Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Чжань Ц.

КЛАССИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды

 

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы философии хореографического искусства КНР. В частности, вопросы отражения моральных принципов китайского народа в танцевальном искусстве.

Ключевые слова: хореография, моральность, танец

Abstract: the article is devoted to the topical issues of philosophy of the Сhinese choreographic art. In particular, the issues of reflection of the moral principles of the Сhinese people to the dance are under consideration.

Key words: choreography, morality, dance

Сегодня в мире существует много китайских танцоров, живущих в различных регионах по всему миру, которые специализируются в обучении иностранцев танцевальному искусству Классического Китая. Однако классический китайский танец требует большего, чем обладания  физическими навыками. Многие профессиональные танцоры, которые прошли обучение в континентальном Китае, являются талантливыми и владеют сложными профессиональными навыками. Тем не менее, из-за упадка морали в Китае и ограничений в нравственности хореографов, а также из-за влияния коммунистической культуры, выступления в Китае часто показывают депрессивные, темные и жестокие вещи, которые вызывают у людей неприятные чувства.

Для адекватной и правильной постановки хореографы и танцоры должны обладать высокой моралью и пониманием сути китайской культуры, в частности: принципов гармонии с природой и поклонения высшим существам. И только тогда они могут точно показать эти ключевые элементы мировоззрения Класического Китая, которые отсутствуют во многих других культурах.

Считается, что танцор не может глубоко понимать китайскую культуру, если он или она не уделяют внимание совершенствованию морали, и поэтому не сможет передать настоящую культуру, даже если он или она очень талантливы с точки зрения физических навыков. Классическая подготовка танцевального номера или программы в стиле китайской классики (особенно с танцорами-не китайцами) обязательным компонентом включает в себя занятия по истории Китая, философии, этике, основы медитации, истории китайской хореографии, совершенствованию личностной морали. И только тогда, по мнению ведущих китайских хореографов, такое глубокое понимание «души танца» естественно вливается в выступления танцоров, превратив их танцы не только в доступные, но и во вдохновляющие.

Китайский классический танец имеет долгую историю. В то же время, он очень богат по содержанию, изображает рассказы из истории различных династий, социальных слоев и этнических групп. Древние картины, фрески, скульптуры и книги служат ценными ресурсами для современных артистов с целью доведения до совершенства этого древнего искусства. Кроме того, в начале 1950-х годов в китайский классический танец официально включили навыки из боевых искусств и балета.

Традиционно китайская культура является божественной и учит людей проявлять уважение к божествам. Например, популярность предсказателей вызвана тем, что люди верят, что их жизнь предустановлена божествами.  В древние времена было много легенд, которые подчёркивали, что только люди с высокими моральными качествами могут называться людьми. Вследствие этого, китайцы всегда уделяли особое внимание морали.

В основу профессионального обучения танцоров положены "три типа воспитания" (сань юй) - физическое, интеллектуальное и моральное. Идеологию современного танца определяют "десять образчиков" - моральных установок для танцора, большинство которых связано с конфуцианскими правилами морали.

1. Образчик человека: достигать целостных способностей через физическое, интеллектуальное и моральное воспитание.

2. Образчик характера: будучи справедливым и бескорыстным, почитать других людей и уважать себя.

3. Образчик нравов: всеобщая любовь и равенство через честность и открытость.

4. Образчик слов и поступков: помнить, что о тебе судят как по твоим словам, так и по поступкам.

5. Образчик доверия: всякое слово держи.

6. Образчик пунктуальности: когда назначаешь встречу и приходишь вовремя, не потребуется никаких извинений.

7. Образчик справедливости: уважай справедливость, не поддаваясь чувству эгоизма.

8. Образчик служения: служи с честью.

9. Образчик процветания: давай другим людям, а не бери от них.

10. Образчик дружбы: возлюби друзей, как самого себя, как своих родных братьев.

Именно эти понятия отражают концепцию китайского хореографического искусства как в Классическом Китае, так и в современном КНР и за его пределами

 

Литература:

1.  Китайское искусство: Принципы, школы, мастера / Сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В.В.Малявина. – М., 2004. – 432 с.

2.  Лі Ванніен, Хуа Сялін. Книга для читання з культури Китаю. – Пекін, 1999. – 569 с. (кит. мовою)

3.  Лон Иньпы. Обзор хореографического искуcства / Иньпы Лон,  Эрчун Сюй. - Шанхай: Издательство Народа, 1997.

4.  Малявин В.В. Китайская цивилизация – М., 2003. – 627 с.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.