Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК: 371.68:004.9

Бухмин А.В., Россихин В.В., Мегера В.В.,

Кривошей А.В., Полякова Н.Б.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛЕКЦИИ – МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ, ДЕТСКОЙ И ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ УРОЛОГИИ ХАРЬКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Харьковская медицинская академия последипломного образования

 

The work presents an analysis of use of multimedia lecture-presentations (MMLP) in postgraduate education of doctors. The use of MMLP increases comprehension quality, compliance of students with the presented information, and the level of emotional and professional involvement.

Key words: «multimedia lecture-presentations».

Данная работа анализирует использование мультимедийных лекций-презентаций (МЛП) в последипломном образовании врачей. Использование МЛП обеспечивает возрастание качества восприятия, повышение комплаентности слушателей к предоставляемой информации, увеличивает уровень эмоциональной и профессиональной заинтересованности.

Ключевые слова: «мультимедийные лекции-презентации».

Введение. В современных условиях научно-технический прогресс открывает совершенно новые возможности во всех сферах деятельности человека. Безусловно, образовательный процесс в ВУЗе не стоит на месте и нуждается в постоянном совершенствовании и развитии [1, 2, 3]. Кафедра урологии ХМАПО стремится к постоянному повышению качества образовательного процесса, поэтому внедрение и использование современных образовательных технологий является одной из важнейших задач в деятельности преподавателей и руководства факультета. В приложении к образовательному процессу, использование современных компьютерных технологий, в частности мультимедийных лекций-презентаций, позволяет значительно повысить информативность, иллюстративность и соответственно качество восприятия образовательного материала обучающимися.

На кафедре урологии ХМАПО опыт использования мультимедийных лекций составляет уже более 7 лет, причем такие лекции читаются преподавателями практически по всем основным дисциплинам специальности «урология» – на предаттестационных циклах по взрослой и детской урологии, циклах тематического усовершенствования: акушерско-гинекологическая травма в урологии, актуальные вопросы урологии, УЗИ в урологии. В связи с этим, представляется целесообразным провести методологический анализ системы разработки мультимедийных лекций на примере опыта их использования.

Программное обеспечение. В принципе, любое изображение, проектируемое с компьютера на экран можно считать слайдом мультимедийной лекции. Однако, наилучшее качество оформления слайдов достигается при использовании специализированных программ. Одной из наиболее простых и удобных является программа Microsoft Office PowerPoint, разработанная корпорацией Майкрософт (Microsoft Corporation). Данная программа обеспечивает удобство работы по созданию слайдов с различным содержимым, высокое качество отображения различного вида данных, в том числе рисунков, фотографий, графиков, анимации и др. Именно эта программа используется наиболее широко при разработке мультимедийных лекций на фармацевтическом факультете ВГУ. Следует подчеркнуть, что программное обеспечение компьютеров факультета является лицензионным.

Количество слайдов. Одной из наиболее сложных задач при создании любой лекции и научного доклада, в том числе мультимедийных, является решение логического конфликта между желанием преподавателя предоставить слушателям наиболее полный объем информации и ограниченным количеством отведенного времени. Наиболее простым способом решения данной задачи представляется создание такого количества слайдов, которое соответствует отведенному на лекцию количеству минут ±30%. Опыт свидетельствует, что предпочтительно корректировать количество слайдов в сторону уменьшения, так как для слушателей важно не только визуализировать, но и успеть записать информацию.

Например, на стандартную лекцию обычно отводится 2 академических часа, то есть 80 минут. При затратах времени на один слайд около 1 минуты общее количество слайдов не должно превышать 80 штук. Однако, с учетом того, что отдельные слайды внутри лекции имеют различную степень загруженности записываемой информацией, оптимальным количеством слайдов обычно является 50-60 штук.

Фон и шрифт слайдов. Современные компьютерные программы обеспечивают возможность простого и удобного дизайна слайдов с широким выбором фонов и шрифтов. При создании мультимедийных слайдов у преподавателя часто возникает желание использовать наиболее красочные виды оформления и яркие цвета. Однако, зачастую разработчик слайдов не учитывает тот факт, что изображение на компьютере и изображение на большом экране в лекционной аудитории могут очень значительно отличаться. Это зависит от целого ряда факторов, на которые преподаватель не может повлиять, главными из них являются технические характеристики мультимедийного проектора, размер экрана и освещение в аудитории.

Как показывает опыт, наилучшую видимость текстовой информации и иллюстраций все-таки обеспечивает светлый фон и темный цвет шрифта текста. Например, красные тона фона на всех слайдах лекции, как известно, воспринимаются «агрессивно», кроме того, на таком фоне трудно читается текстовая информация. Обычно в одной презентации используют один вид фона, однако, отдельные слайды можно выполнить в другом, например контрастном цвете, что обеспечит привлечение внимания слушателей.

Наилучшую видимость текстовой информации на слайдах обычно обеспечивают простые шрифты без графических украшений. Практически беспроигрышными в этом отношении шрифтами являются Arial, Arial Black, Tahoma и Verdana. С этой же точки зрения худшее восприятие текста на слайдах достигается в таких шрифтах, как например Garamond, Courier New и Times New Roman, поэтому следует избегать их широкого использования и, по крайней мере, не использовать во всем тексте презентации.

Размер шрифта обычно подбирается опытным путем в зависимости от загруженности слайда текстовой информацией. Тем не менее, наилучшую видимость, особенно на значительном удалении слушателя от экрана, можно обеспечить при размере шрифта внутри слайда не менее 26–28, на заголовках предпочтительно использовать шрифт большего размера (обычно 36–44).

Текст. Основной особенностью текста, представляемого на слайдах является необходимость четкого структурирования и максимальная краткость фраз. То есть, на слайдах практически не воспринимаются традиционные сложные предложения, широко используемые в научной и учебной литературе.

Например, нижеприведенное предложение не следует использовать на слайде: «Следует избегать использования на слайдах предложений длиной более 20-30 слов, содержащих причастные и деепричастные обороты, так как такие предложения практически не воспринимаются и не могут быть записаны с учетом ограниченного времени, отведенного на просмотр одного слайда». Поэтому, текстовую информацию на слайдах следует представлять в виде коротких простых фраз содержащих по 10-15 слов. Для структурирования информации можно использовать списки – маркированные или нумерованные.

Иллюстрации. Использование в слайдах мультимедийной лекции иллюстраций различного типа предоставляет широчайшие возможности, так как может обеспечить не только визуальное восприятие информационного материала, но и повышение интереса слушателей к представляемой информации. В слайдах можно использовать различные виды иллюстративного материала, недоступного в печатных источниках информации (учебниках, монографиях, статьях из журналов и т.п.). Например, мультимедийные презентации обеспечивают возможность использования анимации – графических изображений с элементами движения. Анимацию целесообразно применять для усиления зрительного восприятия ответственных вопросов и для демонстрации развития процесса во времени (процесс фагоцитоза, движение мембранных транспортных систем, этапность химической реакции, технологические схемы изготовления лекарственных форм и т.п.).

Анализируя опыт использования иллюстраций, целесообразно классифицировать их не по типу (фотографии, рисунки, графики, схемы, таблицы и т.д.), а по целевому назначению. В соответствии с назначением представляется целесообразным выделить 3 основных вида изображений.

А) Иллюстративные изображения – самый простой в плане подбора вид иллюстраций. Данный вид изображений является прямой иллюстрацией описываемого информационного материала. Например, на лекции по дисциплине «фармакология мочевой инфекции» по теме «Лекарственные средства для лечения цистита» в качестве прямых иллюстраций можно использовать рисунок с анатомией мочевого пузыря или вид петехий при цистоскопии; по дисциплине «фармацевтическая химия» – структурные формулы изучаемых лекарственных веществ; по дисциплине «фармакогнозия» – фотографии с изображениями изучаемых растений и т.п.

Б) Ассоциативные изображения – наиболее сложны в подборе, так как не являются прямыми иллюстрациями описываемого материала. Используются если информационный материал нельзя (невозможно) проиллюстрировать напрямую. Подбираются по принципу создания простой или сложной ассоциативной связи с описываемым материалом.

В) Развлекательные изображения – также не являются прямыми иллюстрациями описываемого материала и могут быть использованы при невозможности иллюстрирования слайда другим способом. То есть, могут применяться в том же случае, что и ассоциативные, но в отличие от них, более просты в подборе. Наиболее целесообразно использовать этот тип изображений при представлении сложного, трудного для восприятия материала, так как эти изображения позволяют привлечь внимание и получить положительный эмоциональный отклик слушателей. Например, самым простым видом этого типа изображений являются картинки и рисунки по типу персонажей мультфильмов – смешные человечки, звери и т.п. Данные картинки можно использовать, например, как центральный элемент в сложных блок-схемах. Изображения данного типа несут элемент зрительной и психологической разрядки, а иногда подчеркивают важное социальное или профессиональное значение представляемой информации.

Обсуждение, выводы. Безусловно, приведенные рекомендации не являются образцовыми и ни в коей мере не должны привести к ограничению свободы творчества начинающих разработчиков мультимедийных лекций. В любом случае, мультимедийная лекция, в отличие от традиционной, предоставляет широкие возможности демонстрации слушателям информации различного типа, как текстовой так и аудио-визуальной, позволяя достичь принципиально нового высокого дидактического качества обучения. Кроме того, мультимедийная лекция позволяет преподавателю существенно экономить время, обычно затрачиваемое на написание и рисование графического материала на доске, что дает возможность более углубленного объяснения изучаемой информации. Использование мультимедийных презентаций при чтении лекций обеспечивает возрастание качества восприятия, повышение комплаентности слушателей к предоставляемой информации, увеличивает уровень эмоциональной и профессиональной заинтересованности, что является одной из важнейших задач в совершенствовании образовательного процесса.

 

«Література»:

1. Инновационные технологии и информатизация образования / В.П. Кулагин [и др.]. – М.: Янус-К, 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под. ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2001.

3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин. – М.: Академия, 2001.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.