Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 331.6 ББК 65.240

Лукин В.В. - д.п.н., профессор

Лукин Д.В. - к.п.н.

Социализация рынка труда.

ГКУ МО Балашихинский ЦЗН, Государственный университет управления, Администрация городского округа Балашиха

 

Это работа о проблеме

В статье авторы обоснуют необходимость развить у учеников умение самостоятельно овладевать новыми знаниями и информацией.              

Ключевые слова: образование, рынок труда, выбор профессии, человеческий капитал.

Мы живем в эпоху перемен – время это, как известно, неблагодарное, однако оно дает шанс разрешить множество накопившихся противоречий. Но есть вопросы – прежде всего социальные, - которые нельзя откладывать, поскольку от ответов на них зависит жизнь конкретных людей – сегодня и в будущем.  Об этом свидетельствует анализ любой сферы общественной жизни. Смена идей, зна­ний, технологий происходит скорее, чем смена человеческого поколения. А это означает, что при обычном, традиционном образовании научить человека на всю жизнь невозможно не только в хорошей школе, но и  в самом лучшем университе­те. Что же делать?

Мы считаем, что перед современным образованием все более неотложной становится задача научить ученика самосто­ятельно овладевать новыми знаниями и информацией, научить его учиться, выработать потребность в обучении на протяжении жизни.

Традиционный вопрос, который задают учащиеся школ и их родители: какую специальность выбрать? Вопрос, который подразумевает сразу несколько ответов: нужно получить такую профессию, чтобы после окончания вуза или другого учебного заведения найти престижную, высокооплачиваемую работу, которая позволит жить ярко, красиво и весело!

Так какую же профессию выбрать? Что модно сейчас? Что востребовано? Что перспективно? Что престижно? Что надежно, что при любой погоде и власти приносит заработок?

Вопросы, на которые, к сожалению, невозможно дать однозначный ответ — как невозможно, основываясь только на ра­циональных мотивах, посоветовать молодому человеку, какую девушку выбрать в жены: инородное рано или поздно будет отторгнуто и телом, и душой. Потому что, выбирая профес­сию, человек выбирает и стиль жизни, и стиль мышления, и круг общения, к которому он хотел бы принадлежать в бу­дущем.

Так или иначе, по при выборе профессии молодой чело­век прежде всего ориентируется на свои внутренние мотивы и склонности. Как правило.

Вопрос в том, как все это увязать с запросами рынка труда?

Многолетний опыт и накопленные наблюде­ния позволяют нам сделать некоторые прогнозы. Они не дадут ответа на вопрос «Какую специальность выбрать?» - дело это, если можно так выразиться, почти «интимное». Но они помогут понять, без чего трудно будет успешно «встроиться», вписаться в рынок труда недалекого будущего.

Главное «проблемное место» рынка труда при рыночной экономике — хроническая нехватка специалистов по продажам. Были периоды невероятной востребованности бухгал­теров, недостатка в топ-менеджерах; «эпидемии» поисков про­давцов элитных магазинов, рекламистов, маркетологов, логистов. Недавно резко повысился спрос на инженерно-техни­ческий персонал. Неизменной на этом фоне на протяжении более десяти лет остается востребованность специалистов по продажам, которая постоянно в 1,5—2 раза превышает предложение. Они требуются практически в любой отрасли. Но специально их не готовит ни один вуз.

Потому что это не специальность — это умение определен­ным образом мыслить и действовать.

Умение продавать давно уже перестало восприниматься обществом как «буржуазный пережиток». В переводе на че­ловеческий язык — это умение понимать и учитывать интере­сы клиентов, т. е. потребителей товаров и услуг, производи­мых вашей фирмой. Мы не случайно выделяем слово «вашей». Ведь «своей» должны воспринимать фирму, организацию все работающие в ней сотрудники, а не только владелец или вла­дельцы. Именно при таком психологическом настрое каждый сотрудник достигает на рабочем месте положительных резуль­татов и для себя, и для фирмы.

Так и хочется воскликнуть, обращаясь к выпускникам: учитесь искусству продавать! Учитесь понимать и любить потребителей ваших товаров и услуг! Это станет вашей первой ступенькой успешного вхождения в рыночную экономику.

Недавно в одном бизнес - журнале появились результаты опроса более 16 тысяч представителей российского бизнеса на тему «Каких именно кадров всем вам недостает?». В са­мом большом дефиците оказались компетентность (42%) и ответственность (40%). Если же коротко процитировать приведенные ответы руководителей бизнеса, мы увидим все те же типичные проблемы, о которых специалисты рынка кадровых услуг не устают напоминать со всех доступных им трибун:

−       не хватает кадров, желающих и способных меняться в соответствии с темпами глобальных изменений в мире;

−      самая существенная проблема: сложно найти думающих людей;

−      российскому бизнесу не хватает подкованных людей. Что касается личных качеств, в дефиците ответствен­ность, точность и пунктуальность;

−      слабое место — знание иностранных языков;

−      недостаток собственных знании в сфере экономики и права;

−      в дефиците специалисты-практики, работающие по про­филю. Для многих высшее образование - некая формальность, в дальнейшем человек работает по другой специальности, отчего снижается общий уровень про­фессионализма;

−       не хватает менеджеров, стремящихся к повышению про­фессионального мастерства и адекватно оценивающих себя.

Чем можно объяснить такую ситуацию? Оценивать ее мож­но С разных точек зрения. Но поскольку речь у нас идет о вы­боре профессии и об образовании, давайте посмотрим с этой стороны. Общей стала мысль, что подготовка специалистов во многом не отвечает требованиям современною рынка труда, основная характеристика которого — очень высокие темпы изменений. Профессиональная школа регулярно задает вопрос: «Скажите, какие специалисты и в каком количестве потребуются через пять лет? Мы их вам подготовим, но про­гнозы на многие годы вперед — это иллюзия. Отставание профессиональной школы — неизбежный процесс: пока пишутся и издаются учебники, разрабаты­ваются методики — рынок труда в очередной раз уходит далеко вперед. И молодому специалисту с дипломом неизбеж­но приходится доучиваться. Изучение рынка труда и труда и тенденций его развития — это обязанность и профессиональной школы тоже.

Что порождает следующие противоречия:

−      несоответствие профиля подготовки молодого специа­листа характеру предстоящей работы;

−      неадекватность притязаний выпускников реальным воз­можностям карьерного роста и материального достат­ка, которые предлагает работодатель (хотят получить, как правило, больше того, чего стоят на самом деле);

−      неумение при наличии фундаментальной теоретической подготовки разобраться с элементарными повседневны­ми производственными проблемами и т. п.

Почему это происходит? Да потому, что современный биз­нес — это постоянное решение не типовых задач, а необхо­димость все время генерировать и реализовывать новые идеи. В профессиональных учебных заведениях такому не учат!

Порой работодатели, ищущие персонал, и соискатели, ищу­щие работу, напоминают людей, бегущих по разным берегам реки. Казалось бы, цель у них одна, но... Люди видят друг дру­га — и не понимают. Они хотят встретиться, чтобы стать по­лезными друг друга — и не могут найти моста. Представите­лям бизнеса некогда ждать и строить «мост», а специалисты, бегущие по другому берегу, не всегда понимают, что от них хотят получить владельцы и руководители бизнеса.

Еще совсем недавно на знамени идущих в авангарде было написано: «Побеждает тот, кто сильнее». Жизнь заставила из­менить взгляды, и теперь лозунг звучит по-другому: «Побеж­дает тот, кто быстрее!»

Это лозунг и для тех, кто еще только выбирает про­фессию, и для тех, кто выходит с дипломом на рынок труда. Учиться быстрее, чем конкуренты. Не бояться отличаться от дру­гих. Меняться, если того требуют жизнь и бизнес. Уметь не толь­ко искать новые знания, но и применять их на практике.

Современные работодатели ценят:

−      умение работать в команде, т. е. умение учитывать не только личные интересы, но и интересы общего дела;

−      хорошие навыки общения с персоналом фирмы, представление о том, какие нормы поведения существуют в бизнес - среде;

−      способность системно мыслить, перерабатывать большие объемы информации и уметь вычленять главное;

−      нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекват­ность.

Неплохо бы иметь в виду, что для многих руководителей - когда речь заходит о молодых специалистах первичным яв­ляется не профессионализм, а личность человека: его лидер­ские качества, амбициозность, мобильность, гибкость по отно­шению к требованиям компании.

Одним из главных критериев отбора сотрудников для мно­гих работодателей становится высокая мотивация к работе. Для некоторых претендентов — это единственный шанс по­бедить в конкурсной борьбе за интересное место работы,

Мы не устаем повторять, что на современном рынке труда невозможно всерьез претендовать на престижное место рабо­ты, во-первых, без хороших знаний в области информацион­ных технологий, во-вторых, без знания иностранных языков.

Так какую же профессию выбрать вступающему в само­стоятельную жизнь человеку?

Мы ведь так и не дали ответа на поставленный вопрос. Вместо традиционного перечня: логист, маркетолог, специа­лист по качеству и т. п. - хотелось бы предложить совсем иной поворот. В жизни все гораздо сложнее... И тем не менее, с на­шей точки зрения, среди одинаково важных элементов соци­альной политики есть, что называется, первый среди равных. Мы имеем в виду образование, обладающее мощнейшим мультидисциплинарным и мультипликативным эффектом. Делая на него ставку, нельзя проиграть.

Почему? Если рассматривать образование узкопрофессионально, то это приобретение некоторого набора знаний, достижение определенных квалификационных характеристик, позволяющих получить некий пропуск на рынок труда (хотя, как специалисты по рынку труда, мы полагаем, что эта связь не обязательно бывает прямой).

Система образования безусловно консервативнее рынка труда. События и спрос на рынке труда изменяются, модифицируются быстрее, чем на них способна реагировать система образования. Во всяком случае, бум новой экономической формации на профессии для вторичного экономического сек­тора (финансы, кредит, страхование, реклама) очень быстро сформировал спрос на бухгалтеров, финансовых директоров, финансовых менеджеров. Какое-то время спустя он был удов­летворен, и мы столкнулись с проблемой незанятости лиц с профессиями, которые еще недавно были востребованы на нашем рынке труда.

Но значит ли это,  что образование заведомо находится в проигрышном положении, что оно никогда не сможет пре­дугадать будущее? Совсем нет. Фундаментальная, эффективно выстроенная система образования имеет огромные преимущества и чрезвычайно, если можно так выразиться, влиятельна. Об этом у нас почти не говорят, очевидно, не замечая того, что образование, в свою очередь, обладает по­трясающим ресурсом для формирования рынков труда «под себя».

Так что образование изменяет качество человеческого капитала? Разумеется. Есть и еще один чрезвычайно важный ракурс, и он связан с демографией. Двадцать лет назад всего несколько российских исследователей говорили о том, что в стране демографический кризис. Поразительно, с каким рав­нодушием и научное сообщество, и общественность реагировали на эти выступления. И даже анализ феномена сверхсмертности практически никого не тревожил. А это явление поис­тине наше национальное бедствие.

Снижение рождаемости — общемировая тенденция. Но вот низкая продолжительность жизни, отмечаемая в нашей стра­не, абсолютна уникальна. Дело даже не в том, что она невели­ка, гораздо трагичнее тот факт, что Россия движется по об­ратной демографической траектории. Причем в XX веке про­должительность жизни у нас росла довольно приличными темпами: к середине 60-х годов мы практически догнали За­падную Европу.

Ана­лиз демографических закономерностей позволяет выявить «очаги» смертности, поскольку продолжительность жизни, как оказывается, различается в разных социальных группах. Так вот, у людей с высшим образованием она на три — пять лет выше. Если учесть, что средний показатель для россий­ских мужчин — 57—58 лет. Пять лет — огромная цифра. Скеп­тики сомневаются: неужели два-три десятка прочитанных книг могут удлинить жизнь? Конечно же, дело не в этом. Просто люди с высшим образованием, как правило, ведут бо­лее правильный образ жизни, у них другая культура отноше­ний, в том числе к жизни и к синему здоровью. Люди с выс­шим образованием более устойчивы к стрессам: даже если все деньги в одночасье прогорели и результате какой то денежной реформы или в неуспешном банке, у них есть другие ценности, существенный профессиональный ресурс, который можно реализовать на рынке труда. У них большая устойчивость к жизненным испытаниям, потому что знания в отличие от денег,  которые можно потерять, остаются...

Инвестиции в образование пусть опосредованно, но вли­яют на демографическую ситуацию и рост продолжительно­сти жизни, а значит, и на сокращение смертности. Казалось бы, логичнее вкладывать больше средств к систему здравоох­ранения, что традиционно и делается. Но учитывается ли при этом, что система здравоохранения «контролирует» 10—15% прироста продолжительности жизни, экология —тоже 10—15%, около 20% связаны с генетическим фактором, а все осталь­ное — это образ жизни... Формируя культуру человека в ши­роком смысле, образование, по существу, способствует удли­нению его жизни.

Дело еще и в том, что здравоохранение вмешивается тог­да, когда заболевание уже есть (а значит, и некоторая угроза здоровью): хорошая медицина спасает человека, плохая —упускает. То, что мы скажем, наверняка вызовет критику. Однако рискнем. Образованность, культуру и здравое отно­шение к своему организму не заменить никакими диагности­ческими центрами...        

Доступность высшего образования, что является великим достижением российского общества, обеспечена, но именно это служит причиной его девальвации. Тот качественный ре­сурс образования, который существовал 20 лет назад, несом­ненно выполнил роль некой демпфирующей подушки для нескольких поколений, для многих социальных групп в неимо­верно трудный для населения период экономических преобра­зований 90-х годов. Именно значительный образовательный запас позволил людям переквалифицироваться, найти себе применение в других сферах, освоить новые профессии. Но это — удел интеллектуальных людей. И даже хорошая ак­тивность многочисленных эмигрантов-россиян, сумевших впи­саться в новую для них среду, обусловлена достаточно высо­ким стандартом знаний, которые получили выпускники со­ветской системы высшего образования.

Сейчас мы потеряли это качество: получение диплома абсо­лютно не означает наличия у человека того ресурса, с которым можно прийти на эффективные рынки труда. То есть ны­нешний вузовский диплом отнюдь не всегда является пропус­ком к престижным, доходным рабочим местам и т. д. Однако, с нашей точки зрения, даже некачественный диплом лучше, чем его отсутствие: этот документ, подтверждающий желание человека перейти в более высокую социальную страту (что само по себе хорошо), не позволяет ему опуститься на соци­альное дно. Но мы попадаем в новую «петлю», способную «за­душить» производство, — катастрофически не хватает рабо­чих рук, квалифицированных рабочих...

Дефицит высококвалифицированных рабочих вызван, с одной стороны, полным провалом системы профессиональ­но-технического образования, с другой — абсолютным паде­нием их престижа (результат низкой оплаты труда).

Необходимо наладить систему начального и среднего технического образования — другого выхода просто нет. Ну и, вероятно, ра­ботодателям, которые задыхаются от дефицита рабочих рук, придется (посредством приемлемых форм оплаты труда) при­влекать на современные рабочие места и людей с высшим об­разованием.

Задача построения кадровой политики по отношению к молодежи — многоцелевая. Во-первых, все компании стал­киваются с тем, что выпускники профессиональной школы получают в основном теоретическую подготовку. Они не го­товы адаптироваться к стремительно меняющейся бизнес - среде. Службам по управлению персоналом приходится продумы­вать, как мотивировать, адаптировать и развивать молодых специалистов, чтобы добиться соответствия вчерашних сту­дентов их новым функциональным задачам. Во-вторых, нуж­но формировать кадровый резерв, что требует системного под­хода к осмыслению структуры бизнеса. Кадровый резерв — группа квалифицированных работников компании, прошедших предварительный отбор, специальную подготовку и являющихся внутренними кандидатами на замещение ва­кансий вышестоящих должностей руководителей. В-третьих, на сегодняшний день очень остро стоят вопросы именно про­фессионального обучения студентов и школьников.

Спрос сегодня не на диплом (кусочек картона), а на компетенции — не важно, будут ли они находиться в рамках диплома или за его пределами. Чем выше компетентность по ка­кому-то вопросу, чем большим набором компетентности в тех иных сферах владеет работник, тем выше его рыночная стоимость как специалиста. В любом случае образование россиян — это наш будущий социальный ресурс, который в действительности является не следствием, а предпосылкой экономического роста.

 

Литература:

1.  Лукин В.В., Самоделов В.Г., Рагозин Ю.И., Дедков А.К. Прогнозирование спроса и предложения по управлению человеческим капиталом: проблемы, концепции, управление. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.

2.  Князев В.Н., Лукин В.В., Самоделов В.Г., Дедков А.К. Региональный рынок труда. М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

3.  Лукин В.В. Информатизация рынка труда и образования. М.: Образование и информатика, 2003.

4.  Лукин В.В. Единство образовательной и кадровой политики как инструмент развития методической системы обучения в условиях информационного общества. М.: Информатика и образование, 2002.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.