Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Мефёд О.А.

ПленЭр как способ изучения окружающей предметной среды в процессе профессиональной подготовки художника.

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

 

These abstracts reveal the importance of open-air training for the artist.

 Keywords: object-environment, plein air, professional training.

Данные тезисы раскрывают значение пленэра для профессиональной подготовки художника.

Ключевые слова: предметная среда, пленэр, профессиональная подготовка.

Пленэр… Сегодня можно часто услышать это слово не только применительно к живописной практике. Это не только выход на «открытый воздух» с мольбертом, красками, кистью. Ежегодно по всему миру проходят пленэры не только художников, скульпторов, архитекторов, но также и, например, журналистов и людей совсем не творческих специальностей. Пленэр здесь выступает как Место на открытом воздухе, на природе, дающее возможность оторваться от ежедневных забот и сосредоточиться на решении конкретных задач и отдохнуть от суеты городского пространства. Кроме того, человек здесь гармонично сливается с природой и ощущает связь с ней, становится ее частью.

Так пленэр становится средством решения многих задач. На открытом воздухе проводятся семинары и  научные конференции. В наши дни особо актуальна стала связь природы и образования, по-новому зазвучал принцип природосообразности обучения, предложенный Жан Жаком Руссо. В книге «Эмиль» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо верно указывал, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на при­роде ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту.

Руссо считал, что обучать рисованию можно исключительно с натуры. Он утверждал, что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы, и других образцов, кроме самих предметов. Надо рисовать дом с дома, дерево с дерева, а не с их изображений на бумаге, которые являются лишь условными подражаниями[1].

Связывая образование и природу можно проследить исторический путь эволюции культурологической среды от философской «Академии» Платона (470 лет до н.э.), располагавшейся в саду, и перипатической школы Аристотеля, через средневековые монастырские загородные поселения – кампусы для обучения школяров, университеты (universitas) – как кооперации, сообщества профессионалов, единомышленников, - до сегодняшних знаменитых университетских кампусов Оксфорда, Кембриджа, Гарварда и Йеля[2].

Рассмотрим более близкую нам тему художественного пленэра. Для художника живопись на открытом воздухе есть не только выход на природу, уход от городской суеты. Это еще и выход за пределы четырех стен мастерской. Пройдемся хотя бы по нижегородскому вернисажу и увидим полотна не только с отображением дикой природы (а это именно то, что ожидает увидеть обыватель в результате пленэрной практики), но и вполне урбанистичные изображения. Выйдя из студии, художник вольно или невольно оказывается в среде города и пишет свой край и человека, живущего в нем. А городские окраины, часто оказывающиеся в его поле зрения представляют собой сложное переплетение искусственной и естественной предметных сред. Толи архитектура сливается с природой, толи дикорастущие растения вростают в дома и становятся их архитектурными элементами.

Кстати, импрессионисты в 70-е годы XIX века придавали едва ли не первостепенное значение пленэру в живописи. Прежде всего, они требовали внимания к повседневной жизни человека, к природе, его окружающей. Они выходили со своими мольбертами из ателье и работали на пленере, стремясь как можно непосредственнее передать на полотне то, что они видят, свое личное восприятие жизни.

Таким образом, художник с одной стороны становится неким исследователем, анализирующим и отражающим урбанистическую действительность. Он любуется и одновременно обнажает нам, простым обывателям, всю правду этакого симбиоза искусственного и естественного.

С другой стороны, окружающая предметная среда оказывает на художника свое влияние посредством предложения ему определенного круга тем для размышления с кистью и карандашом в руках.

 

Литература:

1. Ростовцев Н.Н. Методика ИЗО//М., ВШ.- 1998. –С.32.

2. Киреева Т.В. Формирование культурной среды ансамбля загородной бизнес-школы. Автореферат диссертации. //ННГАСУ. – 2007. С.4

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.