Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Калашникова Л.А.

Особенности адаптации младших школьников.

ПГЛУ

Современное развитие нашего общества и социальные процессы, происходящие в нем,  приводят к увеличению неравенства стартовых возможностей детей, начинающих свое образование. Такая ситуация приводит к тому, что в начальной школе приходится решать сложную задачу сложную задачу– в короткое время выровнять эту дифференциацию детей и обеспечить им достаточно высокий уровень адаптации к шаколе..

Увеличение в крупных городах социального расслоения, а следовательно, и возможностей подготовки к школе, рост доли мигрантов – то есть приток детей, для которых русский язык является неродным, и другие процессы настолько усложняют задачи школы, что для их разрешения требуются новые подходы и новые методики.

Исследование адаптации младших школьников (57 учащихся 1-х классов), проведенное в 2010-2011 учебном году в школе №16 г.Пятигорска показало, что:

1. У детей с низкой степенью адаптации к школе (цветовой тест отношений – ЦТО) наблюдается высокий уровень тревожности (тест тревожности – Р. Тэмл, М. Дорки, В. Амен) – коэффициент корреляции = 0,844**, р = 0,01, 2. Оценка родителями степени адаптированности детей к школе (Анкета родительской оценки адаптации детей к школе) и оценка учителей (экспертная оценка) не коррелирует с уровнем тревожности, а главное – со степенью их адаптированности по ЦТО.

3. Наименее адаптированными к школе, по оценке учителей, являются дети с высоким уровнем агрессии («Hand test»-тест руки Э. Вагнера).

4. Совпадение в оценке адаптированности детей у родителей и учителей составляет менее 16%, у родителей и детей – 13%, у учителей и детей – 17%.

Приведенные экспериментальные данные свидетельствуют,  что учителя и родители либо не замечают повышенную тревожность детей, либо не считают ее значимой, и, таким образом, неверно оценивают степень эмоциональной адаптированности, которая на данном этапе является ключевой для социальной адаптации ребенка к школе.

Очевидно, что для оптимизации процесса адаптации к школе на начальном ее этапе необходимо выявлять причины школьных затруднений и создавать адресную, индивидуализированную систему психолого-коррекционной поддержки.

Наиболее действенные подходы и методы разрабатываются в рамках таких программ, как «Образование для всех» и «Инклюзивное образование», где противодействие дифференциации, а также «эксклюзии» в образовании осуществляется средствами психолого-социальной и педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в учебной деятельности, которая выстраивается на результатах оценки индивидуального прогресса учащихся

В оценке развития учащихся выделяется четыре главных сферы:

Опираясь на анализ существующих подходов к оценке индивидуального прогресса учащихся и учитывая специфику условий средней школы, в основу системы психолого-социальной поддержки вошли следующие положения:

Одним из определяющих условий выравнивания является оценка индивидуального прогресса учащихся, которая позволяет выявлять структуру затруднений детей в учебной деятельности и осуществлять индивидуализированную психолого-социальную поддержку в их преодолении, ставить конкретные задачи школьному психологу и социальному педагогу.

Основным фактором адаптации к школе детей первого года обучения является отношение и характер действий учителя.

Регулятором отношения учителя и его действий в поддержку ученика может являться методика оценки индивидуального прогресса учащегося и система психолого-коррекционной поддержки в школе.

 

Литературы:

  1. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
  2. Зимняя, И.А.Педагогическая психология/ И.А. Зимняя М., 2005.
  3. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Начальная школа, 2000, № 29.
  4. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ   “Сфера”, 1996.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.