Калашникова Л.А.
Особенности адаптации младших школьников.
ПГЛУ
Современное развитие нашего общества и социальные процессы, происходящие в нем, приводят к увеличению неравенства стартовых возможностей детей, начинающих свое образование. Такая ситуация приводит к тому, что в начальной школе приходится решать сложную задачу сложную задачу– в короткое время выровнять эту дифференциацию детей и обеспечить им достаточно высокий уровень адаптации к шаколе..
Увеличение в крупных городах социального расслоения, а следовательно, и возможностей подготовки к школе, рост доли мигрантов – то есть приток детей, для которых русский язык является неродным, и другие процессы настолько усложняют задачи школы, что для их разрешения требуются новые подходы и новые методики.
Исследование адаптации младших школьников (57 учащихся 1-х классов), проведенное в 2010-2011 учебном году в школе №16 г.Пятигорска показало, что:
1. У детей с низкой степенью адаптации к школе (цветовой тест отношений – ЦТО) наблюдается высокий уровень тревожности (тест тревожности – Р. Тэмл, М. Дорки, В. Амен) – коэффициент корреляции = 0,844**, р = 0,01, 2. Оценка родителями степени адаптированности детей к школе (Анкета родительской оценки адаптации детей к школе) и оценка учителей (экспертная оценка) не коррелирует с уровнем тревожности, а главное – со степенью их адаптированности по ЦТО.
3. Наименее адаптированными к школе, по оценке учителей, являются дети с высоким уровнем агрессии («Hand test»-тест руки Э. Вагнера).
4. Совпадение в оценке адаптированности детей у родителей и учителей составляет менее 16%, у родителей и детей – 13%, у учителей и детей – 17%.
Приведенные экспериментальные данные свидетельствуют, что учителя и родители либо не замечают повышенную тревожность детей, либо не считают ее значимой, и, таким образом, неверно оценивают степень эмоциональной адаптированности, которая на данном этапе является ключевой для социальной адаптации ребенка к школе.
Очевидно, что для оптимизации процесса адаптации к школе на начальном ее этапе необходимо выявлять причины школьных затруднений и создавать адресную, индивидуализированную систему психолого-коррекционной поддержки.
Наиболее действенные подходы и методы разрабатываются в рамках таких программ, как «Образование для всех» и «Инклюзивное образование», где противодействие дифференциации, а также «эксклюзии» в образовании осуществляется средствами психолого-социальной и педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в учебной деятельности, которая выстраивается на результатах оценки индивидуального прогресса учащихся
В оценке развития учащихся выделяется четыре главных сферы:
Опираясь на анализ существующих подходов к оценке индивидуального прогресса учащихся и учитывая специфику условий средней школы, в основу системы психолого-социальной поддержки вошли следующие положения:
Одним из определяющих условий выравнивания является оценка индивидуального прогресса учащихся, которая позволяет выявлять структуру затруднений детей в учебной деятельности и осуществлять индивидуализированную психолого-социальную поддержку в их преодолении, ставить конкретные задачи школьному психологу и социальному педагогу.
Основным фактором адаптации к школе детей первого года обучения является отношение и характер действий учителя.
Регулятором отношения учителя и его действий в поддержку ученика может являться методика оценки индивидуального прогресса учащегося и система психолого-коррекционной поддержки в школе.
Литературы:
- Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
- Зимняя, И.А.Педагогическая психология/ И.А. Зимняя М., 2005.
- Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Начальная школа, 2000, № 29.
- Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.