УДК 37.013
Епихин А.В.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 131000 «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» С ПОЗИЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
В данном докладе представлена схема исследования основной образовательной программы 131000 «Нефтегазовое дело» с позиции соответствия заявленных результатов обучения предъявляемым к ним требованиям. Приведены основные недостатки ООП и рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: основная образовательная программа, результаты обучения, компетенции, международные стандарты.
This report shows the scheme of research of the basic educational program (BEP) 131000 «Oil and gas business» from a position of conformity of the declared education results to presented requirements. The basic lacks BEP and recommendations about their elimination are resulted.
Key words: the basic educational program, education results, the competence, the international standards.
В соответствии с принятыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) третьего поколения в 2010-2011 годах в Томском политехническом университете активно разрабатывались новые основные образовательные программы (ООП). Как показывает анализ данных документов – они обладают существенными недостатками, которые выражаются в слабой проработке понятия «результат обучения». Суть данной проблемы, в первую очередь, заключается в том, что на разработку ООП отводится недостаточный лимит времени. Кроме того, отсутствуют теоретически обоснованные методы для создания основных образовательных программ. Проводимые исследования в первую очередь направлены на выявление недостатков уже созданных ООП и возможность разработки научно-обоснованных рекомендаций для их проектировщиков.
В рамках исследования производилась обработка таблицы результатов обучения, заявленных в основной образовательной программе по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» для бакалавров [1]. Работа проводилась в несколько этапов:
- распределение компетенций по степени связанности с результатами обучения;
Компетенции, заявленные, как требования для каждого результата, разделялись на три группы – имеющие прямую связь, имеющие косвенную связь и не имеющие связи с результатом обучения. Было показано, что большое количество прописанных в требованиях к результатам обучения компетенций просто не соответствуют им. Кроме того, в двух случаях (Р2 и Р6) было выявлено, что из заявленных компетенции ни одна не имеет прямой связи с заявленным результатом. В процессе исследования создавалось впечатление, что результаты обучения «перегружены» компетенциями. Другими словами, изначально усложнялись задачи дальнейшей декомпозиции. Возникло предположение о возможной необходимости увеличения их количества, что привело бы к упрощению, оптимизации и облегчению оценивания.
Поскольку компетенции – это требования федерального государственного образовательного стандарта, то необходимо было провести корреляцию результатов обучения и с другими требованиями, например, с позиции социальных партнеров.
- определение соответствия планируемых результатов обучения требованиям Ассоциации инженерного образования России (АИОР);
Выбор в пользу АИОР был обусловлен тем, что данная организация олицетворяет в себе требования социальных партнеров России в целом. Причем установленные критерии оценки качества результатов образования соответствуют международным стандартам EUR–ACE и FEANI. Основным результатом данного исследования стало то, что результаты обучения не смогли в себе отразить всех критериев АИОР. Причем для одного из результатов (Р6) не обнаружилось соответствующего критерия в принципе.
Важно отметить, что при работе с критериями АИОР была замечена согласованность и простота. Она выражалась в 12 емких понятиях - 6 профессиональных и 6 универсальных (аналог «общекультурных компетенций» во ФГОС). Причем, краткость в названии каждого критерия изначально позволяет определить то направление, в котором должно проходить обучение (например, «фундаментальные знания», «исследования», «коммуникации» и др.).
- формирование результатов обучения с помощью критериев АИОР;
Как альтернатива исходной была разработана новая таблица результатов обучения. Составлялась она по принципу ранее разработанной для направления 150700 «Машиностроение» [2]. Существенным отличием от базисного варианта является то, что результаты разделены на универсальные и профессиональные. Кроме того, подход к описанию результата обучения был в целом выбран иным, описывающим смысловую связь с выбранными критериями. Зачастую же в основных образовательных программах в качестве результатов обучения записываются в сокращенном виде заявленные компетенции, используемые как критерии оценки. Подобный подход просто обезличивает результат обучения, как самостоятельное понятие.
После обработки ООП был вновь поднят вопрос о максимально возможном количестве результатов обучения. Как показал анализ – их количество, представленное в числе одиннадцати - явно недостаточно для объективной оценки. Другими словами, увеличение количества результатов обучения позволит упростить их структуру и даст возможность более детально производить оценку полученных знаний.
- распределение компетенций, заложенных во ФГОС, в соответствии с новыми результатами обучения;
В процессе работы было выявлено, что оптимальное количество компетенций на каждый результат обучения (при условии, что их количество равно - 11) будет равно четырем, причем две должны быть общекультурными, а две профессиональными. Первоначальное распределение не дало желаемого результата, но еще раз подчеркнуло, что чем больше закладывается требований к результату обучения, тем сложнее его декомпозировать и оценить.
В целом исследование основной образовательной программы по выбранному направлению доказало необходимость пересмотра заявленных результатов обучения с позиции упрощения формулировок и увеличения их общего количества. Кроме того, сделан вывод, что представление результатов обучения через критерии Ассоциации инженерного образования России имеет большие возможности с точки зрения их объективной оценки. Внесены предложения о дальнейшем развитии исследований через анализ возможности применения стандартов CDIO для описания и дальнейшей декомпозиции результатов обучения основных образовательных программ. Выявленные недостатки в процессе формирования результатов обучения подчеркивают острую необходимость в разработке научно обоснованной методики разработки основных образовательных программ.
Литература:
1. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов им магистров по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета/ Под. ред. А.И. Чучалина, Е.Г. Язикова/ Изд-во: ТПУ, 2010 – 152 с.
2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» (бакалавры)/ Изд-во: ТПУ, 2011- 104 с.