиц является одним из таких проявлений гомеостаза. Большое количество языковых единиц – общепризнанный факт, а  сложность их взаимосвязей не до конца исследована и интерпретирована в соответствии с представлениями общей теории систем. Общепринятого списка языковых единиц нет, в каждой языковой модели представлены несколько разные списки элементарных единиц, даже в пределах одной языковой модели. Это положение  вещей закономерно, так как выбор системообразующего параметра предопределяет и количество единиц, и их свойства, и законы их комбинирования. Очевидно, этот вопрос еще ждет своего решения.

Такой важный для существования каждой системы вопрос, как взаимодействие системы и среды, в отечественном языкознании является предметом пристального внимания ученых. Языковая система теснейшим образом переплетается с несколькими другими системами. Прежде всего, это когнитивная система. Эти две системы взаимопроникаемы, поэтому их объективно трудно разграничить: язык не только форма мыслей, язык это также один из способов, инструментов человеческого мышления. Языковая система тесно связана с социальной  и культурной системами, т.к. человек – существо социальное. Каждый социум имеет свою историю, взаимодействует с соседними социумами, аккумулирует свой опыт в культурных артефактах, в том числе и в языке. Понимание важности взаимодействия языковой системы и среды способствовало появлению в ХХ столетии таких междисциплинарных наук, как социолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика.

Важным системным свойством языковых единиц является интегративность (эмерджентность). Интегративные свойства композиционных языковых единиц неоднократно отмечались лингвистами, но само явление как неотъемлемое свойство языковой системы не рассматривалось, и его роль в организации и функционировании языка еще ждет своего определения.

Любая система существует, имея ту или иную цель функционирования, без цели нет ни одной системы. Сложность языковой системы и многообразие ее функций взаимообусловлены. В современном отечественном языкознании выделяют базовые и производные от них функции языка. Количество функций определяют по-разному: от 2 (функции общения и поэтической деятельности в «Тезисах Пражского лингвистического кружка») до 25, по-разному интерпретируется и их внутренняя структурная связь. Обычно базовыми считают 4 функции: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную и метаязыковую [1].

Обобщением структурных представлений об организации языковых единиц является модель языковой системы. В современном отечественном языкознании, по нашим наблюдениям, представлены следующие модели языковой системы: иерархическая (уровневая) – в нескольких разновидностях, пóлевая, динамическая, многослойная и ассоциативная. Имеются предпосылки создания очень перспективной модульной модели языковой системы, но в настоящее время она существует только в виде общей идеи, проекта.

Каждая модель соответствует принципам системности: имеется критерий качества, осмыслены особенности структуры в соответствии с законами композиции/декомпозиции языковых единиц, рассмотрены связи и отношения между элементами системы. Модели представлены с разной степенью интерпретационной разработанности. Лучше всего представлена уровневая модель, но в ней же отмечено и наибольшее количество противоречий. Остальные модели ждут своего признания и дальнейшего развития. Друг с другом эти модели, очень разные и не совпадающие даже по количеству элементарных единиц,  соотносятся по принципу дополнительности, сформулированному Н. Бором. Только в совокупности эти модели могут дать цельное представление об онтологически единой языковой системе.

Как видим, большинство вопросов системной организации языка исследованы недостаточно, изучение любого из них может и должно быть продолжено.

 

Литература:

1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1990. – с. 564–565.

2. Мауро Т. де. Введение в семантику / Пер. с итал. Б.П. Нарумова. – М.: Дом интеллектуальной книги. – 2000. – с. 29.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.