УДК 378.1:574
Бубела О.В.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Данная статья раскрывает сущность эколого-педагогической и социально-экологической компетентности. Представлены некоторые пути становления социально-экологической компетентности будущих учителей начального образования.
Ключевые слова: эколого-педагогическая компетентность, социально-экологическая компетентность, экологическая культура, экогуманитарная образовательная парадигма.
This article opens essence of ekologo-pedagogical and socially-ecological competence. Some ways of formation of socially-ecological competence of the future teachers of elementary education are presented.
Keywords: ekologo-pedagogical competence, socially-ecological competence, ecological culture, eko-humanitarian educational paradigm.
Вопросы взаимоотношений человека с миром природы относятся к числу глобальных мировых проблем, в решении которых главную роль играет эффективное функционирование системы социально-экологического образования, имеющего универсальный и междисциплинарный характер. Сам процесс экологизации жизни общества, процесс становления экологической культуры отображает современную высокую социокультурную динамику и порожден саморазвитием, самоорганизацией системы духовной жизни общества.
В современном экологическом образовании одно из ключевых мест должно отводиться высшей школе. Такое утверждение объясняется тем обстоятельством, что именно в вузе осуществляется подготовка профессиональных кадров. Известно, что цель профессионального образования – организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Профессионал должен быть всесторонне образованным в своей области знаний и состояться как специалист, способный самостоятельно, а значит, свободно и ответственно решать узкоспециальные задачи, влекущие за собой определенные последствия. Следовательно, крайне важно, чтобы в будущей профессиональной деятельности, при принятии ответственных решений, от которых будет зависеть экологическая безопасность общества и природного окружения, ее руководящей доминантой выступали экологические императивы.
Формирование ценностного отношения к миру природы, начиная с первых этапов развития личности, рассматривается современной психолого-педагогической наукой и практикой как одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений. Именно ценностное отношение к природе, как утверждают ученые (Н.Ф. Винокурова, С.Д. Дерябо, К.С.Лосев, Н.Н. Моисеев, В.В. Николина, В.А. Ясвин и др.), можно считать средством преодоления экологического кризиса, обеспечения коэволюционного подхода в системе «человек-природа», сохранения и преумножения природных богатств.
Новая социокультурная экологическая ситуация существенно изменяет роль педагога и содержание его деятельности, выводя их за пределы узкопрофессиональной компетенции, повышая ответственность за результаты экологического образования молодого поколения [1].
Трансформация экологического сознания будущего педагога в навыки и умения по организации экологического образования младших школьников порождает потребность в овладении новой профессиональной компетентности, востребованной во многих сферах социальной практики – эколого-педагогическая компетентность [3]. Учитывая, что в постиндустриальную эпоху меняется сама базовая концепция человека, еще полнее обнаруживая его непосредственную включенность в социально-экологическую среду, представляется логически верным специальное обозначение частного случая понятия экологической компетентности, конкретизируемое как социально-экологическая компетентность.
Социально-экологической компетентности отводится ключевая роль в рамках необходимого для педагога «осознания новой экогуманитарной образовательной парадигмы, глубокого осмысления актуальности экогуманитарной коррекции культуры» [2].
Таким образом, формирование социально-экологической компетентности становится доминантным при подготовке специалистов-педагогов начального образования.
Возникает необходимость создания определенных условий для эффективного формирования социально-экологической компетентности будущих специалистов в области начального образования, таких как:
-
Ø внутрипредметная подготовка средствами системной интеграции;
-
Ø организация проектного обучения;
-
Ø создание экологосообразной образовательной среды.
Для формирования активной личности будущего специалиста начального образования необходимо продолжить ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повешение качества экологической подготовки выпускников. Продуктивным условием для выполнения данной задачи является участие студентов в разнообразных научных и общественных формах экологической деятельности. Важно создавать условия для проявления деятельностно-практического отношения к природе.
Современная экологическая ситуация обусловливает необходимость включения будущих специалистов-педагогов начального звена в разрешение проблем экологических ситуаций, а формирование социально-экологической компетентности личности должно выступать одной из стратегических задач современного высшего педагогического образования.
Литература
1. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. Учебное пособие. – М.:РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. 128 с.
2. Перфилова О. Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании/Автореф. дисс…к.п.н.- М., 2007
3. Роговая О.Г. Эколого-педагогическая компетентность как результат экологизации педагогического образования.//«Теория и методика обучения» - с.192-193