Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 37-021.465

Уваровский А.П.

педагогика развития как методологический ресурс качества современного образования

Управление образования г. Ростова-на-Дону

 

This work deals with: process of training as presented by unique pedagogical educational project aimed at development of intellectual resource of the personality. The principle of ambiguity is considered as the main one characterizing the phenomenon of “pedagogy of development”.

Key words: resource of quality in education, development, reflection, thesaurus, value dispositions.

Эта работа о: представлении процесса обучения уникальным педагогическим проектом формирования и развития интеллектуального ресурса личности. Принцип неопределенности выступает базовым, характеризуя феномен «педагогика развития».

Ключевые слова: ресурс качества образования, развитие, рефлексия, тезаурус, ценностные диспозиции.

Качество образования рассматривается сегодня как основной критерий, характеризующий состояние системы образования в режиме функционирования и одновременно прогнозирующий перспективы его непрерывного обновления в условиях динамизации процессов роста научного знания, развития новых технологий, глобализации межкультурного взаимодействия. Категория «качество» позволяет рассматривать феномен как явление, отражающее одновременно с индивидуальным «всеобщее». Качество образования, условно выделенное нами как свойство, определяющее уникальность феномена «ресурс качества» образования, характеризует многоаспектность, многомерность, комплексность, синергетический характер описания.

Гуманитарная направленность современного образования предопределяет смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального, особенного. Формируется новый взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную систему. Изменяются представления о способностях, потенциале и целях человека. Образованность понимается сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, с высокой степенью их продуктивности. Предполагается моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль занимала бы не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и так далее, а создание условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности.

Само понятие «развитие» изначально сводится к некоторому развертыванию потенциально имеющегося. Существующие теории развития личности – психосексуальная (З. Фрейд), психосоциальная (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин), когнитивная (Ж. Пиаже), теория нравственного развития (Л. Кольберг), теория поведения (Ф. Скиннер, Дж. Уотсон,), гуманистически ориентированные теории (А. Маслоу, К. Роджерс), деятельностная (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) рассматривают различные аспекты развития личности: биологические, психологические, социальные.

Возникает необходимость целостного, системного рассмотрения проблемы развития. Рефлексия в этом случае выступает системообразующим фактором. Так, например, рефлексия может быть рассмотрена как способность, исходя из этимологии понятия «способ». Отсюда «способный» – значит, владеющий множеством способов. Ещё Дж. Локк [3] осмысливает рефлексию как «умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы». Затем эта способность, обозначенная П. Тейяром де Шарденом [4] как отличительная человеческая способность (а именно она, по его словам, сделала человека человеком, выделив из всего животного мира), характеризуется тем, что человек уже не просто знает, а знает, что он знает.

Д. Райнери [2], выделив два типа рефлексии – «онтологическую», понимаемую как способность пребывать в логике содержания знания, и «психологическую», обращенную к субъекту как источнику знаний, который волен поступать либо в логике содержания знания, либо в логике своего состояния, открыл путь изучения психологической рефлексии. Она функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе. Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и так далее.

Итак, рефлексия – это механизм, благодаря которому система  обретает способность к самоорганизации. 

Особенности рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии, иначе говоря, субъектные тезаурусы (М.С. Мириманова), определяют потенциал личностного роста.

Тезаурус – динамичная самоорганизующаяся система, которую мы создаем и корректируем, будучи в постоянном взаимодействии с миром вокруг нас. Рефлексия обеспечивает осуществление коррекции взаимоотношений и взаимосвязей субъективной реальности и существующей объективной, позволяя реорганизовывать, трансформировать сложившуюся систему в том случае, если она ограничивает и снижает гибкость реакций личности.

Направленность рефлексии позволяет смотреть не столько «на себя», сколько «в себя», получая отражение существующих глубинных субъективных подсистем разных уровней. Уровни развития личности соотносимы с иерархией уровней рефлексии. Многофакторность рефлексии обеспечивает возможности перехода от одного вида деятельности к другому. При этом освоенные виды деятельности используются в качестве материала для освоения новой. С позиций новой деятельности индивид строит новые смыслы, исходя из которых, он понимает и прежнюю деятельность. Таким образом, включение индивида в новый вид деятельности мотивирует смыслопоисковую деятельность, позволяя рассматривать прежнюю в контексте новых смыслов. То есть рефлексия является источником порождения новых идей [2; 3].

Деятельность – основа развития личности. В целостном процессе деятельности выделяют две стороны: «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей».

Предметно-практическая деятельность обеспечивает преимущественно воспитание интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений осуществляется воспитание социальной активности личности. В процессе развития происходит выдвижение то одной, то другой стороны деятельности, усиливая то интеллектуальную, то социальную активность личности, обусловливая смену периодов ее становления в онтогенезе.

Любая деятельность субъекта есть функция субъективных репрезентаций внешней среды, и ее эффективность, таким образом, зависит от адекватности этих репрезентаций. Информация является инструментом познания и взаимодействия с окружающим миром. Процесс потребления и переработки информации составляет содержательную основу процесса личностного развития.

Важнейшим информационным образованием индивидуального сознания является картина мира (когнитивная карта). Картина мира суть средоточие индивидуальности человека, механизм и одновременно цель развития.

Развитие личности может быть соотнесено с оформлением ценностных диспозиций. Именно ценностные диспозиции, или мотивы деятельности, являются звеном, соединяющим цели и средства человеческой жизни, цель жизни и поведение по ее воплощению. Жизненные цели складываются как следствия актуализации той или иной системы ценностных диспозиций и фиксаций ее в сознании человека в качестве эталонной.

Структуризация ценностных диспозиций соотносима с моделью иерархии потребностей, предложенной А. Маслоу [6], определяет как исходную, так и конечную точку мотивационной структуры развивающейся личности. Ценностные диспозиции, организующие поведение по поддержанию гомеостаза организма и обеспечению психологического комфорта, выступают в качестве низших потребностей, которые в значительной мере обеспечиваются генетически детерминированными поведенческими стереотипами.

Достижение личностью определенных высот саморазвития приводит к формированию в качестве ведущих ценностей самоуважения, общественного признания и одобрения, достижения успеха.

На высшем уровне развития личности ведущую роль начинают играть ценности самоактуализации, реализации возможностей и творческих способностей, потребность в осмыслении мира.

Для достижения жизненных целей используются два типа поведения: «естественное» и «ритуальное» [5]. Естественное поведение – индивидуальнозначимо и эгоцентрично, оно направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им. Ритуальное поведение – «правильное» поведение – средство обеспечения стабильности социальной структуры.

Система образования призвана решать задачи включения «механизма» ритуального поведения, освоения его «правил» с целью обеспечения непрерывного и преемственного движения человека «вверх» по шкале ценностей.

Приведение в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности осуществляется в контексте интеллектуальной деятельности. Интеллектуальное развитие человека приобретает особую актуальность в условиях перехода общества в информационную стадию развития.

Принцип неопределенности [1] выступает базовым методологическим принципом педагогики развития, согласно которому результаты развития гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны. Поэтому для таких систем применяется вероятностное прогнозирование, позволяющее представить процесс обучения как уникальный педагогический проект.

Качественно-количественные показатели мониторинга реализуемых проектов позволяет представить в итоге матрицу качества, обусловливая возможности критериальной оценки качества интеллектуального ресурса как интегративного феномена, характеризующего индивидуальные формы сущностных и бытийных проявлений человека, развивающегося в своей целостности.

 

Литература:

1.  Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: «Школа», 1994.

2.  Визуальный словарь. Электронное издание. 2005.

3.  Локк Дж. Избранные философские произведения. – М., 1960. Т. 1.

4.  Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

5.  Шрейдер Ю.А. Ритуализация поведения и формы косвенного целеполагания // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979.

6.  Maslow A.H. The Psychology of Science: A Reconnaissance. – N.Y., 1966.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.