УДК 37.013.42
Копейкина Е.В.
ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ – ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Научный руководитель – к. п. н. , доцент Т. Н. Сафонова
РФ, Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Статья посвящена серьезной социальной девиации – детскому алкоголизму. Рассмотрены факторы, приводящие к риску подросткового алкоголизма. Обозначена цель социально - педагогического воспитания детей с проблемами алкогольной зависимости, определены конкретные формы оказания помощи со стороны социального педагога.
Ключевые понятия: семейный социальный педагог, детский алкоголизм, подростковый возраст, факторы риска, психолого-педагогическое воздействие на личность, «проблемное поле», социально-педагогическая деятельность.
Paper is devoted to a serious social deviance - Children's alcoholism. The factors that lead to the risk of adolescent alcoholism. Denotes the objective social - pedagogical education of children with problems of alcohol dependence, specific forms of assistance from the social educator.
Key concepts: family social educator, children's alcoholism, adolescence, risk factors, psychological and pedagogical impact on individuals, "the problem field" of social and educational activities.
Семейный социальный педагог – воспитатель, который исполняет роль посредника во взаимодействии личности, общества, семьи. Он призван способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической культуры семьи. При этом минимизируется его вмешательство, и обеспечивается социально-педагогическая защита семьи и ребенка. Потребность в данных сотрудниках возникла в связи с тяжелой ситуацией в нашей стране. Ведь с каждым годом растет количество семей алкоголиков, которые не выполняют свою главную функцию – воспитательную. В результате и дети (подростки) начинают интересоваться алкоголем и попадают в зависимость от этого страшного недуга.
По данным официальной российской статистики в 2011 году зарегистрировано более 11,5 тысяч детей с диагнозом алкоголизм. И это только официальные данные! О скольких случаях детского алкоголизма еще неизвестно. Возраст алкоголиков неуклонно молодеет. В среднем в настоящее время в России возраст молодых алкоголиков составляет 11-13 лет. Именно поэтому социальному педагогу необходимо вовремя проводить профилактическую работу с детьми группы риска.
Подростковый возраст детей называется самым сложным. Если в семье один из родителей алкоголик (или оба), то у ребенка нарушается психика, вследствие чего ребенок попадает в зону риска употребления алкоголя, наркотиков. Существует ряд факторов, которые приводят к риску подросткового алкоголизма:
- Социальное (экономическое) неблагополучие. У подростков, растущих в социально-неблагополучных семьях, как правило, неудовлетворительные жилищные условия, наблюдается социальная изолированность, а также есть родители, которые часто злоупотребляют алкоголем. Вследствие этого подростки становятся частыми правонарушителями.
- Частые перемены жительства. Это немаловажный фактор. Частые перемены места жительства могут оказывать отрицательное влияние на подростка, его психическое состояние. Данный фактор сталкивает ребенка с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, одноклассниками, соседями, в связи с чем часто возникают трудности и проблемы. И чем чаще семья переезжает, тем выше опасность употребления алкоголя.
- Неблагоприятная окружающая среда. Не следует поселяться в тех районах, где высокий уровень преступности, неблагополучные семьи соседей, так как это является неотъемлемым фактором употребления алкоголя в такой среде;
- Семейная предрасположенность. Это один из самых важных факторов. Дети, которые рождаются или воспитываются в семьях с алкогольной зависимостью, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. Важную роль при этом играют как генетические факторы, так и влияние окружения. Примером может послужить то, что мальчики, рождающиеся (воспитывающиеся) в семье алкоголика, подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем те, которые рождаются в благополучных семьях. Если в семье позитивно относятся к алкоголю или родители употребляют его, чтобы расслабиться, а может, просто много пьют, появляется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
- Еще одним фактором риска и важной проблемой является доступность алкоголя. Несмотря на то, что существует закон о запрете продажи алкогольных напитков подросткам до 18 лет, продавцы продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности. А главной целью предприниматели видят только получение прибыли, и никак не задумываются о здоровье будущих граждан. Многие подростки злоупотребляют им именно по этой причине.
- Реклама. Проблема состоит в том, что алкогольная продукция открыто рекламируются. Все это очень сильно влияет на психику не только ребенка, но и взрослого. Психологическое воздействие на личность происходит в виде различных слоганов и, как правило, не осознается. Обнаружить это можно только с помощью психодиагностики, что делает их еще более опасными. Реклама принадлежит к числу макрофакторов. Задача педагогов - предупредить о влиянии алкоголя на организм и мерах предосторожности от опасной зависимости. Противостоять рекламе может только сформировавшийся подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.
Употребление алкоголя приводит к нарушению многих функций организма ребенка. Сюда относится нарушение чувства юмора, внутреннего самоконтроля, целеустремленности, стрессоустойчивости (ребенок становится раздражительным). Ухудшаются взаимоотношения с родственниками, близкими, друзьями, успешное овладение необходимыми умениями, признание и одобрение умелых действий многое другое.
Можно выделить следующие причины, по которым дети начинают пить: нечего делать, пьющие родители, нравиться, проблемы в семье, влияние общей культуры общества и другие.
Социальный педагог, проводя профилактику с малолетними алкоголиками, должен предлагать придерживаться определенных принципов. Они представляют собой положения, которые лежат в основе воспитания. Принципы предписывают постоянство и последовательность действий, как взрослых, так и детей при различных условиях и обстоятельствах. Они берут начало в цели воспитания и определяются природой воспитания как социального явления.
Принципы воспитания – практические рекомендации, которых следует придерживаться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать политику воспитательной деятельности. К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с органами опеки и попечительства, а также правоохранительными органами. Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на нее функциями. Адаптационные способности алкоголиков существенно снижены. Процесс семейного воспитания подростка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно, вследствие чего ребенок тоже начинает принимать алкоголь.
Социально-педагогическое воспитание должно реализоваться в основном в школе, которая сотрудничает с другими организациями и учреждениями. Главная цель – раскрыть учащимся и родителям отрицательное воздействие алкоголя на организм человека, взаимоотношения с другими (в том числе на семейные отношения), показать ущерб, который может нанести пьянство.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная задача социального педагога в работе с детьми-алкоголиками – укрепление взаимодействия с ними, а также использование всего комплекса педагогических средств для того, чтобы изменить стиль общения между детьми и родителями, сверстниками; воздействие на состояние подростка; корректировка его поведения. Социальный педагог помогает детям и их родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. В зависимости от характера проблем социальный педагог должен оказывать ребенку, употребляющему алкоголь, следующую помощь:
1. Осуществлять комплексную программу по образованию, воспитанию, развитию и социальной защите подростка в учреждениях и по месту жительства обучающегося.
2. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.
3. Выявлять потребности и интересы, конфликтные ситуации, трудности и проблемы, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
4. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.
5. Определить задачи, методы, формы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.
6. Организовывать различные виды социальной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
7. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
8. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.
9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.
Подростков необходимо вовлекать в организацию и проведение различных мероприятий познавательного, общественно-значимого и спортивного характера. В настоящее время существует система организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свои потребности в признании, общении, самоутверждении.
Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства подростка, обнаруживать «проблемное поле», проектировать и прогнозировать возможные варианты поведения ребенка, влиять на мотивационно-потребностную сферу. Он также должен уметь вызывать желание к самовоспитанию, самосовершенствованию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственных чувств, нравственного сознания, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка.
В работе с подростками внимание социального педагога должно быть направлено на повышение уровня их развития, чтобы выровнять возможности для «социального старта», восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами справиться почти невозможно. Поэтому необходимо мобилизовать все социальные силы: семью, поликлинику, образовательные учреждения, средства массовой информации, микросоциум, трудовые коллективы и т.д. Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода. Он позволяет включить в социальное регулирование подростков различные государственные и общественные структуры, школьные коллективы, семью и, прежде всего, самого учащегося.