Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Ран Н. А.

ПРОЕЦИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРИЕНТИРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА преподавание основ делового общения в практике российских ВУЗов

ФГОБУ ВПО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

 

The paper investigates effective strategy realization forms of the educational component connected with the professional and career competence generation, within the limits of the international project within the bounds of the international project TEMPUS IV-3.

According with this project conditions the discipline «soft skills for engineers» is introduced in educational practice. Common cultural and professional competence will be captured in this discipline, therefore the sections, connected with communication skills and abilities, business planning skills, labor market skills will be added.

Keywords: soft skills; competence; professional competence; career competence

Выявлены эффективные формы реализации стратегии образовательного компонента, связанного с формированием профессиональной и карьерной компетентности, в рамках международного проекта Темпус IV-3.

В соответствии с условиями данного проекта в учебную практику внедряется дисциплина, в которой будут охвачены общекультурные и профессиональные компетенции, умения и навыки за счет включения разделов, связанных с формированием коммуникативных навыков и умений, навыков бизнес-планирования, навыков выживаемости на рынке труда.

Ключевые слова: коммуникативные навыки; компетентность; профессиональная компетентность;  карьерная компетентность

В настоящее время в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) активно ведется разработка эффективных форм реализации стратегии образовательного компонента, связанного с формированием профессиональной и карьерной компетентности, в рамках международного проекта Темпус IV-3 «Профессионально ориентированные магистерские программы в области инжиниринга в России, Узбекистане, Украине». Цель данного проекта: на  основе  рекомендаций  Leuven  communiqué  (2009)  и  в  соответствии  с актуальным  состоянием  и  развитием  Болонского  процесса  разработать  и адаптировать  к  конкретным  национальным  условиям  учебные профессионально  ориентированные  магистерские  программы.   Стоит задача   усилить  роль  системы  образования  в экономическом  развитии страны  и  предложить  обучение,  направленное  на удовлетворение современных потребностей рынка труда [1].

Чтобы быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек, необходимы умения убеждать, находить подход к людям, а так же навыки лидерства, межличностного общения, ведения переговорных процессов, работы в команде, личностного развития, управления временем, эрудированности, креативности и т.п. Традиционно в психологии эти навыки относят к числу социальных. Заметим, что ни одно из них не относится к конкретной специальности. Это большая часть навыков, используемых для достижения целей в любой профессиональной деятельности называется soft skills («мягкие навыки» или «гибкие навыки»).

В соответствии с условиями проекта Темпус в учебную практику ПГУТИ внедряется дисциплина «Профессиональная этика и этикет» (soft skills для инженеров). В рамках этой дисциплины предусмотрено формирование указанных общекультурных и профессиональных компетенций, коммуникативных навыков, умений бизнес-планирования,  формирование навыков выживаемости на рынке труда. Эта дисциплина является факультативной и планируется к внедрению в вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла рабочих учебных планов по различным направлениям подготовки бакалавров.

Профессорско-преподавательский  состав нашего университета в тесном сотрудничестве со студентами и представителями работодателей проводит работу по формулированию результатов обучения и проецированию международных ориентиров высшего образования на преподавание soft skills с учетом специфики российских ВУЗов, поскольку ключевым условием обеспечения целостности в обучении становится знание и понимание задач в контексте будущего применения. Практика показывает, что обучение различным навыкам в отрыве от ценностей и приоритетов компаний редко приводит к ожидаемым результатам. Если целостные представления о задачах компании отсутствуют, то  успешное применение полученных навыков в реальной жизни проблематично. Знание, понимание контекста задач компании позволяет определить достаточность или недостаточность навыков студентов. Понимание профессиональных корпоративных задач обеспечивает целостность в освоении и применении навыков, а также позволяет определить, какие навыки необходимы специалистам, какие навыки избыточны, какие могут быть использованы в интересах или вне интересов компании.

Навыки, которыми должен обладать менеджер, можно разбить на три группы:

1) Стратегические.

2) Операционные.

3) Лидерские.

Стратегические навыки, так или иначе, упирают­ся на опыт. Ключевые умения здесь – это способ­ность мыслить на перспективу, видеть картину комплексно. У российских менеджеров есть фундаментальная база знаний: хорошее образо­вание и богатый жизненный опыт, а опы­та в организации бизнеса недостаточно.

Среди операционных навыков можно выделить два. Пер­вый — умение планировать. Это не самая сильная сторона российских управленцев. В международных корпорациях планирование – основа ведения бизнеса. План может вырабаты­ваться на самых разных уровнях, в том числе и  коллеги­ально.

Второй важный операционный навык – execution, или умение ставить цели и доби­ваться их. В российских компаниях ситуация с execution неоднозначная. С одной стороны, наши менеджеры четко нацелены на выполнение задач. С другой, в российских организациях чаще всего авторитарный, а не лидерский стиль управления, поэтому люди подходят к решению задач без фантазии – авторитаризм убивает творчество. Западным компаниям чаще присущ лидерский стиль, и люди там стараются достичь цели краси­во, качественно, творчески. Необходимо привить такое отношение к делу и россиянам.

Главный лидерский навык – умение видеть конечную цель и доносить ее до других. Нужно сделать акцент на второй части: в авторитарных системах об этом редко задумываются, поэтому здесь большое поле для улучшений. В российских компаниях уделяют мало внимания людям, а если и уделяют, то только тогда, ког­да подбирают новых специалистов или решают вопросы оплаты труда. Систем мотивации, поста­новки задач и развития межличностных отношений  фактически нет.

Таким образом, можно выделить сильные и слабые стороны soft skills российских менеджеров по сравнению с западными.

Слабые стороны:

­    неумение общаться с сотрудниками. В западных вузах вся система обучения построена на работе в группах: от первого класса до бизнес-школы. Индивидуальных заданий мало, поэтому учащиеся сразу же привыкают думать в масштабе проектов, знают, как они должны взаимодейст­вовать друг с другом. Российское образование традиционно строится на индивидуальном подходе и глубоких базовых знаниях;

­    неспособность четко формулировать и излагать свои мысли: талантливый и умный россиянин не может объяс­нить, чего он хочет в итоге добить­ся;

­    неконтекстное мышление;

­    отсутствие инициативы: традицион­ная система управления в России гораздо более жесткая и иерархичная, чем на Западе, она совершенно не способствует инициативе;

­    невосприимчивость к  чужому опыту;

­    неумение работать в группах;

­    неумение планировать.

Сильные стороны российских менеджеров

­    предприимчивость, которой у западных менеджерах, как правило, нет: в условиях рискованных рынков нужно упорядочить предприниматель­ские начинания;

­    высокий интеллект;

­    хорошие «техничес­кие» навыки;

­    умение анализиро­вать риски;

­    нацеленность на результат;

­    оперативное принятие решений. В России экономический ландшафт меняется каждые пять лет – российские менеджеры имеют возможность смотреть на то, как решения претворяются в жизнь в той или иной ситуации. В итоге они научились быстро приспосабливать­ся и оперативно принимать решения, основыва­ясь на анализе рынка[2].

В ПГУТИ при разработке учебной  программы «Профессиональная этика и этикет» упор делается на то, чтобы сохранить российскую нацеленность на результат, обогатив это качество «западным» умением делать реше­ния не только результативными, но и качествен­ными, красивыми. Будущий специалист, получающий образование в вузе, должен рационально сочетать технические знания, умения и навыки с анализом своих управленческих и коммуникативных навыков, связанных с его профессионализацией. В результате разработано следующее содержание учебной программы (табл. 1).

Таблица 1

Содержание разделов дисциплины «Профессиональная этика и этикет»

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Лидерские качества

Наработка лидерских навыков. Формальное и неформальное руководство. Ситуативное управление 

2

Основные аспекты общения

Коммуникативная ответственность.  Базовые навыки необходимые для хорошего общения. Установление контакта с собеседником. Правильное применение устойчивых выражений. Умение держать дистанцию. Управление процессом общения. Проведение деловых бесед

3

Цели

 

Правильная постановка целей и задач. Подход к решению основной задачи

4

Управление конфликтами

Мотивация (Что означает мотивация. Как можно правильно определить мотивацию. Этика, мораль, ценности, потребности). Возникновение конфликтов (Позитивная сторона конфликтов. Причины и способы устранения конфликтов). Виды и развитие конфликтов (Почва возникновения конфликтов. «Горячие» и «холодные» конфликты. Ступени нарастания конфликтных ситуаций). Решение конфликтов. Стрессоустойчивость. Сила убеждения.

5

Планирование

Бизнес – планирование. Индивидуальное планирование. Планирование личного времени. Планирование личного развития

6

Выживаемость на рынке труда

Маркетинг рынка труда. Профессиональная и карьерная компетентность. Повышение профессиональных компетенций и освоение новых навыков

 

Факультатив под названием «Профессиональная этика и этикет» (soft skills для инженеров) планируется к внедрению с 2012 года в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики. Это позволит адаптировать профессионально ориентированные магистерские программы к  конкретным  национальным  условиям, более  полно отразить совокупность культурных, исторических, социальных и других особенностей страны. Позволит обеспечить комплексный подход к обучению учащихся, их постепенное восхождение от личностных проблем, проблем своей семьи, дома, города к проблемам региона, страны и всего мира, что позволит выпускникам  вуза более глубоко осознать Россию как целостность, интегрированную в мировое сообщество.

 

Литература:

  1. http://www.psuti.ru/upload/it/tempus4-3.pdf.
  2. http://www.begin.ru/main/news_and_articles/articles/Managing-Adultly
  3. Пирсон Нил. Краткий курс MBA. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 338 с.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.