Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 1 (091)

Гутова С.Г.

ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА ВЛ. СОЛОВЬЕВА

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

In this work is devoted to the topical questions connected with the problem of formation of personality. An author asserts that, in philosophical works of V.S. Solovyov the spiritual evolution of man is inseparable from moral development of personality and her confluence with God.

Key words: whole personality, universal unity, problem of freedom of choice, moral self-perfection of personality, Godmanhood.

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проблемой становления личности. Автор утверждает, что в философских работах В.С. Соловьева духовная эволюция человека неотделима от нравственного развития личности и ее слияния с Богом.

Ключевые слова: цельная личность, всеединство, проблема свободы выбора, нравственное самосовершенствование личности, богочеловечество.

В учении Владимира Соловьева мировой космоэволюционный процесс проходит множество стадий, но цель существования обнаруживается лишь тогда, когда через живой организм происходит соединение мировой души с божественным началом. Закономерно, что такое стремление посредством цепи развития бессознательного в итоге находит совершенную форму для воплощения божественной идеи. И этой формой становится человеческий организм, с которого начинается качественно новый процесс развития идеи. Именно на  этом этапе становления мира Соловьев усматривает начало всеединства. Следуя логику системы всеединства можно сделать вывод о том, что полноценный человек, а точнее цельная личность – эта высшая точка развития природы. Человек, по Вл. Соловьеву, есть конец божественного и начало природного мира. Действительно, очевидным является то, что гармония внутреннего мира человека всегда была непосредственно связана с восприятием внешних природных явлений. Например, это выражается в том чувстве восхищения и преклонения человеком перед красотой внешнего мира. Человек не может не чувствовать свою ущербность фактического существования, поскольку в нем эксплицитно присутствует стремление к совершенству. Философ считает, что до появления христианства человечество еще только стремилось к Богу, а с появлением христианства оно не просто стремится к Богу, но еще и к материальному воплощению в единстве с Богом.

Таким образом, человек – это связующее звено  между божественным и природным миром. Он одновременно есть и божество и ничтожество. Соловьев полагал, что человек совмещает в себе все возможные противоположности, которые в итоге сводятся к одному – это противостояние между безусловным и условным, между абсолютной сущностью и преходящими явлениями. Размышляя о единстве природы человека, русский философ, выделяет две его формы. Первое единство (производящее) присуще высшему, а именно находится в боге или Логосе, в этом первом единстве он видит Христа как собственное божественное существо. Второе (произведенное) единство связано с понятием Софии и является, по мнению Соловьева, началом человечества или идеальным человеком.

Следуя мысли Соловьева, можно определить Софию как  идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе. Бог чтобы существовать, должен реально действовать в другом, но это другое, утверждает Соловьев, не является чем-то абсолютно другим для Бога, а есть его собственное проявление, в отношении которого Бог называется Словом. Таким образом, понятие Софии становится в творчестве Соловьева важнейшим связующим звеном  его антропологических построений. Для этого религиозному философу потребовалась определенная смелость в трактовке некоторых фундаментальных христианских догматов. В этом ключе проблема творения человека богом была пересмотрена и вписана в контекст неоплатонического пантеизма. В работе «История и будущность теократии» мыслитель не отрицает того, что человек создан по образу и подобию бога, но в тоже время выступает против его творения из ничего. «…Соловьев стремится избежать вульгарной трактовки творения человека как творение гончаром горшка из глины. Он исходит из тезиса о всеединой природе бога, утверждая, что бог в одно и то же время является «всем» и «единым». Другими словами соловьевская концепция бога пантеистична» [1;С.107].

Таким образом, концепция Соловьева о «творении» человека на первый взгляд кажется противоречивой: с одной стороны он допускает формальное происхождение его от божественного начала, а с другой – фактически человек выступает как «вечный», т.е. не сотворенный богом. Эта идея «вечного человека» детально рассматривается философом в «Критике отвлеченных начал» и в «Чтениях о богочеловечестве».

Делая вывод из ряда положений антропологического учения Соловьева, можно сказать, что идея бессмертия и вечности человека вытекает из его идеи несотворенности. У Владимира Соловьева в отличие от традиционного христианства, бог не творит и не судит человека, ему изначально дана возможность быть некоей потенцией в «душе мира», а так же он остается вечным и неуничтожимым и после телесной смерти. Продолжая описание важнейших оснований природы человека в философии Соловьева нельзя не затронуть проблему спасения или свободы человека, которая включает в себя ряд вопросов о грехопадении, страдании, божественной благодати и свободной воли человека.

 Человек играет особую роль в мировом процессе, представляя собою положительное активное начало, он сам должен стремиться к благодати и более того, именно его свободная воля, в свою очередь, открывает бога для всего остального мира. В работе «Три речи в память Достоевского» Соловьев даже говорит о некоем равенстве человека и бога, их единстве, подчеркивая, что истинный гуманизм есть ничто иное, как вера в богочеловека, следовательно, сущность человека и есть сам бог. Говоря о вечности человека и человечества, Соловьев не имеет в виду природного человека, взятого в его ограниченности, так как отдельный человек не может называться реально неделимым или особью в собственном смысле, он должен быть причастен своей сущностью к некоторому безусловному началу, в котором присутствует абсолютная полнота бытия.

Рассуждая о человеке как начале природного мира, философ ставит перед нами следующий вопрос: «Но, может быть, реальное единство человеческой особи, не находимое в его физическом бытии, во внешнем явлении, находится в его психическом бытии – в  явлении внутреннем?» [3;С.117].  Пытаясь ответить на поставленный вопрос, Соловьев утверждает, что в душевной жизни человека происходит смена отдельных состояний, и все они относятся к одному «Я», самосознание же оказывается лишь светлой точкой в потоке смутных психических состояний.

Таким образом,  он выделяет в человеке две стороны. Во-первых, человек как особая особь является собранием множества элементов, постоянно меняющих свой материальный состав и сохраняющих только формальное единство. Во-вторых, человек – ряд психических состояний, следующих один за другим согласно внешней, полученной случайно ассоциации. Но в итоге философ особенное ударение делает на том, что именно в человеке заключается бесконечное богатство сил и содержания, скрытое за внешними рамками сознания современного человека. Он убежден, что каждый действительный человек своей сущностью коренится в вечном божественном мире и представляет собой вечное и особенное существо. «Человеческое я безусловно в возможности и ничтожно в действительности» [3;С.33].  Только благодаря этому, считает философ, возможно две истины, необходимые для человеческой жизни вообще: человеческая свобода и человеческое бессмертие. Как природное существо, человек существует только между физическим рождением и физической смертью, но если он существует только для Бога, то лишается своей главной сущностной характеристики – свободы. Поэтому единственный путь -  это осознанное и свободное обретение внутренней гармонии двух начал (духовного и физического) в самой природе человека. В работе «Чтения о богочеловечестве» Соловьев настойчиво напоминает что: «Личность человеческая — и не личность человеческая вообще, не отвлеченное понятие, а действительное, живое лицо, каждый отдельный человек — имеет безусловное, божественное значение. — В этом утверждении  сходится христианство с современной мирской цивилизацией» [3;С.27].  

Человек, замкнутый на себе, существующий как цель для себя самого еще не личность, но, соединяясь с Богом, он обретает всю возможную полноту  своего бытия. В этом смысле особую остроту приобретает в религиозной философии вопрос о подлинной сущности совершенной, человеческой личности. Такая полноценность достигается путем осознания и обретения человеком свободы, но это не привычная «…свобода выбора между какими-то решениями и акциями, замкнутыми в здешнем бытии, но свобода онтологического самоопределения, выбора собственной природы и сущности в широчайшем распахе — от ничто до Бога» [4;С.268].  

Вл. Соловьев в работе «Чтения о богочеловечестве» неоднократно утверждал, что отдельный человек — это ограниченное существо, его существование в таком случае сводится только к присутствию  в мире в качестве натурального звена в цепи природных элементов. Такой человек есть только явление, факт среди фактов, лишенный безусловного содержания, «…он и будет только фактом: факт сам по себе не истинен и не ложен, не добр и не зол, — он только натурален, он только необходим» [3;С.29].  Вл. Соловьев справедливо отмечает, что человек стремится к положительной безусловности, которая выражается в его желании обладать всецелою действительностью, полнотою жизни. Вопрос заключается в том, что есть полнота и целостность.

Во-первых, полноценный человек — это духовная личность, в которой противоречия приобретают особый смысл. Они  являются результатом свободы, в которой изначально присутствует в нерасчлененном виде добро и зло. Следовательно, человечество в каждый конкретный момент своего существования имеет дело не с исторической необходимостью в виде господства несправедливости и страданий, а с определенным этапом развития своего Я. Успешное преодоление каждого несовершенного уровня бытия для отдельного человека и для человечества в целом, возможно только через испытание. На первом этапе, оно связанно с осознанием самого этого несовершенства, а затем возвращает человека, через поиск самоидентичности, к знанию родового, всеобщего значения.

Речь идет о первоначальном тождестве, единстве человека с родом, природою, космосом. И более того, через  непосредственное ощущение божественного присутствия в мире, можно говорить о его связи с безусловным, всеобщим. Но и это еще не самоцель, так как изначальное состояние размытости, погруженности в небытие  есть только чистая потенция идеального всеединства и не является полноценно развитой духовной жизнью. В таком состоянии отсутствует высший синтез, основанный на свободной воле, саморефлексии и самосовершенствовании, требующий постоянных напряженных усилий и внутренней борьбы.

 Таким образом, важнейшим условием обретения полноты своего Я и познания всецелого содержания бытия является свобода,  имеющая, несомненно, божественную природу. Через осознание сущности свободы как божественной, человек способен постичь и безусловность своего собственного бытия. «Не удовлетворяясь никаким конечным  условным содержанием, человек на самом деле заявляет себя свободным от всякого внутреннего ограничения, заявляет свою отрицательную безусловность, составляющую залог бесконечного развития» [3;С.27].  

Обобщая некоторые взгляды Соловьева на эволюцию природы человека, с неизбежностью погружаемся в сферу религиозного, духовного существования мира. Русский философ убедительно показывает, что вера в себя – это и есть вера в Бога, то есть вера в себя более совершенного, способного воссоединиться с Богом. Главной темой любого антропологического философского учения является тема подлинного человеческого бытия и поиска его фундаментальных оснований.   Богатство русской религиозной мысли обнаруживает себя именно в таком мучительном поиске человеком своей сущности, попытке понять себя и свое стремление быть органичной, творческой частью этого мира. Вл. Соловьевым была заложена одна из самых влиятельных традиций в отечественной философии и культуре, направленная на осознание человеком себя как единой цельной личности, как носителя великой божественной идеи, единственного кто способен воплотить ее в материальном мире. Вл. Соловьев считал что цельность, завершенность человеческой природы проявляется в ее непосредственной связи с абсолютом, ее естественной тяги  к божественному, что сопровождается бесконечным духовным преображением и завершается становлением совершенной личности. 

Литература:

1.  Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Издательство казанского университета. - Казань. 1991. — 186 с.

2.  Соловьев В.С. Право и нравственность. Минск.: Харвест, - М.: АСТ, 2001. —192 с.

3.  Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». - СПб., 1994. — 528 с.

4.  Хоружий С.С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии.- СПб., 1994. — 447 с.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.