Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Приходько Н.В. Литвиненко М.С.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ИМИДЖ И СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Белгородский государственный институт культуры и искусств

 

Задачей настоящей статьи является выявление общего, особенного и единичного в понятиях «лидерство», «креативность», «творчество», установление взаимосвязи и взаимообусловленности этих личностных новообразований. Объектом исследования является креативность и творчество как личностные качества студентов вуза культуры и искусств – будущих специалистов социокультурной сферы, а также выявление их влияния на формирование профессионально значимых лидерских качеств.

Ключевые слова: творческий потенциал, творческая активность, лидерство, креативность, имидж, статус, образовательное пространство.

The aim of the following article is finding out the general, peculiar and individual in the terms “leadership”, “creativity”, establishing the connection and interdependence of these personal terms. The object of the present investigation is creativity as personal characteristic of students of the institutions of higher education in the sphere of culture and arts - future specialists of social and cultural sphere, as well as defining their influence on the formation of professionally important leader characteristics.

Key words: creative potential, creative activity, leadership, creativity, image, status, educational area.

Творческая составляющая личности современного специалиста сама по себе является весьма значимым личностным качеством в любой сфере деятельности. Особую привлекательность она приобретает в сфере культуры и искусств, в рамках которой специалист может и должен использовать свой творческий потенциал, что способствует повышению его конкурентноспособности в соответствии с запросами практики. Нестандартные творческие решения способствуют самораскрытию и самореализации студента, что обеспечивает сначала его узнаваемости в студенческой среде, затем выделению его в определенных группах. Положительная динамика практической реализации творческого потенциала студента, как правило, вызывает симпатии окружающих и рост авторитета в студенческой среде, что является хорошей заявкой на лидерство.

Всегда ли творческая личность может претендовать на лидерство? И всегда ли личностный творческий потенциал субъекта деятельности бывает реализован на практике? Эти вопросы ставили перед собой многие ученые, исследователи, практики (Э. Фромм, Е.А. Гуськова и др.). Растить лидера необходимо в таких психолого-педагогических условиях, в которых актуализирована проблема творческой активности и креативности претендентов на лидерство, которые, в силу специфики вуза, составляют высокий процент от общего количества студентов института культуры и искусств. Формирование качеств, которые входят в структуру личности лидера, должно быть предусмотрено технологией формирования профессионально значимых лидерских качеств.

Целью нашей статьи является выявление общего, особенного и единичного в понятиях «лидерство», «креативность», «творчество», установление взаимосвязи и взаимообусловленности этих личностных новообразований. Объектом исследования является креативность и творчество как личностные качества студентов вуза культуры и искусств – будущих специалистов социокультурной сферы, а также выявление их влияния на формирование профессионально значимых лидерских качеств. Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативности и творческого потенциала как важных личностных новообразований лидера-специалиста социокультурной сферы.

Среди лидерских качеств важное место занимают творческий потенциал и творческая активность, а также креативность. В результате констатирующего эксперимента нами выявлены следующие результаты: среди 240 студентов вуза культуры и искусств хотят быть творческой личностью – 51%; из них считают себя творческой личностью – 38%; имеют творческий потенциал – 24% ; реализуют творческий потенциал в деятельности – 14%; хотят быть креативными – 46%; из них считают себя креативной личностью – 29% ; имеют креативный потенциал – 21% ; реально креативны в деятельности – 15%.

Анализ вышеприведенных данных свидетельствует о том, что лишь 50% респондентов проявляют интерес к таким личностным качествам, как творчество и креативность. Почти половина студентов, имеющих творческий потенциал и креативные задатки, реализуют их на практике. Однако необходимо учитывать тот факт, что далеко не все студенты правильно ориентируются в терминах «лидерство», «креативность», «творчество».

Мы рассматриваем творческий потенциал как «совокупность фундаментальных свойств личности, которые интегрируются в ее возможности и, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечивать протекание продуктивной деятельности, в которую включена личность» [1, с.229].

А.М. Матюшкин в своей работе «Загадки одаренности» объединяет понятия «креативность» и «творчество», отождествляя их значения, и рассматривает творческость (креативность) как первичный творческий потенциал –когнитивное и личностное «ядро» последующего творческого развития [3].

Мы же рассматриваем, исходя из цели нашего исследования с точки зрения поведенческой креативности, как одно из лидерских качеств личности. Автор делает упор на когнитивную креативность, которая выражается в совокупности творческого потенциала личности, особенностей ее творческого мышления. Нас в большей степени интересует процесс реализации творческого потенциала, т.е. поведенческая креативность личности. Наличие высокого творческого потенциала отнюдь не факт креативности личности, особенно в нашем случае, когда, прежде всего, подразумевается творческая активность. Репродуктивная и творческая активность. Репродуктивная творческая активность необходима, но недостаточно для реализации творческого потенциала личности.

Е.А. Гуськова выделяет следующие условия реализации творческого потенциала личности:

- внутренние психологические факторы, такие как мотивация, творческие способности, Я-концепция, творческие умения;

- внешние социально-психологические факторы, такие как, особенности взаимодействия с окружающими (межличностные отношения), а также особенности учебно-воспитательного процесса.

Не отвергая значимости выделенных автором условий, мы, исходя из темы нашего исследования, наиболее значимым условием развития творческого потенциала и креативных качеств студентов вуза культуры и искусств считаем создание воспитательного пространства вуза, способствующего целенаправленному развитию профессионально значимых качеств будущего специалиста, и. прежде всего, творческой активности, креативности, лидерства.

Креативность рассматривается в педагогической и психологической литературе как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания, а также как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

«Личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях» [2, с. 107].

Гилфорд выделяет 6 параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу [5].

Стенбегр [6] подчеркивает, что креативность предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

«Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда как ситуативное свойство, как мотивированная база для развития креативности» [2, с. 106].

Творческие способности личности могут развиваться в специально созданной педагогически целесообразной среде, к которой и относится образовательное пространство вуза культуры и искусств. Более того, в таких, условиях, в силу требований к современному специалисту социокультурной сферы, становится возможной всеобщая творческая самореализация студентов на основе специально разработанных психолого-педагогических технологий.

Однако, это идеальная сторона дела, которая не всегда реализуется на практике. Не смотря на то, что в вуз культуры и искусств приходят креативные, с творческим потенциалом студенты, их творческая активность индивидуальна и далеко всегда соответствует творческому потенциалу личности.

И.М. Невлева, У.С. Некрасова рассматривают имидж как явление, которое существует в форме двух составляющих: как «имидж типический» и «имидж индивидуальный». По их мнению, если «типичный имидж» формируется стихийно и является следствием неосознанного стремления человека к социальной самоидентификации, то «индивидуальный имидж» является результатом творчества человека, его планомерной работы над собой. Эти две составляющие соотносятся друг с другом как базис, к которому впоследствии присоединяется надстройка. [4, с. 146].

Индивид является весьма устойчивым социальным явлением, характерным для самоутверждения личности в окружающей его действительности. Имидж студента складывается из естественных свойств личности и свойств, специально сформированных в педагогической среде воспитательного пространства вуза, способствующем личностному продвижению студента от осознания им личностной социальной значимости до утверждения своей социальной. позиции сначала в студенческой среде, а затем и в профессиональной деятельности.

 Одним из важнейших условий формирования имиджа является обоснованный и понятный самой личности устойчивый интерес для продвижения к поставленной цели, т.е. к определенной социальной роли. К таким социальным ролям относится и лидерство.

Согласно теории социальных ролей, разработанной К.Халлом и Э. Томеном, социальная роль зависит от социального статуса в обществе, т.е. имиджа. Имидж позволяет субъекту, работая над собой, создавать свой собственный образ, что часто выделяет его в среде сверстников, т.е. раскрывает возможности претендовать на лидерство. В этом случае очень важна так называемая «индивидуальная жилка» как составляющая имиджа, которая соответствует ожиданиям группы и импонирует ее участникам.

 

Литаратура:

1.  Гуськова, Е.А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза / Е.А. Гуськова// Фундаментальные и прикладные исследования. Вестник Белгородского университета потребительской кооперации № 3 (18), Белгород, 2006 г. – с. 229-232.

2.  Краско, Е.Ю. Проявление креативности и ее развитие у детей / Гуманизация образования. Научно-практический международный журнал № 4, 2008 г. – с. 106-110.

3.  Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. – М.: Школа-пресс, 1993. - 127 с.

4.  Невлева, И.М., Некрасова, У.С. Личностный имидж как акт самоидентификации / И.М. Невлева, У.С. Некрасова // Фундаментальные и прикладные исследования. Вестник Белгородского университета потребительской кооперации № 3 (18), Белгород, 2006 г. – с. 144-146.

5.  Guilford Y. P. The nature of human intelligence. – N. Y.: Mc-GawHill, 1967.

6.  Stenberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Stenberg. – 1985. – P. 5-13.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.