Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 37.013

Епихин А.В.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 131000 «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» С ПОЗИЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

 

В данном докладе представлена схема исследования основной образовательной программы 131000 «Нефтегазовое дело» с позиции соответствия заявленных результатов обучения предъявляемым к ним требованиям. Приведены основные недостатки ООП и рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: основная образовательная программа, результаты обучения, компетенции, международные стандарты.

This report shows the scheme of research of the basic educational program (BEP) 131000 «Oil and gas business» from a position of conformity of the declared education results to presented requirements. The basic lacks BEP and recommendations about their elimination are resulted.

Key words: the basic educational program, education results, the competence, the international standards.

В соответствии с принятыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) третьего поколения в 2010-2011 годах в Томском политехническом университете активно разрабатывались новые основные образовательные программы (ООП). Как показывает анализ данных документов – они обладают существенными недостатками, которые выражаются в слабой проработке понятия «результат обучения». Суть данной проблемы, в первую очередь, заключается в том, что на разработку ООП отводится недостаточный лимит времени. Кроме того, отсутствуют теоретически обоснованные методы для создания основных образовательных программ. Проводимые исследования в первую очередь направлены на выявление недостатков уже созданных ООП и возможность разработки научно-обоснованных рекомендаций для их проектировщиков.

В рамках исследования производилась обработка таблицы результатов обучения, заявленных в основной образовательной программе по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» для бакалавров [1].  Работа проводилась в несколько этапов:

- распределение компетенций по степени связанности с результатами обучения;

Компетенции, заявленные, как требования для каждого результата, разделялись на три группы – имеющие прямую связь, имеющие косвенную связь и не имеющие связи с результатом обучения. Было показано, что большое количество прописанных в требованиях к результатам обучения компетенций просто не соответствуют им.  Кроме того, в двух случаях (Р2 и Р6) было выявлено, что из заявленных компетенции ни одна не имеет прямой связи с заявленным результатом. В процессе исследования создавалось впечатление, что результаты обучения «перегружены» компетенциями. Другими словами, изначально усложнялись задачи дальнейшей декомпозиции.  Возникло предположение о возможной необходимости увеличения их количества, что привело бы к упрощению, оптимизации и облегчению оценивания.

Поскольку компетенции – это требования федерального государственного образовательного стандарта, то необходимо было провести корреляцию результатов обучения и с другими требованиями, например, с позиции социальных партнеров.

- определение соответствия планируемых результатов обучения требованиям Ассоциации инженерного образования России (АИОР);

Выбор в пользу АИОР был обусловлен тем, что данная организация олицетворяет в себе требования  социальных партнеров России в целом. Причем установленные критерии оценки качества результатов образования соответствуют международным стандартам EUR–ACE и FEANI. Основным результатом данного исследования стало то, что результаты обучения не смогли в себе отразить всех критериев АИОР. Причем для одного из результатов (Р6) не обнаружилось соответствующего критерия в принципе.

Важно отметить, что при работе с критериями АИОР была замечена согласованность и простота. Она выражалась в 12 емких понятиях - 6 профессиональных и 6 универсальных (аналог «общекультурных компетенций» во ФГОС). Причем, краткость в названии каждого критерия изначально позволяет определить то направление, в котором должно проходить обучение (например, «фундаментальные знания», «исследования», «коммуникации» и др.).

- формирование результатов обучения с помощью критериев АИОР;

Как альтернатива исходной была разработана новая таблица результатов обучения. Составлялась она по принципу ранее разработанной для направления 150700 «Машиностроение» [2]. Существенным отличием от базисного варианта является то, что результаты разделены на универсальные и профессиональные. Кроме того, подход к описанию результата обучения был в целом выбран иным, описывающим смысловую связь с выбранными критериями. Зачастую же в основных образовательных программах в качестве результатов обучения записываются в сокращенном виде заявленные компетенции, используемые как критерии оценки. Подобный подход просто обезличивает результат обучения, как самостоятельное понятие.

После обработки ООП был вновь поднят вопрос о максимально возможном количестве результатов обучения. Как показал анализ – их количество, представленное в числе одиннадцати  - явно недостаточно для объективной оценки. Другими словами, увеличение количества результатов обучения  позволит упростить их структуру и даст возможность более детально производить оценку полученных знаний.

-  распределение компетенций, заложенных во ФГОС, в соответствии с новыми результатами обучения;

В процессе работы было выявлено, что оптимальное количество компетенций на каждый результат обучения (при условии, что их количество равно - 11) будет равно четырем, причем две должны быть общекультурными, а две профессиональными. Первоначальное распределение не дало желаемого результата, но еще раз подчеркнуло, что чем больше закладывается требований к результату обучения, тем сложнее его декомпозировать и оценить.

В целом исследование основной образовательной программы по выбранному направлению доказало необходимость пересмотра заявленных результатов обучения с позиции упрощения формулировок и увеличения их общего количества.  Кроме того, сделан вывод, что представление результатов обучения через критерии Ассоциации инженерного образования России имеет большие возможности с точки зрения их объективной оценки. Внесены предложения о дальнейшем развитии исследований через анализ возможности применения стандартов CDIO для описания и дальнейшей декомпозиции результатов обучения основных образовательных программ. Выявленные недостатки в процессе формирования результатов обучения  подчеркивают острую необходимость в разработке научно обоснованной методики разработки основных образовательных программ.

 

Литература:

1.  Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов им магистров по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета/ Под. ред. А.И. Чучалина, Е.Г. Язикова/ Изд-во: ТПУ, 2010 – 152 с.

2.  Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» (бакалавры)/ Изд-во: ТПУ, 2011- 104 с.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.