Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Панкратова Е.А.

СИСТЕМНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»

 

The work is devoted to teaching a foreign language and professional culture.

Keywords: foreign culture model, foreign language teaching.

Статья посвящена проблеме обучения иностранному языку и правовой культуре.

Ключевые слова: модель иноязычной культуры, обучение иностранным языкам.

Обучение иностранному языку будущих юристов в условиях отсутствия аутентичной культурной среды требует создания модели культуры, руководствуясь системным и информационно-семиотическим подходами.

Согласно системному подходу, будем исходить из понимания культуры как системы. Так, А.Я. Флиер определяет культурную систему как «совокупность культурных черт и форм, исторически сложившихся в практике и сознании некой человеческой общности», которая «является конкретно–исторической культурой какого-либо народа, сословия, конфессии и т.п.». Автор описывает следующие черты, присущие культурным системам: универсальность; целостность; структурная организованность; преобладание внутренних связей над внешними; внутренняя неравномерность; распределение разных элементов культуры между разными группами; динамика изменчивости; способность к саморазвитию; способность к регенерации и самопроизводству в следующих поколениях. Культура, как пишут Ю.Н. Солонин и М.С. Каган, «представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы», «которые в свою очередь могут представлять собой системы более специального типа» и рассматриваются как относительно самостоятельные системы.

Согласно информационно-семиотическому подходу, культура рассматривается как «мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация (или, иначе говоря, как мир социальной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых средств)» (Ю.Н. Солонин, М.С. Каган). В разных культурах используются одни и те же типы знаковых систем со свойственными им способами кодирования и декодирования информации, к которым относят: естественные (вещи и явления природы), функциональные (предмет, указывающий на выполняемое действие), иконические (знаки-образы, внешний облик отражает облик обозначаемых ими вещей), конвенциальные знаки (условный знак, обозначает предмет «по условию»), вербальные знаковые системы, образующие «семиотический базис культуры" (человеческий язык, который сложился на основе психофизиологических возможностей биологической природы человека).

Исходя из вышеизложенного, будем рассматривать правовую культуру как самостоятельную культурную систему, которая в свою очередь является неотъемлемой частью, подсистемой макросистемы – национальной культуры. Другими словами, нам предстоит составить методическую модель правовой культуры как системы, которая будет состоять из определенного множества элементов (представляющие собой подсистемы), иметь структурную (внутренние связи) и функциональную (наличие у элементов функций и взаимодействие друг с другом) организованность, а также взаимодействовать со средой (внешними объектами, оказывающими влияние на систему в целом). Надстроечным элементом данной системы будет являться семиотическое поле правовой культуры, точнее говоря, вербальная знаковая система как семиотический базис правовой культуры, в котором хранится, перерабатывается и передается следующим поколениям правовая информация.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.